Принцип работы дворников ваз 2109
Ваз 2109: ремонт стеклоочистителя — правильное выполнение
Стеклоочиститель («дворник») ваз 2109
Стеклоочистители предназначены для очистки лобового стекла от капель дождя в непогоду, а так же от пыли и грязи и обеспечивают водителю хорошую видимость. При этом щетки стеклоочистителей установленные правильно, очищают большую площадь.
Качество очистки стекла во многом зависит от того, насколько плотно щетки прижимаются к стеклу. Конечно, не стоит забывать, что стеклоочиститель (в силу своего устройства) очищает не всю поверхность лобового стекла, из-за этого обзор в снегопад либо сильный дождь значительно ухудшается.
При отказах (неисправностях) в работе дворников вам придется произвести ремонт стеклоочистителя ваз 2109. Не бойтесь выполнить эту несложную процедуру своими руками, воспользуйтесь нашей статьей и сэкономьте ваши деньги.
Признаки неисправностей
Дворники имеют несколько видов схем подключения (смотрите дворники 2109 ремонт ваз).
Для всех этих схем отмечают такие признаки неисправностей:
- Когда при включении дворников щетки не сдвинулись с места, то возможен обрыв в электрической цепи
- Либо окислились контакты предохранителя (его проверяем в первую очередь)
- Возникла неисправность переключателя либо самого электродвигателя
- Возможно, неисправна червячная передача
Приступаем к ремонту
Наша инструкция подходит для ваз 21099 ремонт и замена стеклоочистителей.Снимается механизм дворников ветрового стекла на ваз2109 и других моделях при необходимости полной замены (если они полностью вышли из строя), для ремонта либо выполнения других работ, когда его наличие мешает ходу их выполнения.
Вам понадобится набор рожковых ключей и набор отверток, чтобы выполнить на ваз 2109 ремонт своими руками дворников, действуйте в такой последовательности:
- Отсоединяем провод минусовой клеммы аккумулятора
- Поворачиваем оба рычажка щеток дворников в вертикальное положение, откручиваем их крепящие их гайки
- Снимаем рычажки щеток с валиков стеклоочистителя
Откручиваем и снимаем рычажки щеток стеклоочистителя
Примечание: Если вдруг рычаг вам не удается снять усилием руки, открутите гайку, крепящую рычаг дворника, только не до конца, во избежание повреждения резьбы.
При помощи плоскогубцев (пассатижей) сдергиваем рычаг со шлицев, затем полностью откручиваем гайку. Снимаем рычаг стеклоочистителя.
- Снимаем защитные колпачки, по одному с каждой стороны
- Отворачиваем по одной гайке от верхнего крепления кронштейна с двух сторон
- Снимаем специальные выравнивающие резиновые шайбы, расположенные с двух сторон
- Открываем капот на автомобиле ваз 2109, отсоединяем разъем с проводками от колодки
- Затем смещаем вентилятор отопителя в правую сторону по отсеку, расположенному перед ветровым стеклом, если этого не сделать, то вентилятор будет мешать нам, вынуть стеклоочиститель.
- Снимаем крышку с блока предохранителей и реле
- Вынимаем из монтажного блока все реле: так как они мешают снятию дворника
Отсоединяем разъем от колодки. Вынимаем все реле, чтобы не мешали снятию дворника
- Отворачиваем болт нижнего крепления от кронштейна стеклоочистителя.
- Сжимаем, пластмассовый держатель проводков и вынимаем его из щели в кузове
- Снимаем держатель с проводков, чтобы его не потерять
- Выводим валики механизма дворников из отверстий расположенных в кузове
- Сдвигаем стеклоочиститель таким образом, чтобы его двигатель находился в широкой части нашего отсека, расположенного перед ветровым стеклом (это место установки вентилятора печки)
- Поворачиваем стеклоочиститель, и выводим его двигатель из отсека
- Сдвигаем дворник в сторону блока предохранителей и реле
- Вынимаем его из отсека
- Отворачиваем гайку, крепящую кривошип механизма дворника
- Снимаем кривошип с валика редуктора дворника, поддев его плоской отверткой
Поддев плоской отверткой, снимаем кривошип с валика редуктора
- Отворачиваем три болта, крепящих редуктор дворника с электродвигателем
- Откручиваем два винтика, крепящих провода электродвигателя стеклоочистителя
- Отсоединяем провода от биметаллического термо предохранителя
- Снимаем с кронштейна двигатель стеклоочистителя
- Затем снимаем стопорное колечко с вала редуктора дворника
- Снимаем регулировочные шайбы с вала редуктора
Совет: Обязательно промаркируйте все регулировочные шайбы для того, чтобы при сборке механизма стеклоочистителя установить их в том же количестве и на свои родные места
- Откручиваем три винта, крепящих крышку редуктора дворника
- Снимаем крышку редуктора
Откручиваем винты (их три), они обозначены стрелочками, чтобы снять крышку редуктора
Предупреждение: Разбирая редуктор стеклоочистителя, не откручивайте (вообще не трогайте) регулировочный винт, (на фото вверху он обозначен красным) иначе вы нарушите осевой зазор (он отрегулирован на заводе) вала якоря.
- Снимаем панель с редуктора дворника
- Вынимаем шестерню редуктора дворника
- Откручиваем два винта (второй располагается за корпусом редуктора дворника) и вынимаем две закладные гайки
Откручиваем винты и вынимаем закладные гайки
- Снимаем корпус редуктора дворника с корпуса электродвигателя вместе со щеткодержателем
- Вынимаем якорь из корпуса двигателя дворника
- Продуваем корпус после разборки электродвигателя сжатым воздухом для того, чтобы удалить из него угольную пыль
- Снимаем стопорные колечки с обоих валиков механизма дворников
- Затем снимаем регулировочные шайбы с двух валиков механизма стеклоочистителя.
- Вынимаем тяги из кронштейна и снимаем с обоих валиков регулировочные шайбы
- Вынимаем уплотнительные кольца из специальных проточек с обеих сторон от кронштейна.
Дальше разобрать систему трапеции невозможно, ее тяги имеют полностью неразборную конструкцию (фото внизу):
- 1 – обозначен кривошип
- 2 — короткая тяга дворника
- 3 — шарнир тяг
- 4 — это валик механизма дворника
- 5 — длинная тяга
Неразборная конструкция тяг дворника
- Проверяем пружинки щеток, если пружинки щеток электродвигателя повреждены либо потеряли упругость, заменяем щетки новыми
- Проверяем легкость перемещения щеток в щеткодержателе
- Заменяем изношенные либо имеющие сколы щетки, они должны свободно перемещаться и без заеданий
- Припаиваем выводы новых щеток (при замене) к щеткодержателю
Проверяем упругость пружинок и плавность перемещения самих щеток
- Зачищаем коллектор при помощи мелкой шкурки (наждачной бумаги), если он загрязнен либо на нем присутствуют риски, царапины и т.д.
- Если коллектор сильно изношен или обгорел, заменяем якорь либо редуктор в сборе с электродвигателем
- Обнаружив следы заедания на самих шейках якоря, зачищаем их при помощи мелкой шкурки
Шейки якоря обозначены стрелками, проверяем состояние шеек и коллектора
- Заменяем шестерню редуктора электродвигателя с поломанными либо сильно изношенными зубьями
- Выправляем погнутые тяги дворника. Если их выпрямить невозможно, заменяем всю трапецию стеклоочистителя
- Если обнаружены повреждения шлицев либо резьбы валиков, заменяем трапецию стеклоочистителя целиком
- Подгоревшие либо окисленные контакты механизма самоостановки зачищаем, с помощью мелкой шкурки
- Заменяем порванные, потерявшие упругость либо потрескавшиеся резиновые подушки, и другие резиновые детали
Сборка
Собираем и устанавливаем на автомобиль ваз 2109, стеклоочиститель в обратной последовательности, учитывая следующее:
- Проверьте, чтобы при постановке якоря в корпус был установлен специальный упорный шарик в выемку вала.
- При сборке редуктора дворников смазываем консистентной смазкой червяк вала электродвигателя и шестерню редуктора.
- Смазываем консистентной смазкой все валики при установке тяг в кронштейн.
- Кривошип устанавливаем параллельно короткой тяге.
- Он при этом, направлен в сторону электродвигателя.
На этом авторемонт своими руками ваз 2109 (стеклоочистителя) завершен. Как видите ничего трудного и тем более, невозможного в этом нет.
Дополнительно посмотрите видео ваз 2109 ремонт дворников (стеклоочистителей).
стеклоочистители автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 — особенности конструкции
Комплект очистителя ветрового стекла типа 33.5205 состоит из электрического привода, рычагов и щеток. Движение щеток стеклоочеститлей- параллельное. Схема включения стеклоочистителя показана на рис. 9.21.
Стеклоочистители ветрового стекла могут быть отечественного или импортного производства. Стеклоочистители взаимозаменяемы по присоединительным и посадочным размерам. Также взаимозаменяемы и моторедукторы (электродвигатели с редукторами) этих стеклоочистителей, хотя они имеют некоторые отличия в конструкции. Стеклоочиститель имеет три режима работы: 1-й и 2-й режимы постоянные (но с различными скоростями движения щеток), а 3-й режим — с прерывистым движением щеток стеклоочистителя. Электродвигатель стеклоочистителя — с возбуждением от постоянных магнитов, трехщеточный, с двумя скоростями вращения. Для защиты электродвигателя от перегрузок при примерзании щеток к стеклу, большом сопротивлении их движению или при заедании механизма стеклоочистителя в очистителе устанавливается термобиметаллический предохранитель многоразового действия. У моторедукторов импортного производства предохранитель установлен под крышкой редуктора на панели концевого выключателя, а у отечественных моторедукторов предохранитель вынесен на кронштейн привода стеклоочистителя.
Прерывистый режим работы стеклоочистителя обеспечивается электронным реле типа 52.3747, установленным в монтажном блоке. Это реле также включает моторедуктор стеклоочистителя (малую скорость) при включении омывателя ветрового стекла. В монтажном блоке 2114-3722010 устанавливается реле типа 526.3747 без вывода «К». Характеристики его такие же, как у реле 52.3747. Это реле можно устанавливать и в прежний монтажный блок.
На части автомобилей ваз 2108, ваз 2109 могут быть установлены стеклоочистители стекла двери задка вместе с электромагнитными клапанами омывателя. Схема включения стеклоочистителя приведена на рис. 9.22.
Стеклоочиститель стекла двери задка состоит из моторедуктора, рычага и щетки. Укладка рычага со щеткой правая по ходу движения автомобиля. В моторедукторах стеклоочистителей установлен термобиметаллический предохранитель для защиты от перегрузок.
У стеклоочистителя при нагрузке моторедуктора моментом 0,49 Н•м (0,05 кгс•м), напряжении питания 14 В и окружающей температуре (25±10)°С число двойных ходов вала моторедуктора должно быть (50±5) мин, а потребляемая сила тока не более 2 А.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Со временем вставки щеток стеклоочистителя теряют эластичность из-за старения резины и щетки прилегают к стеклу неплотно, оставляя при работе неочищенные участки. Временно, до приобретения новых щеток стеклоочистителя, можно попробовать восстановить работоспособность старых щеток. Опустите щетки стеклоочистителя на минуту в чистый бензин, а затем тщательно промойте водой с мылом. Зачастую после этого щетки опять становятся как новые.
Рис. 9.21. Схема включения стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — моторедуктор стеклоочистителя ветрового стекла; 2 — термобиметаллический предохранитель; 3 — электродвигатель насоса омывателя; 4 — электромагнитный клапан омывателя ветрового стекла; 5 — монтажный блок; 6 — замок зажигания; 7 — реле зажигания; 8 — переключатель стеклоочистителей и омывателя стекол; КЗ — реле стеклоочистителя ветрового стекла; А — порядок условной нумерации штекеров в колодке стеклоочистителя; Б — к выводу «30» генератора; а — щетка 2-й скорости стеклоочистителя; б — щетка 1-й скорости стеклоочистителя; в — пружинная пластина концевого выключателя; г, д — контактные стойки концевого выключателя; С1, С2 — помехоподавительные конденсаторы; L1, L2 — дроссели
Рис. 9.22. Схема включений стеклоочистителя стекла двери задка на автомобилях ваз 2108, ваз 2109:
1 — электродвигатель насоса омывателя; 2 — электромагнитный клапан включения омывателя заднего стекла; 3 — монтажный блок; 4 — замок зажигания; 5 — переключатель стеклоочистителей и омывателя стекол; 6 — стеклоочиститель заднего стекла; А — к выводу «30» генератора; Б — порядок условной нумерации штекеров в колодке стеклоочистителя заднего стекла
Самостоятельная регулировка дворников ВАЗ 21099
Любые «капризы» стеклоочистителей не только изрядно нервируют любого владельца автомобиля, но и делают рискованным сам процесс участия в дорожном движении, особенно во время дождя.
Рассмотрение причин возможных отказов или неудовлетворительной работы дворников ВАЗ 21099 стоит начать с описания главного исполнительного механизма – а именно моторедуктора, иначе в дальнейшем будет сложно описать принцип изменения режимов функционирования стеклоочистителей и способы диагностики их неисправностей.
Устройство моторедуктора
Если кратко, то моторедуктор представляет собой червячную пару, приводимую в движение электродвигателем. Двигатель – двухскоростной. Одна щётка имеет общий контакт для обеих скоростей, две другие, за счёт «переброса» питания с одной на другую, изменяют частоту вращения якоря.
Защита моторедуктора от перегрузки осуществляется биметаллическим тепловым предохранителем 6.
Ведомая шестерня имеет контактную пластину, а крышка – три скользящих по ней контакта (на рис. ниже обозначены красной стрелкой).
Такая конструкция сделана для того, чтобы обеспечить подачу тока на щётку первой скорости при размыкании контактов подрулевого переключателя до тех пор, пока стеклоочистители не «припаркуются», а также при прерывистом режиме их работы.
Снятие и проверка моторедуктора и механизма стеклоочистителей
Демонтаж механизма несложен – достаточно снять поводки щёток и выкрутить один крепёжный болт. Правда, могут возникнуть затруднения со «сдёргиванием» поводков с осей – иногда они достаточно прочно «сидят» на посадочных местах. Под поводками находятся гайки крепления втулок осей, одновременно являющиеся крепёжными элементами самой трапеции.
Освободив от крепежа и разъединив контактную колодку, извлеките механизм из коробки воздухопритока. Перед тем, как отсоединять приводной рычаг трапеции от оси моторедуктора, запомните взаимное расположение деталей – чтобы избежать такого казуса, как работа дворников в обратную сторону после сборки.
Моторчик стеклоочистителя закреплен тремя болтами на трапеции:
Сняв моторчик дворников и разобрав его, особое внимание уделите состоянию щёток и коллектора. Если на коллекторе имеются глубокие борозды, то имеет смысл заменить узел целиком – вручную можно наждачкой убрать лишь небольшие дефекты. Обязательно прочистите лезвием или подобным инструментом ламели (прорези) коллектора и промойте якорь спиртом или бензином. Медленная работа дворников часто вызвана утечкой тока через забитые графитной пылью ламели.
Проверив, промыв бензином и, по необходимости заменив пластмассовую шестерню моторедуктора, соберите узел, предварительно смазав шестерни консистентной смазкой.
Осмотрите рычаги механизма – заедающие шарниры и погнутые тяги также могут быть причиной плохой работы дворников.
После установки собранной трапеции сначала оцените правильность её работы, не надевая плотно поводки. Вполне может случиться так, что центральный рычаг был неправильно установлен на ось моторедуктора, вследствие чего дворники после выключения могут «проскакивать парковку», останавливаясь посреди стекла, или не до конца возвращаться назад, в исходное положение. Тогда потребуется регулировка механизма дворников путём перестановки рычага.
Причиной того, что щётки дворников поднимаются при движении с высокой скоростью и не прижимаются к стеклу, является «проседание» пружин поводков. В таком случае заменяются поводки с пружинами в сборе.
Электросхема дворников на ВАЗ 21099
Если выделить все элементы стеклоочистителей лобового стекла в отдельную схему, то она будет выглядеть следующим образом:
Помимо схемы подключения колодки дворников к жгуту проводов от монтажного блока, здесь указаны контакты подрулевого переключателя 8, которые замыкаются при включении того или иного режима, а также адреса проводов в разъёмах Ш3 (Х3), Ш1 (Х1) подключения жгутов изнутри салона к блоку и разъёме Ш11 (Х11) с внешней стороны БП.
Если проанализировать эту схему, то можно сделать следующие выводы:
- включение первой и второй скорости дворников происходит без участия реле К3 (установленного в блоке предохранителей 5); то есть, если дворники ваз 21099 работают только на больших оборотах, неисправно само реле. Отказ же непрерывного режима вызван обрывами питания щёток двигателя «а» и «б» и отсутствием контакта между выводом 53а и выводами 53 и 53b переключателя;
- для прерывистого и кратковременного режимов работы используется только первая скорость моторедуктора. Поэтому, если дворники работают только на третьей скорости (режим 5 переключателя), то причина отказа – обрыв в цепи щётки «б» (первой скорости) моторедуктора.
Кроме того, цветовая маркировка проводов и обозначение их адресов в штекерах помогут Вам «прозвонить» тот или иной участок цепи на предмет обрыва.
На рисунке ниже – обозначение выводов подрулевого переключателя:
В связи с тем, что конструкция переключателя достаточно слабая, причиной того, что дворники ВАЗ 21099 не выключаются или работают только в одном режиме, может стать разрушение подвижных элементов внутри узла. Проверить его можно, проверяя обычным пробником с лампочкой, используя приведённую выше схему.
На ВАЗ 21099 не все контакты задействованы по причине отсутствия заднего дворника и омывателя.
Можно ли сделать дворники ВАЗ 21099 быстрее?
Народная мудрость выработала способ увеличения скорости хода дворников на ВАЗ 2108-99 путём укорачивания питающих цепей моторедуктора.
Для этого провода от контактов «1» и «2» разъёма дворников разрезаются. В каждый разрыв устанавливается реле:
Например, серый провод (№1 в колодке) соединяется с выводом 86 реле, а вывод 85 реле – с «массой» (№4 в колодке). Таким образом, катушка реле сработает при включении 1-й скорости дворников. Осталось протянуть к выводу 87 провод от «плюсовой» клеммы АКБ, а конец разрезанного провода, идущего к моторедуктору – к выводу 30 реле.
Аналогичным образом «врезается» реле в цепь щётки 2-й скорости.
Стеклоочиститель ВАЗ-2108
Для очистки ветрового стекла автомобиля ваз 2108 применяется стеклоочиститель с приводом от электродвигателя. Стеклоочиститель ВАЗ-2108 (2109) состоит из электродвигателя с редуктором и систем тяг.
Устройство стеклоочистителя ВАЗ-2108.
Электродвигатель состоит из статора с постоянными магнитами и якоря с удлинённым валом, на конце которого нарезан винт (червяк). Со стороны червяка располагается коллектор и щёточный узел. Щёточный узел имеет три щётки, одну минусовую и две плюсовых, расположенных под разным углом относительно коллектора. Такое расположение обеспечивает разную скорость вращения якоря, необходимое для изменения частоты срабатывания очистителя.
К электродвигателю со стороны коллектора крепится редуктор, состоящий из косозубой шестерни входящей в зацепление с червяком на конце вала якоря. Шестерня находится на валу, к которому крепится система рычагов. На противоположной стороне от вала на шестерне находится кулачок, который приводит в действие подвижный контакт, который обеспечивает остановку щёток в крайнем положении.
В последнее время в редукторе так же размещается тепловой предохранитель для предотвращения сгорания электродвигателя при заклинивании или примерзании щёток. Ранее этот предохранитель устанавливался на раме стеклоочистителя.
Переключение режимов работы стеклоочистителя осуществляется подрулевым переключателем, а его работа в прерывистом режиме реле стеклоочистителя.
Стеклоочиститель ВАЗ-2108 неисправности.
Стеклоочиститель ВАЗ-2108 не работает на всех режимах.
Если стеклоочиститель ВАЗ-2108 не работает на всех режимах, необходимо проверить предохранитель №5 и состояние редуктора.
Когда электродвигатель работает, а щётки не двигаются, то срезало зубья на шестерне и червячный винт вала не входит в зацепление, или срезало шлицы вала шестерни, на которые одевается кривошип. Так же возможно срезало шлицы на обоих поводках стеклоочистителя, хотя такая неисправность бывает очень редко.
Если предохранитель исправен, необходимо проверить контрольной лампой наличие напряжения на оранжевом проводе, подходящем к разъёму электродвигателя. Если питание отсутствует, проверьте состояние контактов 10 колодки 11 на монтажном блоке (находится сверху монтажного блока) и целостность проводов. Часто из-за попадания влаги подвержены коррозии контакты 10 и 18 колодки 11.
При отсутствии питания на выводе 18 неисправен тепловой предохранитель или нарушен контакт в штекере электродвигателя стеклоочистителя. Для устранения этой неисправности необходимо заменить неисправный предохранитель или закоротить его, в этом случае необходимо учитывать возможность сгорания электродвигателя при заклинивании или примерзании щёток.
При наличие питания переведите переключатель в режим постоянной работы и проверьте наличие напряжения на синем или сине-оранжевом проводе разъёма электродвигателя. Если питание есть необходимо проверить наличие минуса на разъёме. При исправности цепи скорей всего неисправен якорь электродвигателя.
Если питание отсутствует, следует проверить состояние контактов соединяющих колодок выводов 10,15, 16, 18 и 9 колодки 11и выводов 11, 18, 19 и 20 колодки 3 монтажного блока, целостность проводов и переключателя. Для этого необходимо проверить наличие питания на выводах переключателя согласно схеме приведённой ниже. При отсутствии питания на выводе 53а (провод жёлтый с белым) проверить цепь разъём электродвигателя провод жёлтый с белой полосой, вывод 18 колодки 11, вывод 11 колодки 3, вывод 53а разъёма переключателя. Если питание на 53а есть, а на выводах переключателя отсутствует, смените переключатель. Если схема подключения электродвигателя исправна, а стеклоочиститель не работает, неисправен электродвигатель.
Не работает стеклоочиститель в прерывистом режиме.
В этом случае надо проверить исправности предохранителя №4 и исправность реле стеклоочистителя, которое находится в монтажном блоке и схему подключения. Исправность реле проще проверить заменой на заведомо исправный. Если реле исправно, то необходимо прозвонить провода согласно приведённой ниже схеме. При неисправности реле или электропроводки стеклоочистители не будут возвращаться в крайнее положение автоматически и не будут срабатывать при включении омывателя стекла.
Сгорает предохранитель.
Если перегорает предохранитель сразу после установки при включенном зажигании, то короткое замыкание в жёлто-чёрном проводе, идущем к электродвигателям стеклоочистителя и омывателя. Если перегорает после включения стеклоочистителя то короткое в проводах, идущих от переключателя к электродвигателю или сгорел якорь электродвигателя.
Когда стеклоочиститель не работает в прерывистом режиме скорей всего неисправно реле стеклоочистителя. Если в прерывистом режиме щётки останавливаются и двигаются рывками, подгорели контакты в редукторе.
Если стеклоочиститель не работает на низких оборотах и в прерывистом режиме то есть обрыв в цепи от вывода 18 колодки Ш9 до электродвигателя. Так же возможен износ щёток электродвигателя.
Схема стеклоочистителя ВАЗ-2108 (2109).
Стеклоочистители не останавливаются.
Такая неисправность достаточно часто случается в эксплуатации и ставит в тупик водителей. А причина этой неисправности достаточно простая. В этом случае просто плохой контакт между минусовым проводом в разъёме стеклоочистителя и корпусом автомобиля. Дело в том, сто этот провод крепится под болты крепления привода, который имеет резиновые подушки. Для устранения этой неисправности достаточно добавить ещё один провод который соединит место крепления провода с надёжной массой.
Не работает стеклоочиститель ВАЗ: причины неисправности
Рабочий механизм стеклоочистителей рассчитан на большой срок службы и, как правило, неисправности и поломки возникают из – за неправильной эксплуатации. Чаще всего выход их строя «дворников», случается в зимний период, когда щетки стеклоочистителя примерзают к лобовому стеклу, и водитель, не заметив этого, включает электромотор. При этом выйти из строя, может как электрическая, так и механическая часть стеклоочистителя. В данной статье мы разберем нюансы при поиске неисправностей и ремонта стеклоочистителя на автомобилях марки ВАЗ.
Принцип работы стеклоочистителя
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 2113, 2114 (кузов хэтчбек) установлен стеклоочиститель, и стеклоомыватель заднего стекла. На моделях ВАЗ 2199, 2115 (седан) очистителя заднего стекла нет.
Электрическая схема заднего стеклоочистителя:
«Дворники» лобового стекла, имеют несколько режимов работы, прерывистый (работа с паузой), низкая (первая) скорость, высокая (вторая) скорость, разовое троекратное очищение стекла, режим работы со стеклоомывателем. Задний очиститель работает только в одном положении и совместно со стеклоомывателем заднего стекла.
Типичные неисправности работы стеклоочистителя и методы их устранения:
К неисправностям стеклоочистителя относятся:
1) Полная неработоспособность системы (не работает ни один режим, не слышно работы электромотора):
- проверить наличие напряжения в 12 вольт на клемме 6, в разъеме стеклоочистителя, массу 4, а также проверить все питающие схемы (предохранитель 4 и 5, переключатель, монтажный блок, замок зажигания и так далее);
- проверить работоспособность переключателя режимов (наличие управляющего напряжения 12 В, на клеммах 1 и 2 разъема стеклоочистителя, при переключении режимов);
- проверить работоспособность самого электромотора (требуется демонтаж и разбор);
2) Не работает прерывистый режим (все остальные работают);
- основная причина, это неработающее реле «КЗ», на схеме, и переключатель режимов (легче всего проверить методом подмены, на заведомо исправное)
3) Щетки стеклоочистителя не останавливаются в положенном, нижнем положении, а останавливаются в любом месте (щетки могут выходить за рамки лобового стекла):
- сломался (или выгорел) концевой выключатель в электромоторе (заменить не возможно, только мотор целиком, но можно попробовать исправить и починить выключатель);
- неправильная регулировка положения дворников (выставить дворники по месту);
- начал обходится вал привода механизма щеток (разбор и замена вышедших из строя деталей);
4) Слышен шум электромотора, но щетки не двигаются (щетки могут дергаться, на одном месте):
- обошелся («слизало» шлицы) приводной вал привода механизма стеклоочистителя (заменить или исправить шлицевую часть электромотора);
- раскрутилась гайка, крепящая шток механизма, к валу электромотора (затянуть гайку);
5) Нет срабатывания дворников, после включения стеклоомывателя:
- скорее всего, вышел из строя подрулевой переключатель режимов (заменить на заведомо исправный);
- возможно нарушение работы и исправности монтажного блока (измерить напряжение на клеммах 9 и 18);
6) Плохое качество очищения стекла.
- щетки стеклоочистителя потеряли эластичность (заменить щетки на новые);
- попадание масляных материалов на стекло (масло из выхлопной трубы впереди едущего автомобиля, воскование на мойке, загрязнение после полировки и так далее)
Поиск неисправностей и ремонта, заднего стеклоочистителя происходит по схожим принципам, (схема прилагается ниже), за исключением отсутствия в работе заднего стеклоочистителя режимов работы, и соответственно отсутствия некоторых деталей (реле, концевого выключателя в электродвигателе и так далее).
Электрическая часть стеклоочистителя лобового стекла:
Источники:
http://masteravaza.ru/ochistitel-stekla/vaz-2109-remont-stekloochistitelya-400
http://tuningtaza.ru/%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%B2%D0%B0%D0%B7-2108-%D0%B2%D0%B0%D0%B7-2109-%D0%B2%D0%B0%D0%B7-21099-%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8.html
http://russia-car-gid.ru/sxema-podklyucheniya-kolodki-dvornikov-vaz-21099/
http://avtolektron.ru/upravlyaemye-ustrojstva/dopolnitelnoe-oborudovanie/stekloochistitel-vaz-2108
http://avtooverview.ru/remont/remont-stekloochistitelya-vaz/