4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Почему забивается катализатор в машине

Забился катализатор. Основные признаки (симптомы), ну и что собственно делать?

Продолжаю цикл статей про каталитический нейтрализатор (а сокращенно катализатор). Мы уже говорили — что это такое, а также что будет — если его полностью удалить из автомобиля (почитайте интересно). Однако не всегда он может разрушаться, иногда просто забивается. Чем это грозит, какие есть симптомы и последствия, ну и что собственно делать? Давайте разбираться, как обычно будет интересное видео в конце статьи (так что читаем-смотрим) …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Почему забивается катализатор?
  • Косвенные признаки забитого нейтрализатора
  • Как проверить катализатор?
  • Что делать если забился – оплавился – осыпался?
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

В этой статье я не буду рассматривать — зачем он нужен в автомобиле, у меня на эту тему уже есть статья. Сегодня будет разговор, связанный с забиванием ну и частично оплавлением этого фильтра, практически всегда автомобиль ведет себя одинакового, то есть симптомы практически не отличаются.

Почему забивается катализатор?

Причин здесь масса. Как мы с вами знаем это своеобразный фильтр, который должен отчищать отработанные газы, делая их менее токсичными. Обычно это мелкие керамические соты (на которые наносится тонкий слой благородных металлов, обычно платиновой группы), собранные в специальный блок, которые находятся в специальном утолщении глушителя. При прохождении газов этот «блок» разогревается примерно до 750 – 900 градусов и под воздействием температуры происходит преобразование плохих соединений газов в безопасные.

Соты очень тонкие (около 1 квадратного миллиметра) и они могут реально забиться, это происходит из-за систематического нарушения работы двигателя:

  • Попадание антифриза или ТОСОЛА. Если у вас пробита прокладка головки блока, либо есть течи теплообменника, да и сам блок может быть поврежден (в общем охлаждающая жидкость уходит). Зачастую она попадает в цилиндры двигателя и далее с отработанными газами оседает на поверхности катализатора. Происходит не только забивание, но и оплавление поверхности.
  • Попадание масла в выхлоп. Это когда у силового агрегата присутствует «маслорож» (уровень масла постоянно падает), а владелец, длительное время ничего не предпринимает. Масло оседая в сотах, не сгорает, а постепенно забивает их.

  • Плохое топливо. Если вы залили какой-нибудь контрафактный бензин, то на такте выхлопа он может еще не сгореть, а горящий выходит в глушитель и оплавляет поверхность катализатора.
  • Плохая прошивка. Если залить не проверенную прошивку (сделать чип-тюнинг), то возможно опять получить эффект не сгоревшего топлива, потому как может быть нарушена система зажигания, либо задана не верно.
  • Газомоторное топливо. Или попросту газ, у него есть свой блок управления, если настроить его не верно, опять же будет выходить горящая смесь в глушитель и катализатор. Да и выхлоп от газа, намного горячее, чем от бензина.

Конечно, есть еще вариант с механическими повреждениями, то есть задел об колею, но так было на старых авто, когда катализатор находился внизу (под кузовом автомобиля). Сейчас все больше производителей устанавливают его в моторном отсеке, в плотную рядом с выпускным коллектором.

В любом случае, катализатор либо забивается, либо оплавляется от топлива, газа, плохих настроек. И он уже не может нормально пропускать отработанные газы.

Косвенные признаки забитого нейтрализатора

Друзья все просто, если этот элемент забивается или оплавляется, вы практически сразу это сможете понять:

  • У вас загоритсяCHECKENGINE на приборной панели. Как мы с вами знаем работу этого «фильтра», контролируют два датчика кислорода. Один стоит перед ним, другой после, второй должен фиксировать лучшие результаты (то есть меньше плохих веществ). Если проявляется какое-либо отклонение, или давление падает (потому что газы нормально не проходят). Эти датчики подают в ЭБУ сигнал, что здесь что-то не так. Причем мощность искусственно будет занижаться.

  • Занижение мощности. Даже если не горит CHECKENGINE (то есть нет искусственного занижения), мощность и так может упасть. Все потому что отработанные газы не отводятся нормально, и какая-то часть в момент перекрытия клапанов попадает опять в камеры сгорания, смешиваясь с вновь поступившей смесью и как бы понижая ее эффективность. ТО ЕСТЬ ДАВИТЕ НА ГАЗ, а машина не едет.
  • Увеличение расхода топлива.Здесь также все понятно, во-первых датчики кислорода работают не правильно, поэтому идет не корректная информация от них. Во-вторых, вы постоянно «педалируете», давите на педаль газа, а машина не тенет вообще.

Если у вас проявляются все эти три причины, то скорее всего есть проблема с катализатором, нужно его проверить.

Как проверить катализатор?

Про это у меня есть отдельная статья, почитайте она подробная и познавательная. Здесь же я хочу немного ее повторить:

  • Снять и посмотреть. Это самый легкий и самый сложный пункт одновременно. С одной стороны снять это будет самое правильное решение, все на виду как говорится. Но все дело в том, что он может очень сильно прикипать и чтобы раскрутить крепления, нужна либо болгарка (отрезаем), либо паяльная лампа, или баллончик с газом (греем), без навыков это очень сложно сделать
  • Эндоскоп камера. Очень много предложений есть на различных китайских сайтах. Смысл какой, маленькая узкая камера на гибком проводе с подсветкой, откручиваем верхний датчик кислорода, засовываем ее в это отверстие, можно рассмотреть соты катализатора. Причем при желании можно открутить и нижний датчик, рассмотреть его снизу (это тоже желательно), потому как зачастую он может оплавляться именно с другой стороны

  • Проверка давления. Если нет эндоскопа, тогда можно обойтись обычным манометром. Опять откручиваем верхний датчик, устанавливаем специальный переходник и вкручиваем манометр. Запускаем двигатель и раскручиваем примерно до 2500 – 3000 оборотов в минуту. Давление должно быть примерно 0,3 кгс/см2.

От себя скажу сейчас самый действенный способ, это эндоскоп, быстро – ничего снимать не нужно, а главное такие камеры стоят копейки.

Что делать если забился – оплавился – осыпался?

Начну с самого печального, если оплавился – осыпался. Есть два выхода – замена на новый оригинальный стоит дорого, замена на универсальный можно купить за вменяемые деньги, но не всегда они подойдут по очищению газов, второй датчик кислорода может выдавать иногда CHECK, также нужно будет разрезать глушитель выкидывать старый и ХОРОШО устанавливать новый (не все мастера могут это сделать). НУ и самое распространенное, сейчас так делают многие – просто выбиваем, ставим пламегаситель, либо паук 4 – 2 – 1, и шьем под ЕВРО2, иногда ставим обманку. Тут выбирать, как говорится — ВАМ, загрязнять нашу планету или сохранить ее и потратить свои кровные.

А вот в случае если забился, скажем маслом, есть просто черный нагар (но нет оплавления и разрушения). Можно попробовать его очистить. Сейчас продается просто уйма средств, которые могут разъесть его и смыть. Снимаем – чистим – если помогло (машина стала тянуть, перестал гореть CHECK — хорошо). Если не помогло, тогда повторяем верхний алгоритм.

Сейчас смотрим полезное видео.

В заключение хочу сказать, в 70% случаев забитый катализатор уже не спасти (то есть либо замена на новый или же удаление и прошивка). НА этом заканчиваю, думаю информация была вам полезна, будет еще много полезных статей и видео – ИСКРЕННЕ ВАШ АВТОБЛОГГЕР.

Читать еще:  Поршень встретился с клапаном

(8 голосов, средний: 4,88 из 5)

Если забит катализатор: как понять и что делать водителю

Каталитический нейтрализатор или просто катализатор представляет собой важный элемент в устройстве выхлопной системы современного автомобиля. Если просто, автомобильные катализаторы – это своеобразные фильтры, которые установлены в выхлопной системе и активно взаимодействуют с проходящими через них отработавшими газами.

Само собой, пока система работает нормально, выхлопные газы свободно проходят через каталитический нейтрализатор и очищаются должным образом. Однако если возникла проблема с катализатором (например, забился катализатор), в этом случае игнорировать неполадки никак нельзя и необходимо немедленно принимать меры.

Автомобильный катализатор: признаки неисправности и почему возникают проблемы

Итак, важно понимать, что забитый катализатор не позволит выхлопу нормально выходить наружу. Результатом становится ухудшение вентиляции и рост давления в системе, а также целый ряд других проблем. Чтобы вовремя заметить неполадки, необходимо знать основные признаки забитого катализатора.

  • Как правило, на большинстве авто в случае забитого катализатора двигатель может заводиться с трудом, глохнуть после запуска;
  • Зачастую на приборной панели горит «чек» двигателя;
  • Отмечается заметная потеря мощности, автомобиль теряет в динамике, при нажатии на газ отклик слабый, заметно увеличивается расход горючего и моторного масла;
  • Во время холодного пуска двигателя появляется характерный и резкий запах, которого ранее не было;

В случае, когда неисправен сам двигатель или его системы (например, изношена ЦПГ или залегли кольца), возникает увеличенный расход моторного масла. В свою очередь, это масло горит в цилиндрах, активно попадает в выхлоп и «убивает» катализатор.

То же самое можно сказать и о случаях, когда мотор по той или иной причине троит, появляются пропуски зажигания. В такой ситуации горючее не сгорает в цилиндре, остатки топлива и моторное масло попадают в выхлопную систему, загрязняя и выводя из строя каталитический нейтрализатор.

Еще данный фильтр достаточно хрупкий. Его могут выводить из строя механические повреждения (например, при небрежной эксплуатации авто или агрессивной езде в сложных условиях), а также поломки самой выхлопной системы.

Главное, помнить, что забитый катализатор может сильно навредить ДВС. Дело в том, что в случае физического разрушения катализатора его части могут попадать в цилиндры, что станет причиной серьезных неисправностей или капитального ремонта мотора.

Вполне очевидно, если проявилась неисправность катализатора, независимо от класса автомобиля (катализатор ВАЗ или авто премиальных марок) необходимо выполнить диагностику и устранить неисправность одним из доступных методов, о которых мы поговорим ниже.

Как проверить катализатор на машине

Как видно, причин для выхода из строя катализатора много. Это может быть качество топлива, сбои в системе зажигания, общее состояние ДВС и т.д. Так или иначе, если двигатель потерял мощность, на панели горит «чек», а также появился нехарактерный шум (напоминает стук мелкого щебня в области выпускного коллектора, звон при разгоне), необходимо проверять катализатор.

Еще один простой способ быстрой проверки катализатора — метод, в рамках которого следует приложить руку к выхлопной трубе и почувствовать, насколько свободно проходят выхлопные газы. Если возникли подозрения, тогда нужна более глубокая диагностика.

Параллельно в ситуации, когда горит «чек», следует сначала выполнить компьютерную диагностику, однако чтобы проверить автомобиль именно на предмет забитого катализатора, желательно применение следующих способов:

  • Проверка на противодавление, когда измеряется давление выхлопа, после чего его сравнивают с оптимальными показателями. Чтобы выполнить диагностику, нужен манометр, а также переходник, чтобы его подключить. Далее снимается первый лямбда-зонд и на его место через переходник подсоединяется манометр. Главное, получить максимальную герметичность соединения. После остается завести мотор, погазовать до 3000 тыс. об/мин в течение 10-15 сек. и фиксировать данные с манометра.
  • Средние данные таковы: если давление составляет 0.3 кгс/см2, тогда все в порядке, если показатель 0.35 кгс/см2 для ДВС без тюнинга, тогда показания превышают норму. Кстати, если мотор доработан, а давление составляет от 0.5 кгс/см2, тогда это тоже говорит о проблемах с катализатором.

Ремонт и замена катализатора

Начнем с того, что катализатор не ремонтируется. Выходом в сложившейся ситуации является или замена устройства, или удаление катализатора. С учетом высокой стоимости такой детали (даже более дешевых универсальных аналогов), второй вариант по удалению нейтрализатора повсеместно практикуется в странах СНГ.

Еще есть вариант сразу вырезать катализатор и поставить пламегаситель (труба с отверстиями). Такое решение позволяет эффективно отводить выхлопные газы, двигатель работает мягче, улучшается приемистость, однако звук выхлопа становится более громким, а также страдает сама выхлопная система и сокращается ее ресурс.

Подведем итоги

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что в современных автомобилях катализатор является важным элементом, который в связке с кислородным датчиком оказывает прямое влияние на смесеобразование и работу двигателя в целом. Также проблемы с катализатором могут привести к сбоям в работе ДВС в том случае, если фильтр забит.

Напоследок отметим, что замена каталитического нейтрализатора является наиболее правильным решением, однако если нет средств на покупку новой детали, можно ограничиться установкой пламегасителя. Хотя уровень токсичности выхлопа в данном случае сильно повышается и не соответствует нормам и стандартам, владелец получает возможность нормально эксплуатировать автомобиль с исправно работающим ДВС.

Двигатель стал дымить: виды дымления силового агрегата, черный, белый или синий дым. Как определить, почему появился масляный выхлоп, кольца или колпачки.

Причины появления выстрелов и хлопков в глушителе на разных режимах работы двигателя: холостой ход, перегазовки и т.п. Как найти и устранить неисправность.

Причины дымления холодного и прогретого мотора белым, сизым, синим и черным дымом. Диагностика по цвету выхлопных газов. Как самому найти причину.

Почему дизельный двигатель дымит белым выхлопом. Белый выхлоп дизеля «на холодную» и после прогрева мотора. Основные причины, диагностика неисправностей.

Черный цвет выхлопа дизельного двигателя. Сажа из выхлопной трубы дизеля, причины неполного сгорания топлива. Определение основных неисправностей.

Доступные способы ремонта автомобильного глушителя. Как отремонтировать глушитель при помощи холодной сварки, ремонт глушителя без сварки и т.д.

Признаки засорения катализатора

Признаки засорения катализатора

Забился катализатор. Что теперь?

Относиться к катализатору как к порождению зла, неправильно. Другое дело, что стоит он сумасшедших денег, если менять изношенный или разбитый на новый. Замена катализатора проводится только в тех случаях, когда пробег автомобиля не превышает 70-90 тысяч км или раньше. Однако выйти из строя нейтрализатор может и раньше. Поэтому важно знать, как его проверить, чтобы не совершать необдуманных трат.

Забился катализатор. Как это понять

Каждый владелец автомобиля с каталитическим нейтрализатором должен понимать, что это непростое устройство и не просто лишняя банка в системе выхлопа, которую можно просто вырезать безболезненно. В зависимости от того, каким экологическим стандартам соответствует двигатель (Евро2, Евро3, Евро4 и выше), сложность конструкции нейтрализатора будет разной.

В катализаторе может быть установлен один, два или четыре датчика кислорода, каждый из которых может выйти из строя в любой момент, тем самым подводя под подозрение керамический элемент и систему дожига несгоревшего топлива. Кроме того, катализатор может пострадать от механического разрушения, химического, что приведет к ремонту системы выхлопа и замене всего устройства.

Когда катализатор разрушен. Первые симптомы

Забитый катализатор — результат естественного износа керамического элемента. В этих случаях есть шанс восстановить устройство, расшив банку и прочистив элемент, но это не факт. Другое дело, когда элемент разрушен. Здесь последствия будут необратимыми. Для восстановления работоспособности двигателя придется либо заменять нейтрализатор полностью, либо искать б/у элемент, либо устанавливать пламегаситель.

Существует ряд симптомов, при которых можно самостоятельно, либо с помощью мастера, выяснить, разрушен ли катализатор:

  1. Низкая пропускная способность катализатора. Может говорить как о разрушении (механическом или химическом), так и о забитом элементе. Давление в выхлопной системе до и после здорового нейтрализатора должно быть практически идентичным. Визуально это можно выяснить по интенсивности выхлопа, по звуку, по сравнению давления выхлопа из глушителя на здоровом автомобиле и на тестируемом — менее интенсивный выхлоп будет говорить о проблеме с керамическим элементом.
  2. Явный запах сероводорода при работе двигателя. Это самый яркий маркер того, что катализатор разрушен.
  3. Повышенный расход топлива на фоне полностью исправной системы питания, зажигания, чистом воздушном фильтре и нормальной рабочей температуре во время движения. Двигатель начинает потреблять топливо сверх нормы по причине того, что вышедший из строя нейтрализатор не в состоянии поддерживать оптимальную температуру дожига бензина.

К примеру, если на катализаторах, соответствующих стандарту Евро4 нормальная температура дожига должна быть в пределах 500-760 °С, то неисправный элемент с помощью датчика кислорода посылает на электронный блок управления двигателем данные, согласно которым ЭБУ добавляет бензин для повышения температуры дожига. Этого, естественно, не происходит, поэтому лишний бензин просто скапливается в глушителе или испаряется, что может привести к взрыву паров и выходу глушителя из строя.

  • Характерный металлический стук при резком увеличении оборотов или разгоне. Это верный признак того, что керамический элемент имеет механические повреждения или же смещен со своего законного места, свободно перемещается по банке. Такой катализатор тоже работать не будет.
  • Как проверить целостность катализатора

    Более трудоемкий, но верный метод проверки керамического элемента — визуальный осмотр сот. Для этого придется разобрать систему выхлопа, а лучше — снять катализатор и внимательно осмотреть торцы элемента. Забитые или разрушенные соты будут видны сразу.

    Еще один эффективный способ — проверка давления в системе выпуска до и после катализатора. Для этого будет необходим манометр и резьбовой переходник. Чтобы измерить давление перед катализатором, выкручиваем первый лямбда-зонд, вкручиваем манометр и оцениваем давление в зоне средних оборотов, около 3-4 тысяч. После этого проводится замер на втором датчике кислорода. Большой перепад давления будет говорить о разрушенном или забитом катализаторе. Номинал давления в выхлопной системе у каждой модели двигателя свой.

    Симптомы забитого керамического элемента

    Тем не менее опытный водитель может сделать вывод о том, что соты катализатора забиты по дополнительным признакам:

    1. Пропадает тяга и динамика разгона. Это слишком расплывчатый симптом, но если мы знаем точно, что остальные системы работают идеально, при снижении разгонной динамики и проявлении хотя бы еще одного симптома, можно говорить о забитом нейтрализаторе.
    2. Пропадает тяга на высоких оборотах при полностью рабочем двигателе. Если на низких оборотах мощность сильно зависит от настроек системы впрыска и ГРМ, а также системы зажигания, то на верхах снижение тяги может вполне говорить о неисправности катализатора.
    3. Появление ошибок, загорается лампа Check Engine. В этом случае неисправность определить проще, если есть опыт работы с простейшим диагностическим оборудованием — сканером OBD II и соответствующим программным обеспечением.

    Появление ошибок на бортовом компьютере и их расшифровка помогут определить состояние не только самого керамического элемента катализатора, но и датчиков кислорода и цепей, связанных с ними.

    В ряде случаев, при сильно забитом катализаторе, двигатель может вполне нормально запускаться, но после прогрева терять мощность или просто глохнуть. Все попытки запустить его на горячую могут ни к чему не привести. История усугубляется тем, что при забитом керамическом элементе система самодиагностики не выявит никаких сбоев и не сообщит об ошибке. Это объясняется тем, что в бензиновом двигателе чаще всего пропускная способность катализатора контролю не подвергается.

    Забился катализатор. Что теперь?

    Нам же нужно решать и выбирать из нескольких вариантов выхода из положения:

    1. Покупка нового катализатора. Хорошо, но дорого. К примеру, новый катализатор на Форд Фокус 3 обойдется от $400 до $800 в зависимости от качества, производителя, типа элемента и качества керамики. Это с одной стороны, хорошо, поскольку ближайших 100 тысяч км автомобиль без всякого вмешательства в электронные системы будет соответствовать экологическим нормам. С другой стороны, за эти деньги можно найти решение эффективнее.
    2. Навсегда забыть о проблемах с катализатором можно гораздо дешевле, установив пламегаситель из хорошей нержавеющей стали. При этом необходима перепрошивка электронного блока управления двигателем.

    Есть возможность временно снять вопрос с катализатором, попробовав отмыть старый, если он в хорошей физической форме, не поврежден и не потерял геометрию. В любом случае, специалисты компании решат любую проблему с глушителем быстро и недорого с гарантией качества выполненных работ.

    Забился катализатор в автомобиле: 2 способа проверки

    При помощи инфракрасного термометра.

    Когда вы замечаете снижение ускорения, и вам кажется, что возникла какая-то поломка, советуем проехать на автомобиле минут 20–30, что позволит ему полностью прогреться. Важно, чтобы машина именно ехала, ведь в холостом режиме результаты могут оказаться совершенно иными. Показатели температуры разогретого катализатора должны достигать как минимум 400 оС. Когда поездка завершится, поднимите домкратом автомобиль и опять его заведите. Вооружившись ИК-термометром, спуститесь под машину.

    Вообще, инфракрасный термометр — штука достаточно полезная, при этом его стоимость не так уж велика –около 500–1000 рублей.

    Направив лазер на трубу, которая пропускает выхлопные газы, попадающие в катализатор, зафиксируйте ее температурные значения. После этого лазер нужно направить на заднюю стенку каталитического нейтрализатора, откуда выходят газы.

    Если катализатор функционирует исправно, то температурные значения на выходе будут на 30–50 оС выше показателей, зафиксированных на входе. Данная закономерность объясняется химическими реакциями, происходящими в катализаторе и сопровождающимися выделением тепла. Однако, когда в каталитическом нейтрализаторе есть какие-либо неисправности, значение температуры на входе превысит показатели на выходе либо будет совпадать ними.

    Важно! Если автомобиль была заведен только что, показатели температуры на выходе могут оказаться ниже значений на входе или такими же. Это связано с тем, что катализатор попросту не успел разогреться и работает еще не в полную силу. Таким образом, не удастся однозначно определить симптомы забитого катализатора.

    При помощи диагностического адаптера (автосканера).

    Когда не получается произвести проверку температуры с помощью инфракрасного измерителя, советуем использовать диагностический адаптер (автосканер). К примеру, подойдет ELM327. Подобные сканеры очень выручают, они помогают сделать диагностику автомобиля, оценить, в каком состоянии находятся его отдельные части. Стоимость прибора составляет 500–600 рублей.

    /рекламная вставка/ Наши партнеры из RAD-STAR.RU проведут качественную диагностику любого автомобиля и выявят неисправность до того, как это превратится в серьёзную неприятность.

    Прежде всего, необходимо включить сканер в диагностический разъем OBD2 (если у вас старая модель автомобиля, возникнет необходимость в переходнике, потому что это будет разъем G12). Затем включите зажигание, доводя свой автомобиль до рабочих температурных показателей.

    Для получения необходимых характеристик о машине вам необходим будет смартфон или планшет, на котором установлена программа Torque или ее аналоги. Подключение телефона к автомобильному сканеру осуществляется по Bluetooth и WiFi. Затем в приложение добавляется еще два датчика (Сat B1S1 и Сat B1S2), фиксирующих температурные показатели.

    Принцип замеров аналогичен замерам с использованием ИК-прибора. Когда продолжительный период работы автомобиля завершен, значение температуры катализатора в начале должно быть ниже, чем показатели, зафиксированные в конце.

    Подобный сканер позволяет определить состояние катализатора и посредством других датчиков, например, кислорода (лямбда-зонды). Стоит отметить, что осциллограмма первого датчика имеет в идеале вид волны. Что касается второго графика, характерного для датчика после катализатора, то он должен иметь вид прямой, а отклонения при этом должны находиться в пределах 0,7 и 0,9.

    Как отремонтировать забитый катализатор?

    Если не обращать внимания на всё, о чем сказано выше, последствия могут оказаться далеко не самыми радужными. Автовладельцы часто задаются вполне обоснованным вопросом: какие действия нужно предпринять, когда не вызывает сомнений, что катализатор забит. Нужно воспользоваться несколькими вариантами решения данной проблемы:

    • Предпринять попытку очистки наполнителя от скопившихся в нем твердых частиц и нагара . Безусловно, можно привести в пример огромное количество методов очистки (это не входит в задачу данной статьи), однако эффективны они или нет, вопрос весьма спорный. Зачастую эти способы разумнее пробовать лишь в самом начале проблемы и только при отсутствии дополнительных признаков засорения катализатора.
    • Удалить из корпуса наполнитель, установить пламегаситель и эмуляторы на место датчиков остаточного кислорода . Такой шаг позволит вам навсегда решить вопрос о неисправности катализатора. Однако определить факт того, что подобного рода вмешательство в выхлопную систему имело место, не составит труда, если будет проведена проверка при помощи газоанализатора. Тогда вам выпишут штраф как виновнику загрязнения атмосферы.
    • Установить вместо каталитического нейтрализатора новый прибор . Безусловно, этот метод наиболее дорогой, поскольку за покупку и установку вам придется заплатить примерно 9–17 тысяч рублей (смотря какой марки ваш автомобиль).

    Автовладельцы и автомеханики уверяют, что существующие спортивные катализаторы (самые надежные и дорогие) позволяют получать прирост мощности до 10 %. При этом активные элементы, которые становятся наполнителями, полностью соответствуют требованиям Евро-4 и даже Евро-5.

    Полезные материалы про авто здесь!

    Признаки забитого катализатора

    При длительном использовании автомобиля возможны проблемы в работе системы, снижающей токсичность выхлопа. Первые признаки забитого катализатора появляются обычно при пробеге более 150-200 тысяч км. В отдельных случаях это неприятное событие наступает и раньше по самым разным причинам от заводского брака до нарушения правил эксплуатации двигателя.

    Рис. 1 – «Устройство каталитического нейтрализатора»

    Вместе с тем симптомы неисправности описываемого узла нередко схожи с неправильной работой других систем силового агрегата автомобиля. Возникает вопрос, как точно узнать, забит ли катализатор, и что делать в случае выявления данного дефекта. Статья посвящена разбору причин отказа узла, методам его диагностики и способам устранения поломки.

    Признаки забитого катализатора

    Одним из основных симптомов неисправности является снижение мощности мотора и заметное ухудшение динамики автомобиля. Проявляется это заметным уменьшением максимальной скорости и вялым разгоном при старте с места от светофора или при обгоне. Существуют и другие признаки, указывающие на неполадки в работе катализатора:

    • Затрудненный старт и холодного, и горячего двигателя.
    • При сильном засорении узла возможен полный отказ силового агрегата.
    • В выхлопе появляется неприятный запах сероводорода (тухлого яйца).
    • Обороты двигателя самопроизвольно уменьшаются или увеличиваются.

    Неисправность катализатора может сопровождаться загоранием индикатора Check Engine на панели приборов. Контрольная лампа включается при внезапном разрушении активного вещества или повреждения проводов, передающих сигнал от одного из двух датчиков. Они установлены перед входным и после выходного патрубка узла и контролируют содержание активного кислорода. При постепенном засорении индикатор не сигнализирует о выходе системы из строя.

    Рис. 2 – «Загрязнение и разрушение наполнителя катализатора»

    Причины забитого катализатора

    Полное название упомянутого узла — каталитический нейтрализатор выхлопных газов, который представляет собой сложную конструкцию. В корпусе из нержавеющей стали находится керамический или металлический носитель с множеством продольных пор малого диаметра называемых сотами. Он устанавливается непосредственно за выпускным коллектором перед резанатором, глушителем и выхлопной трубой.

    При больших сроках эксплуатации в порах образуется нагар или происходит их закупоривание твердыми частицами, причинами этого являются:

    • Длительное использование некачественного бензина или дизельного топлива, которое не полностью сгорает в цилиндрах и образует большое количество сажи. Дожиг паров горючего происходит внутри носителя, что приводит к его перегреву и деформации.
    • Особенно недопустимо использование этилированного бензина, тетраэтилсвинца в короткий срок выводит катализатор из строя.
    • Большой угар масла из-за износа маслосъемных колец поршней или маслосъёмных колпачков клапанов.
    • Механическое разрушение наполнителя следствие ударов по корпусу узла о неровности дороги.

    Рис. 3 – «Принцип работы нейтрализатора выхлопных газов»

    За редким исключением засорение данного устройства происходит в результате длительной эксплуатации неисправного мотора. Потому при появлении первых признаков необходимо проверить, забит катализатор или нет одним из предложенных ниже методов. На ранних стадиях проще устранить дефекты двигателя, а также восстановить функционирование узла.

    Как проверить, забит ли катализатор?

    Диагностика выхлопной системы может производиться водителем самостоятельно или специалистами автосервиса. Наиболее достоверный способ, позволяющий как проверить катализатор, так и устранить его неисправность — это демонтаж и осмотр узла. Однако этот метод самый сложный и трудоемкий: болты крепление прикипают, и резьбовые соединения не всегда удается раскрутить.

    Рис. 4 – «Визуальная проверка катализатора»

    Если же в процессе проверки из катализатора, снятого с автомобиля, высыпается порошок, то это говорит о его разрушении. Такой узел однозначно подлежит замене. Если дело не дошло до крайности, то убедиться в засорении сот можно посветив фонариком в одни из патрубков. Если с другой стороны вы не увидите света, значит большинство пор непроходимо для светового луча и выхлопных газов.

    Рис. 5 – «Проверка катализатора манометром»

    Существуют и иные менее трудоемкие методы проверки каталитического нейтрализатора, которые используются на СТО и водителями:

    • Пытаемся рукой, одетой в перчатку, закрыть выхлопную трубу при этом двигатель должен работать на холостых оборотах. При исправной системе выпуска отработанных газов сделать это не удастся, вы будете явно чувствовать толчки в руку.
    • Измерить давление в выпускном коллекторе при помощи манометра, подсоединенного к штуцеру вместо датчика остаточного кислорода (лямбда зонда) на входе в катализатор. Если данный показатель превысит 0,3 кгс/см2 при частоте оборотов двигателя в 2500 мин-1, значит узел неисправен.
    • Точно определить забитый катализатор можно при помощи мотор-тестера. На место одной из свечей устанавливается специальный датчик давления, показания которого выводятся на осциллограф. Специалисту остается лишь оценить работу двигателя на больших оборотах. Давление в выхлопной системе более 2 кгс/см2 прямо говорит о непроходимости наполнителя.

    Выбор метода проверки каталитического нейтрализатора остается на усмотрение автовладельца. При этом следует заметить, что наиболее достоверными являются демонтаж и визуальный осмотр узла и диагностика при помощи мотор-тестера.

    Рис. 6 – «Проверка катализатор осциллографом мотор-тестера»

    Можно ли ездить с забитым катализатором?

    Последствия от эксплуатации автомобиля с серьезной неисправностью выхлопной системы бывают достаточно тяжелыми. Необходимо напомнить, что при выходе из строя катализатора наблюдается:

    • Повышенное содержание вредных веществ в отработанных газах.
    • Происходит значительное падение мощности двигателя.
    • Из-за повышения сопротивления выхлопного тракта существенно возрастает расход топлива, что влечет за собой увеличение эксплуатационных расходов.
    • При длительном использовании автомобиля с забитым катализатором в какой-то момент двигатель просто не заведется или того хуже заглохнет во время движения.

    Наибольший вред причиняется двигателю в случае разрушения наполнителя катализатора. Образующиеся при этом твердые частицы могут попасть в цилиндр между его внутренней поверхностью и движущейся деталью — поршнем. В результате на зеркале образуются задиры, устранить которые можно только в процессе капитального ремонта шлифовкой с последующим хонингованием.

    Что делать, если катализатор забитый?

    Как понятно из вышеперечисленного игнорирование неисправности чревато большими неприятностями. Возникает резонный вопрос, что делать, если катализатор забит и это установлено абсолютно точно. Возможных выходов из такой ситуации имеется несколько:

    1. Попытаться очистить наполнитель от нагара и твердых частиц. Существуют разные способы, описание которых выходит за рамки данной статьи. Другой вопрос, что эффективность их вызывает большие сомнения. Они применимы только на самой начальной стадии процесса, когда еще нет никаких признаков засорения узла, и никто не задумывается о возможной неисправности.
    2. Удаление из корпуса наполнителя и установка пламегасителя и эмуляторов вместо датчиков остаточного кислорода. В таком случае вы на всегда забудете о неисправностях катализатора, но это вмешательство в конструкцию выхлопной системы легко выявляется при помощи газоанализатора, и вам будет грозить штраф за загрязнение окружающей среды.
    3. Замена каталитического нейтрализатора новым. Это самый дорогой вариант — приобретение и установка узла обойдется от 9 до 17 тыс. рублей в зависимости от марки автомобиля.

    Существуют так называемые спортивные катализаторы, которые, по отзывам специалистов и автовладельцев дают прирост мощности до 10%. Используемые в качестве наполнителя активные элементы позволяют с легкость уложиться в жесткие требования действующих нормативов Евро-4 и даже Евро-5.

    Рис. 7 – «Замена каталитического нейтрализатора на автомобиле»

    Заключение

    Неисправный каталитический нейтрализатор, не только досадная помеха не позволяющая разогнать автомобиль и являющаяся причиной сложностей с запуском двигателя. Длительная эксплуатация машины с дефектным узлом наносит вред окружающей среде и может привести к поломке деталей цилиндропоршневой группы силового агрегата. Избежать всего этого позволит только своевременный ремонт и обслуживание регулярное и квалифицированное в процессе эксплуатации.

    Катализатор восстановить практически невозможно. Вместе с тем можно сохранить его ресурс, если использовать качественное топливо и выполнять требования руководства по использованию. Машину, оснащенную данной системой нельзя заводить с буксира, долго крутить двигатель стартером и проверять работу цилиндров путем отключения свечей зажигания. Необходимо помнить, что вспышка топливно-воздушной смеси в нейтрализаторе приводит к разрушению наполнителя.

    Источники:

    http://avto-blogger.ru/glush/zabilsya-katalizator.html
    http://krutimotor.ru/priznaki-zabitogo-katalizatora/
    http://mosglush.ru/stati/priznaki-zasoreniya-katalizatora/
    http://zen.yandex.ru/media/id/5d15e57ca1c9a700adaefce9/5db53236118d7f00aeb27c3c
    http://ddcar.ru/blog/elektrika/priznaki-zabitogo-katalizatora

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector
    ×
    ×