Почему идет сильный дым из выхлопной трубы
Белый дым из выхлопной трубы, основные причины
Меня часто спрашивают о выхлопе автомобиля. Зачастую новичкам, да и водителем со стажем не нравится, как машина «дымит». А точнее иногда из выхлопной трубы идет белый дым, может проявляться как с утра (когда только запустили двигатель), так и в течение дня. Причем тут две различные причины. Но все по порядку …
ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ
Ребята хочу написать несколько статей, которые будут посвящены дыму из глушителя, потому как разный цвет, может означать различные неисправности вашего мотора, так что обязательно присмотритесь! Сегодня первая часть, будем говорить именно о белом выхлопе. Про черный читаем здесь.
Что такое выхлоп?
Если ваш силовой агрегат и прилегающие к нему системы исправны и работают в штатном режиме, то выхлоп это ничто иное, как соединение водяного пара, азота и углекислого газа. Они практически бесцветны, при работе исправного агрегата из трубы идет невидимый поток этих газов, в очищении работает также и катализатор который убирает различные газы на выходе из выпускного коллектора.
Но почему же иногда из глушителя идет белый дым? Проявляется это особенно по утрам в холодную погоду? Не всегда это неисправность, это простая физика.
Холодная погода
Первая причина этому явлению может быть холодная погода. Как мы уяснили сверху, в выхлопе присутствует водяной пар, от этого никуда не скрыться, потому как он находится в воздухе который засасывается двигателем для создания топливной смеси. В холодную погоду горячий пар выходит из глушителя, моментально остывая, вот вам и беловатый оттенок – а точнее пар! Причем чем ниже температура, тем сильнее его будет заметно. Это как пар у вас изо рта.
Также хочется отметить, что иногда в глушителе образуется конденсат, от разницы температур. И когда в запускаете мотор, глушитель раскаляется, и вода начинает испаряться. Таким образом, даже в теплую погоду может идти белый дым.
Конденсат образуется в выхлопной трубе из-за частых коротких пробегов, например, вы живете рядом с работой. Выхлопная система не успевает прогреться, чтобы испарить всю воду, а когда остывает, испарения не происходит. Таким образом, растет уровень воды, сам лично видел когда выливали около литра. Для того чтобы она испарялась и больше не образовывалась, вам нужно хотя бы раз в неделю ездить на продолжительные расстояния, от 30 минут и больше. Либо просто прогревать машину во дворе, тогда концентрация «пара» значительно уменьшиться.
Как вы поняли это не смертельная причина, она не указывает на поломки. Но есть и такая, при которой существует очень серьезное повреждение системы.
Поломка
Обычно симптомы такие: — не важно какая погода и температура, прогретый или нет мотор, из выхлопной трубы идет очень густой белый выхлоп, причем уровень охлаждающей жидкости постоянно падает (как его узнать можно почитать здесь), вы почти каждый день добавляете новую партию жидкости. Обороты постоянно «пляшут», от 800 до 1200.
Сразу скажу ребята – ничего хорошего. Нужно ехать на СТО причем чем раньше, тем лучше. Если протяните, то можете загубить свой агрегат, тут и до «капиталки» недалеко.
Причина: — все дело в том, что охлаждающая жидкость попадает в камеру сгорания, после чего она с выхлопом выходит в глушитель. Это очень опасно, ведь идет еще и смешение с маслом, его свойства падают, после устранения проблемы желательно его сменить.
Почему такое происходит? И как она может туда попасть?
Все дело в строении мотора. Как известно он состоит из блока и верхней головки (где располагается «распредвал»), между ними находится прокладка, конструкция должна быть герметичная — так как в блоке и «головке» циркулирует охлаждающая жидкость, которая убирает излишний перегрев. Нужно отметить, что жидкость проходит и через прокладку (там есть специальные пазы).
Если все нормально, утечек нет — антифриз не может попасть в цилиндры. Но при неправильном монтаже головки блока (плохо закручена) или при ее повреждении, возможны мелкие прогибы, через которые начинает сочиться жидкость. Именно она попадает в камеры сгорания, тут же испаряясь и превращаясь в густой белый пар.
Поэтому нужно четко знать, что у вас происходит с двигателем – обычный пар или все антифриз уходит. Смотрим полезное видео.
Можно самому продиагностировать поломку, есть один «дедовский» метод.
1) Прогреваем двигатель до рабочей температуры, хорошо бы после небольшого пробега.
2) Берем, чистый листок бумаги, и прикладываем к выхлопной трубе. Не перекрывая ее полностью, примерно половину. Держим 10 – 15 секунд.
3) Смотрим на бумагу, если она мокрая как от воды, тут ничего страшного. Это просто вода. Если же бумага маслянистая, как после масла, это плохо! Значит, у вас в систему уходит антифриз или тосол. Нужно ехать на СТО, не затягивайте.
Смотрим небольшое видео.
Фильтры
Знаете последней причиной, могут быть вышедшие из строя (забившиеся) фильтры двигателя для очистки воздуха. Я тоже думал что такое не возможно — однако это факт! Все дело в том, что воздуха становится меньше (грязные фильтры не дают ему пройти), а вот топлива больше, при этом «дымность» увеличивается. Но тут также может проявлять не только белый но и черный выхлоп. Но это уже тема другой статьи, обязательно следите за нашим блогом.
В конце хочу сказать – если у вас такой эффект «беловатого тумана» проявляется зимой, уровень жидкости не падает, то это нормально! Не стоит даже на это обращать внимание.
Надеюсь, вам понравилась статья, если это так — то расскажите про нас в социальных сетях, для нас это самая большая награда.
(101 голосов, средний: 4,43 из 5)
Каковы причины черного и белого дыма из выхлопной трубы
Очень часто автомобиль сообщает водителю о технических проблемах посредством разнообразных и довольно выраженных симптомов. Главное уметь их слушать и видеть. В числе таких нюансов – цвет и консистенция облаков, вырывающихся из выхлопной трубы. Что означает черный и белый дым, на что намекает сизый цвет и к каким ремонтам готовиться?
Каждому автомобилисту следует периодически контролировать состояние машины, в частности, уделять внимание двигателю, его температурному режиму, а также состоянию и уровню технических жидкостей. Впрочем, даже у заботливых хозяев случаются серьезные и дорогостоящие поломки, на которые кроме прочего укажет цвет и консистенция выхлопа. Скажем, если процесс сгорания топливно-воздушной смеси нарушен, то это отразится на цвете и даже запахе выхлопа. В этой статье мы коснемся основных причин.
Белый дым – повод для беспокойств
Выхлоп белого цвета коварен: его можно принять за симптом серьезной неисправности двигателя, хотя его наличие будет говорить о другой проблеме, так и наоборот. Начнем с негативного сценарий, а, именно, попадании антифриза в камеру сгорания. В этом случае из выхлопной трубы постоянно валит густой плотный белый дым, который довольно быстро рассеивается в отличие от масляного тумана. Почему антифриз оказывается там, где ему совсем не место? На то разные причины – перегрев двигателя и прогорание прокладки головки блока цилиндров, образование трещин в блоке цилиндров, головке или даже в гильзе. О попадании антифриза в камеру сгорания также подскажут пузырьки в расширительном бачке, падение уровня охлаждающей жидкости и эмульсия вместо масла в двигателе.
Shutterstock / VOSTOCK Photo
Эксплуатировать автомобиль с подобной неисправностью категорически нельзя – смазочные материалы утрачивают свои свойства и капитальный дорогостоящий ремонт двигателя потребуется очень скоро.
Иногда белый дым из выхлопной трубы автомобиля принимают за последствие попадания антифриза в камеру сгорания, хотя неисправность может и не иметь отношение к системе охлаждения. Так, подобное может происходить из-за износа турбонагнетателя или неисправной системы вентиляции картерных газов, которые гонят масло на впуск. Распознать неприятность позволит зоркий взгляд – у выхлопа будет чуть более темный оттенок или масляные пятна, которые останутся на бумажке, поднесенной к срезу выхлопной трубы.
Когда белый дым – это норма
В некоторых ситуациях водитель, увидев белый дым (а, точнее, пар), может не паниковать. Подобный эффект может отмечаться при холодном пуске в сырую погоду. Дело в том, что по мере увеличения температуры из выпускного тракта испаряется конденсат и через несколько минут выхлоп снова будет условно прозрачным. То же самое и при запуске в холодную погоду. Например, когда на улице двадцатиградусные морозы или еще более экстремальная температура, то плотный белый пар из выпускной системы – это совершенно обычное явление.
Shutterstock / VOSTOCK Photo
Таким образом, чем выше влажность воздуха, тем гуще пар из выпускной системы и, чем ниже температура, тем более плотным он получается. А еще белый дым может напугать владельца дизельного автомобиля – при прогретом двигателе система регенерации сажевого фильтра инициирует выжигание сажи и принудительно обогащает топливно-воздушную смесь, дабы увеличить температуру выхлопных газов и выжечь сажу. Обычно “задымление” прекращается через несколько минут.
Богаче или беднее
На передней панели спортивных автомобилей иногда красуются датчики, показывающие соотношение топливно-воздушной смеси. У большинства водителей специального прибора, конечно, нет, но об отклонениях в составе подскажут не только изменения в характере автомобиля, но и цвет облачков из выпускной системы. Если двигатель работает на обогащенной смеси, то есть в ней слишком много топлива, то вы увидите темно-серый иди даже почти черный дым из выхлопной трубы. Здесь же будут наблюдаться и другие симптомы – увеличенный расход топлива, неустойчивая работа агрегата вплоть до потери мощности, а также затрудненный пуск. Мотор “богатит” смесь в ряде случаев, например, когда засорен воздушный фильтр, текут топливные форсунки или изношены свечи зажигания.
Shutterstock / VOSTOCK Photo
Смесь обедненная (количество бензина в ней не соответствует оптимальным заданным параметрам в меньшую сторону)? Тогда оттенок будет более светлый. Отметим, что отклонение состава топливно-воздушной смеси от нормы может быть вызвано разными причинами, например, разгерметизацией на впуске или проблемами с топливной аппаратурой.
О чем говорит сизый цвет
Из выпускного тракта вылетают облака характерных сизых оттенков? Это говорит о том, что моторное масло попадает в камеру сгорания, причем, порой в значительных количествах. При угаре до 0,5 л на 100 км двигатель дымит при разгоне, а когда потребление достигает 1 л/100 км, то постоянно – во всех режимах. Симптом может намекать как на условно “профилактический” ремонт, так и на необходимость более серьезных вмешательств в агрегат. Причина сизого дыма и, соответственно, угара смазочного материала может заключаться в изношенных маслосъемных колпачках, что само по себе не является большой проблемой. Гораздо хуже, если изношены поршневые кольца, цилиндропоршневая группа. Само собой, в данном случае увеличится расход масла, что само по себе довольно опасно: водитель может пропустить момент, когда его объем упадет до критического уровня.
При износе деталей цилиндропоршневой группы упадет компрессия, но не всегда – сервисмены отмечают, что большое количество масла хорошо уплотняет зазоры, поэтому результаты измерения компрессии могут почти не отличаться от нормы при условии, что зазоры невелики.
Кстати, проблема может заключаться в некорректной работе системе вентиляции картерных газов – она может направлять моторное масло во впускной тракт и тогда автомобиль будет пожирать смазочные материалы на высоких оборотах.
Водители нередко игнорируют сизый дым из выхлопной трубы и продолжают эксплуатацию автомобиля, просто подливая масло в огромных объемах, хотя ездить на машине в подобном состоянии, конечно же, крайне не рекомендуется.
Идет белый дым из выхлопной трубы автомобиля – неисправность? И да и нет!
Белый дым из выхлопной трубы при запуске на холодную – все исправно!
Из курса физики нам известно, что пар – это та же жидкость, только в газообразном состоянии. В нашем случае достаточно уяснить, что жидкость при закипании переходит в пар, а он при остывании конденсируется, т.е. переходит в жидкость. Это простое физическое явление мы наблюдаем регулярно: закипает чайник, выдох человеком воздуха изо рта в холодную погоду, ведро кипятка, выливаемое из балкона в крепкий мороз.
Трансформируя этот принцип на систему выхлопа автомобиля, получим, что в холода горячий пар из глушителя соприкасается с холодным атмосферным воздухом, отчего пар конденсируется, а мы наблюдаем белый дым.
Откуда в выхлопной трубе могут взяться пары воды? В общем-то причин – две:
- Из камеры сгорания. Мы уже упоминали, что сам по себе выхлопной газ – это смесь газов, в числе которых и пары воды.
- Из глушителя. Дело в том, что при коротких поездках выхлопной тракт не успевает прогреваться, отчего часть водяных паров по предыдущему пункту конденсируется на стенках глушителя и резонатора. Позже, когда трубы раскалились как следует, скопившаяся вода начинает испаряться, и эти пары выходят наружу.
Подытожим. Исправный, будь то бензиновый или дизельный, двигатель вполне может дымить белым выхлопом. Это не является неисправностью, если:
- Дымление наблюдается при прогреве холодного мотора и со временем пропадает (характерно для околонулевых температур).
- Дымит на горячую короткий промежуток времени (15-20 минут).
- Постоянно идёт белый дым на сильном морозе.
Отдельных комментариев требует дизельный двигатель с его активной системой прожига сажевого фильтра (читай, самоочистки). О том, что представляет собой система регенерации сажевого фильтра , разговор уже был. Если вкратце, то при включении режима выжигания сажи дизель на протяжении 15-20 минут активно выделяет белый дым. Неисправностью не является, но требует от водителя соблюдать определенный темп движения, и не глушить мотор.
Бьем тревогу: густой дым белого цвета на горячую
Опасения касательно белого цвета выхлопных газов иногда более чем оправданы. Так, это индикатор №1 достаточно серьезной неисправности – попадания тосола/антифриза в камеру сгорания. 100% уверенность в диагнозе даёт постоянно снижающийся уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, который дублируется густым белым дымом из глушителя.
Предпосылкой к потреблению ОЖ служит нарушение герметичности рубашки охлаждения мотора:
- Пробитая прокладка головки блока цилиндров.
- Несоблюдение технологии обтяжки ГБЦ.
- Трещина в ГБЦ.
- Повреждение блока цилиндров или гильзы.
Примечательно, что при попадании антифриза/тосола в камеру сгорания, густой белый дым будет идти из глушителя даже в жаркую летнюю погоду. Но как определить эту неисправность зимой? Ведь опираться только на регулярное понижение уровня ОЖ некорректно, поскольку этот же факт вы будете наблюдать при обычном подтекании какого-либо соединения или радиатора. На этот счет есть один хороший совет:
- Взять лист чистой бумаги и свернуть его вдвое.
- Запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры.
- Перекрыть наполовину выхлопную трубу листом бумаги и выдержать 10-15 секунд.
По виду отпечатков, которые отработанные газы оставили на бумаге, можно судить о состоянии двигателя. Так, мотор считается исправным, если отпечаток либо сухой, либо намок от воды. Об отклонениях в работе системы охлаждения оповещает маслянистый налет.
В копилку причин густого белого дыма можно записать еще и сгорание масла в камере сгорания. Жор смазки обычно определяется по сизому дымку, о чем мы и говорили в материале, как проверить кольца и маслосъемные колпачки . Возникает закономерный вопрос: при чем тут белый выхлоп? Дело в том, что при сгорании больших порций масла цвет выхлопных газов меняется на белый с примесями серого. Да и сама причина попадания этих крупных порций имеет совсем другое происхождение – турбина гонит масло во впускной тракт, или же неисправна система вентиляции картерных газов.
Отличить бело-серый выхлоп от обычного белого практически невозможно, отчего мы рекомендуем пользоваться листком бумаги по уже описанному принципу. Критерием жора масла будет маслянистый отпечаток на салфетке.
В завершение мы бы хотели дать несколько напутствий. Исходя из того, что белый дым зимой – явление абсолютно закономерное даже для исправной машины, изредка поглядывайте под капот и подносите листок бумаги к выхлопной трубе. Дымление летом недопустимо – оно свидетельствует о крупной неисправности двигателя.
Как определить неисправность по цвету выхлопа?
Густой белый дым из выхлопной трубы, сизый или черный, — свидетельство того, что двигатель чем-то болен. В одних случаях виновники очевидны, а в других они с легкостью пародируют друг друга, сбивая с толку рядового автовладельца.
Отработавшие газы образуются в цилиндре двигателя при сгорании топливовоздушной смеси. Соответственно, если этот процесс идет по какому-то аномальному сценарию, то дым из выхлопной трубы приобретает характерный цвет и запах. Основные причины таких явлений: неполное сгорание топливовоздушной смеси и попадание в камеру сгорания масла или антифриза. К сожалению, далеко не всегда можно с уверенностью связать их с конкретным изменением цвета дыма из выхлопной трубы, но свои закономерности в этом все же есть.
Неполное сгорание топливовоздушной смеси возникает из-за ее некорректного соотношения (слишком богатая или бедная) либо, к примеру, по причине снижения компрессии в цилиндрах. При этом цвет выхлопных газов варьируется от светло-серого до темно-серого или черного. Более явно это проявляется у дизельных моторов, ведь они работают в более широком диапазоне соотношения топливовоздушной смеси. Изменение цвета выхлопных газов сопровождается и появлением характерного запаха бензина или солярки. Если смесь слишком богатая (переизбыток топлива), то дым переходит в темные оттенки серого, а в более светлые — при обедненной (переизбыток воздуха). Среди виновников масса конкретных причин: от неисправности топливной аппаратуры до потери герметичности системы впуска воздуха.
Сизые оттенки выхлопных газов четко указывают на сгорание масла в цилиндре. В камеру сгорания оно попадет по многим причинам: от износа поршневых колец и цилиндропоршневой группы в целом до усталости маслосъемных колпачков.
Износ маслосъемных колпачков проявляет себя довольно специфично — большой выброс сизого дыма из выхлопной трубы происходит при пуске холодного мотора и потом полностью сходит на нет. Дело в том, что при длительном простое машины масло потихоньку просачивается через изношенные маслосъемные колпачки и накапливается в цилиндре. После пуска мотора этот объем быстро сгорает. При работе двигателя масло просачивается через колпачки в очень малых объемах, поэтому его сгорание не приводит к появлению сизого дыма, если, конечно, клапаны откровенно не болтаются в своих направляющих.
Если же сизый дым наблюдается постоянно, значит масло всегда попадет в камеру сгорания в больших объемах и это может говорить о сильном износе стенок цилиндров или, к примеру, поршневых колец, то есть о дорогостоящем ремонте.
Еще один виновник — система вентиляции картерных газов, которая из-за неисправности начинает активно гнать масло во впускную систему двигателя. При этом активный масложор наблюдается при езде именно на высоких оборотах.
Попадание антифриза в камеру сгорания всегда вызывает постоянный густой белый дым из выхлопной трубы. Среди причин: трещины в блоке цилиндров, гильзе или головке блока; прогорание прокладки ГБЦ. Однако под такой вид дыма частенько подстраиваются и другие факторы: от законов физики и заложенных алгоритмов работы конкретных моторов до пресловутого попадания масла в камеру сгорания.
Частенько густой белый дым наблюдается при прогреве мотора после холодного пуска в сырую погоду. С ростом температуры идет активное испарение скопившего в выхлопной системе конденсата. Спустя пару минут этот эффект сойдет на нет. Более того, на многоцилиндровых моторах большого объема в момент прогрева из трубы может даже бежать отчетливая водяная струйка — это абсолютно нормально и говорит, что двигатель чувствует себя хорошо.
Неожиданное появление густого белого дыма на ходу на полностью прогретом дизельном двигателе может вызвать система регенерации сажевого фильтра, которая увидела для себя подходящие условия движения автомобиля и решила провести процедуру выжигания сажи. Главное не паниковать, процесс обычно занимает всего пару минут. В этом режиме система управления мотором принудительно обогащает топливовоздушную смесь, чтобы поднять температуру отработавших газов до необходимого уровня для выжигания сажи.
Под густой белый дым с едва различимыми темноватыми оттенками иногда подстраивается и сгорание масла в камере сгорания в больших объемах. Такое частенько происходит, когда изношенная турбина начинает активно гнать жидкость во впускную систему мотора или тем же самым занимается неисправная система вентиляции картера. Проблема в том, что характерный запах горелого масла может перебивать каталитический нейтрализатор. Однако можно пролить свет на источник бед, если подержать у выхлопной трубы белую салфетку или лист бумага (только не обожгитесь!). Масляный туман обязательно оставит характерные следы на самодельном индикаторе.
Благодарим ООО «Иномотор» (г. Москва) за помощь в подготовке материала.
Истории болезней подержанных автомобилей различных моделей вы найдете в подборке публикаций журнала «За рулем».
Белый дым из выхлопной трубы: стоит ли волноваться
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Почему идет густой белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя
- Из-за чего может пойти белый дым из выхлопной трубы дизеля
- Как определить причину появления белого дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя
- Как диагностировать причину белого дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя
Обычно зимой большинство автовладельцев не придают значения тому, что идет белый дым из выхлопной трубы. Однако в теплое время года это выглядит как минимум странно, вне зависимости от того, дизельный мотор у машины или бензиновый. В статье рассказывается о том, каковы могут быть причины сильного белого выхлопа и насколько они серьезны.
Почему идет густой белый дым из выхлопной трубы: возможные причины
Не стоит сразу думать, что это признак серьезных проблем с двигателем. Чаще всего дым появляется из-за образовавшегося в выпускной системе водяного пара. Обычно это случается в холодный сезон, когда на улице температура не выше плюс пяти градусов. Тогда при запуске непрогретого мотора наружу выходит пар. Это явление характерно и для сырой погоды, если на улице дождливо, пасмурно или туманно. В процессе работы двигателя выхлопная система прогревается, и дым перестает идти.
Однако если валит сильный белый дым из выхлопной трубы на прогретом двигателе, то это может сигнализировать о неисправностях. Вот как это проявляется:
- Белый дым выходит в момент, когда вы заводите двигатель и не прекращается даже в процессе прогревания.
- Белые клубы вылетают, если хорошо «газануть» педалью, однако когда мотор работает вхолостую, ничего такого не наблюдается.
Автовладельцы со стажем легко ориентируются в подобных неисправностях, безошибочно определяют причину и знают, как ее устранить. А вот начинающему водителю приходится труднее, потому что при сырой погоде интенсивный белый дым из выхлопной трубы — это обыденное явление, и тут надо разбираться в его интенсивности, продолжительности. Подобное может возникать по разным причинам.
- Забившиеся фильтры.
Кому-то это покажется странным, но именно из-за грязных фильтров двигателя система может выдавать обильные выхлопы, нередко даже черные. Это происходит потому, что воздуха поступает меньше, а топлива — больше.
- Техническая неисправность.
Сильный белый дым из выхлопной трубы в теплое время года, даже при холостой работе двигателя, — верный признак наличия неисправностей.
- Утечка хладагента.
Хладагент может попасть в коллектор. Как распознать, что это произошло? Будет видно, что охлаждающая жидкость расходуется намного быстрее, а обороты двигателя стали неравномерны. Важные элементы двигателя внутреннего сгорания — головка с распределительным валом и блок цилиндров. Эти конструктивные составляющие разделены прокладкой. В целом вся система должна быть герметично смонтирована, чтобы не было утечки антифриза, обеспечивающего защиту от перегрева. Проблема может возникнуть, если головка блока цилиндров установлена неправильно, появились незначительные прогибы или прогорел клапан.
- Износ тех или иных элементов.
В двигателе моторный поршень снабжен кольцом, ограничивающим попадание смазочных материалов в топливную смесь. В процессе работы происходит непрерывное трение, кроме того, рядом находится камера сгорания, поэтому детали изнашиваются, становятся жесткими или совсем выходят из строя. В результате зазоры увеличиваются, масло может попадать в топливо.
Рекомендуем
Особенности конструкции силовой установки
Все автомобили очень разные, и встречается много таких, которые отличаются некоторыми конструктивными особенностями. К примеру, шведские SAAB, выпущенные в девяностых годах, снабжены особым клапаном с вакуумным шлангом. И если через него масло трансмиссии оказывается в моторе, то появляется белый дым из выхлопной трубы.
Это не критично для двигателя, однако работать он будет хуже. Смазочные вещества, необходимые для нормальной работы конструктивных элементов коробки передач, в итоге забивают свечи накаливания. Это в свою очередь подавляет искру и, естественно, сказывается на эффективности работы мотора.
Причины появления белого дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя
Есть несколько дефектов, которые становятся причиной белого выхлопа:
- На момент запуска и прогревания мотора в глушителе была большая влажность.
- В дизельном моторе остается несгоревшее топливо.
- Антифриз проникает в камеру сгорания.
Что касается появления белых выхлопов из-за влаги, собравшейся в глушителе, — это нормальное явление. В момент запуска мотора немного скопившейся влаги просто вытекает, а то, что не вытекло, — стремительно испаряется в процессе прогрева и придает выхлопу белый цвет. Дым перестает идти после того, как система достаточно прогрелась, а конденсат полностью испарился.
Вторая из указанных причин — неполное сгорание топлива, задержка его воспламенения. Причем это бывает не только при неисправностях в дизельном моторе, но и в нормальном рабочем двигателе в холодное время года.
Если дизельный мотор исправен, но топливо все же не воспламеняется в нужный момент, возможно, это из-за того, что стенки цилиндра недостаточно прогреты. Белый дым при этом не считается проблемным явлением, и его не станет после того, как мотор нормально прогреется.
Однако же появление белого дыма из выхлопной трубы на прогретом двигателе может сигнализировать о том, что:
- В топливном насосе пришли в негодность плунжерные пары.
- Есть неполадки в свечах зажигания.
- В цилиндрах недостаточное давление.
- Впрыск в форсунки происходит под слишком большим давлением.
К чему приводят такие неполадки? В двигателе угол впрыска горючего изменяется, момент его воспламенения в цилиндрах задерживается, поэтому мотор бывает трудно завести, причем не только остывший, но и хорошо прогретый. При этом могут наблюдаться подергивания, когда дизель работает вхолостую, или он может троить, если дать нагрузку.
Кроме того, возникает заметное снижение мощности движка: разгон дается труднее и занимает больше времени, больше тратится топлива, мотор с задержкой реагирует на нажатие педали «газа».
Третья причина, почему валит белый дым из выхлопной трубы, самая серьезная и представляет наибольшую опасность именно для дизелей. Антифриз, попавший в цилиндры мотора, провоцирует появление оксида серы, который значительно сокращает срок его службы.
Чаще всего охлаждающая жидкость оказывается в моторе, потому что:
- Уплотняющая прокладка в головке блока цилиндров износилась или повреждена.
- Треснула головка блока цилиндров или сам блок (случается реже).
Бывает, что повреждается прокладка впускного коллектора, тогда антифриз оказывается в камере сгорания через систему впуска горючего.
Важно обратить внимание на проблему вовремя, иначе это может стать причиной гидроудара, выйдут из строя шатуны, а то и вовсе возникнет необходимость в капитальном ремонте движка.
Рекомендуем
Как определить, почему из выхлопной трубы бензинового двигателя идет белый дым
Сначала проведите простой осмотр: вытащите масляный щуп и проверьте не только объем масла, но и как оно выглядит, не появился ли белесый цвет, не образовалась ли эмульсия? Попадание в масло воды нередко выводит из строя двигатель.
Характерное проявление такой проблемы — не белый, а даже сизый дым. Он оставляет за автомобилем целое туманное облако.
Загляните в расширительный бачок. Если пахнет выхлопными газами, а на антифризе есть едва заметная масляная пленка — это плохие признаки.
Еще один способ понять, что в цилиндр попала вода — осмотреть нагар на свече зажигания. В таком случае она будет совершенно чистой, как будто только что из магазина, или даже мокрой.
Понять, почему валит белый дым из выхлопной трубы, можно с помощью простой белой салфетки, которую нужно поднести к глушителю при включенном двигателе. Салфетка не загрязнится, если причина дыма — обычный конденсат. В противном случае на ней проявятся заметные масляные следы. Подтекающий антифриз оставит кислый запах и желтоватые или голубоватые отпечатки. Если проявился какой-нибудь из этих признаков, следует забираться в двигатель и находить причину проблемы.
Возможно, повреждена прокладка, треснула головка блока или сам блок. Кстати, когда пробита прокладка, двигатель троит.
Чтобы обнаружить видимые дефекты, следует изучить очень тщательно все поверхности: сам блок, головку блока, поверхность изнутри, клапаны впуска и выпуска и прилегающие к ним области. Не всегда удается визуально заметить трещину, часто приходится проводить тестирование давлением. При крупных дефектах происходит скопление жидкости над поршнем. В таком случае не откладывайте на потом ремонт авто, иначе может произойти гидроудар.
Например, осмотр показал, что давление в радиаторе нормальное и выхлопными газами от него не пахнет, однако белый дым все же идет, в масле пошел процесс эмульсации, жидкость расходуется слишком быстро. Все это верные знаки того, что впускная система пропускает жидкость. Тогда головку можно не снимать, а просто внимательно обследовать коллектор.
Вообще первопричиной густого светлого выхлопа бывают сбои в работе охлаждающего устройства, что приводит в свою очередь к перегреву мотора. Поэтому решать нужно именно эту проблему, недостаточно будет просто устранить мелкие дефекты, из-за которых появляется белый дым.
Диагностика причины белого дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя
В первую очередь следует выполнить два простых шага:
- Присмотреться, какого цвета дым. Если он не чисто белый, а слегка с синевой — это верный признак того, что горит масло.
- Убедиться, что масло не попадает в охлаждающую систему, и проверить уровень антифриза на наличие выхлопа.
Если идет белый (или бело-серый) дым из выхлопной трубы на холодную, значит, происходит задержка воспламенения горючего. В глушителе скопился газ, который должен быть в цилиндре и двигать поршень. Вообще, если зажигание исправно, дым прекратится после того, как авто прогреется. Так же бывает, когда пары появляются из-за большой влажности в трубе глушителя.
А вот если густой выхлоп продолжает выходить, даже когда машина уже прогрета, значит, скорее всего, в цилиндр мотора просачивается антифриз: либо сквозь микротрещину, либо через изношенную прокладку. Есть характерные проявления, которые указывают на то, что утечка действительно происходит:
- на поверхности охлаждающей жидкости в радиаторе или в расширительной емкости видна тонкая пленка масла;
- запах угарного газа из бачка;
- мелкие пузыри внутри расширительного бачка;
- как только запускаете двигатель, уровень жидкости поднимается. Когда выключаете мотор, он приходит в норму;
- поднимается давление в охлаждающей системе. Самый простой способ проверки — при включении движка попробовать передавить ругой верхний радиаторный шланг.
Белый дым из выхлопной трубы появляется по разным причинам, но если оказалось, что в цилиндры просачивается охлаждающая жидкость, нужно как можно скорее решать проблему, прекратить ездить на автомобиле. Потому что в этом случае масло теряет свои свойства, что может нанести серьезный вред мотору.
Совет: не пытайтесь разбирать и ремонтировать двигатели современных автомобилей самостоятельно в гараже. Если необходим ремонт, обратитесь сразу к грамотному специалисту, а не любителю-кустарнику, чтобы не пришлось платить дважды и устранять после еще более серьезные проблемы с движком. Работники на СТО сразу проведут вам диагностику, выявят неполадки и исправят их.
Белый дым из выхлопной трубы не обязательно является причиной серьезных неисправностей, однако не помешает лишний раз проверить и убедиться в том, что с машиной все в порядке.
Источники:
http://avto-blogger.ru/texchast/belyj-dym-iz-vyxlopnoj-truby.html
http://autorambler.ru/advice/kakovy-prichiny-chernogo-i-belogo-dyma-iz-vykhlopnoi-truby.htm
http://autobann.su/belyi-dym-iz-vychlopnoi-truby.html
http://www.zr.ru/content/articles/905593-o-chem-krichit-dym-iz-vykhlopnoj/
http://rad-star.ru/pressroom/articles/belii-dim-iz-vihlopnoi-trubi/