Успокоитель цепи велосипеда установка
Успокоитель цепи: выбор и установка
Говоря простым языком, успокоитель не дает цепи велосипеда слетать со звезды. Он уменьшает ее колебания, предохраняя, таким образом, от соскакивания. Успокоители цепи на велосипеде бывают разные, они различаются своим видом, весом, защитой звезды, креплениями. Естественно, отличаются и цены на них – например, легкий карбоновый стоит дороже, чем металлический или пластиковый. Умельцы, орудуя дрелью да лобзиком, и сами могут собрать для себя натяжитель. Основная его функция – держать цепь, чтобы она не слетала. Все остальное – уменьшенный вес, защита, пониженная шумность и пр. – это уже дополнительные опции.
Как выбрать?
Девайсы, как правило, рассчитаны на 2 звезды. Очень мало успокоителей цепи велосипеда на 3 звезды. Также обратите внимание на количество зубьев на звезде – это тоже влияет на выбор успокоителя.
По материалам успокоители различаются на пластиковые (легкие, дешевые, хрупкие), металлические (как правило, алюминиевые – относительно тяжелые, средней стоимости, прочные) и карбоновые (дорогие, легкие, не такие прочные, как металлические). Если вы любите гонять, вам нужен успокоитель полегче. Если вы часто катаетесь по бездорожью, холмам, горам, выполняете трюки – вам нужен прочный успокоитель.
Успокоитель для цепи велосипеда может быть оснащен рокрингом – это кусок пластика, который защищает звезду велосипеда от ударов о различные препятствия – бордюры, камни и пр. Бывают также легкие, но не очень долговечные (пластиковые) и тяжелые, но выносливые (из металла). Рокринги нужны тем, чей стиль катания имеет черты экстремального – трюки, фрирайд, гонки, кросс-кантри, катание по горам и пр.
Успокоители могут быть с рокрингами или без, без рокрингов, но с защитой звезды (она крепится снизу, весит меньше, чем рокринг, но и защищает хуже). Также есть и «голые» успокоители без рокрингов и защит. Они, соответственно, легче, но звезда ваша открыта всем камням и бордюрам. Такие успокоители состоят только из рамки и одного или двух прижимных роликов.
По креплениями натяжители цепи подразделяются на BB, ISCG и ISCG 05. Первый – крепится на каретку, успокоитель к раме прижимается кареткой. Второй – крепится болтами непосредственно к раме.
Установка
Мы расскажем о том, как установить успокоитель цепи на велосипед с креплением стандарта ISCG. Такие успокоители, как правило, имеют рокринг, так называемый «банан» (пластина, располагающаяся снизу) и прикрепленных к нему прижимных роликов. На установку успокоителя вам потребуется около 30 минут. В нашем примере это будет успокоитель MRP System.
Для работы вам нужны будут инструменты – шестигранники (5 мм, 4 мм, 2 мм), выжимка для шатунов, съемник каретки, фиксатор резьбы, ключ, которым вы будете откручивать бонки, а также густая смазка.
Первым делом с системы снимается звезда и шатуны. Иногда для установки «банана» нужно откручивать каретку.
Большую звезду поставьте на место средней, а на место большой прикрутите рокринг. «Банан» прикрутите к кареточным «ушкам». Выберите наиболее подходящее положение, и лишь тогда затяните болты. Правильное положение ролика такое: при ходе подвески в 6 дюймов – строго на 12 часов, при меньшем ходе – на 11:30. Когда подвеска полностью сложена, цепь должна чуть касаться дна канавки прижимного ролика.
В крепежные болты «банана» нужно обязательно капнуть фиксатором резьбы. Затем нужно установить шатуны на место, надеть на звезду цепь и настроить прижимные ролики таким образом, чтобы их канавки были как раз по центру цепи. Теперь затяните крепления роликов.
Внутренний блин двигайте к звезде – расстояние между ними должно быть таким же, как между звездой и наружным блином, или даже меньше. Но цепь не должна задевать блин. После этого можно затянуть болты.
Обязательно убедитесь, что все болты хорошо затянуты.
- А также проверьте, достаточно ли длины цепи, чтобы переключаться между скоростями – это делается просто, достаточно переключиться на крайние (самую маленькую и самую большую) скорости.
При необходимости укоротите или удлините цепь.
Успокоитель цепи на велосипед
Катание на велосипеде – активный вид отдыха, сопряженный с повышенным риском возникновения травматизма. Виной всему неровности дороги, которые можно наблюдать не только на пересеченной местности, но и на просторах городских улиц. Между тем, обезопасить себя от падений и по возможности защитить свое двухколесное транспортное средство можно элементарно. Для этого необходимо просто установить на свой велосипед успокоитель цепи.
Успокоитель цепи — зачем это нужно?
Успокоитель цепи – аксессуар, который входит в обширное семейство элементов велозащиты. Предназначением этого устройства является защита цепи двухколесного транспортного средства от ударов о бортики. Он не только предохраняет цепь от механических повреждений в результате агрессивной езды, но и не дает ей возможности вообще упасть со звезд.
Особенности конструкции устройства, классификация
Успокоители – это целая серия защитных аксессуаров для велосипеда. Современные производители готовы предложить потребителям два вида таких устройств:
Рассмотрим более детально каждый из этих видов.
Рокринг
Рокринг – элемент силовой защиты передней звезды велосипеда от механических ударов о бортик, землю и прочие препятствия. Конструкция рокринга предельно проста, она представляет собой круг стандартных габаритов, диаметр которого немного превышает диаметр самой крупной звезды велосипеда. Рокринг монтируется на стандартное крепление и, по сути, заменяет самую крупную звезду ходовой части транспортного средства. Рокринг можно использовать одновременно с передним переключателем скоростей. Для изготовления этого защитного элемента используются: металл, ударопрочный пластик.
Рокринги различных производителей
Роликовый успокоитель
Роликовый успокоитель – элемент, который просто поддерживает цепь в правильном положении, не позволяя ей соскочить со звезды даже во время агрессивной езды. Для защиты цепи скоростных велосипедов рационально использовать большого диаметра ролики, которые оберегают две передние звезды от механических повреждений.
Еще одним типом защитных устройств является рамочная конструкция. В данном случае, за удержание цепи в правильном положении отвечает специальная рамка. Как утверждают бывалые велосипедисты, такая конструкция характеризуется высокими показателями надежности и производительности.
Устройство стандартного рокринга
Говоря об успокоителях, следует также непременно упомянуть об еще одном виде защитного аксессуара – кассетном экземпляре, который изобрели и с успехом применяют на практике мастера-кустари. Элементы конструкции устройства кассетного типа не контактируют со звездой, он устанавливается на нижнее перо рамы велосипеда. Кассетный кустарного производства аксессуар отлично справляется с вопросом удержания цепи велосипеда на препятствиях, однако весьма затрудняет переключение передач.
Типы крепления фабричных успокоителей
На данный момент существует три стандарта крепления защитного аксессуара:
- ISCG – монтаж устройства на раму велосипеда методом фиксации болтами в трех точках по окружности. В этом случае стандартное расстояние между точками крепления составляет 47,77 мм.
- ISCG 05 – наиболее популярный метод монтажа устройства, поддерживаемый многими известными брендами-производителями велосипедов и аксессуаров к ним. При общем диаметре окружности 73 мм, расстояние между креплениями составляет 55,92 мм.
- BB – тип крепления на каретку, прижимающую успокоитель к велосипедной раме.
Схемы общепринятых типов креплений
Установка успокоителя цепи велосипеда своими руками
Принцип установки успокоителей различных типов практически идентичен. Для монтажа защитного аксессуара потребуются следующие инструменты:
- выжимка для шатунов;
- набор шестигранников;
- съемник каретки;
- фиксатор резьбы;
- ключ для откручивания бонок системы;
- смазка.
Алгоритм действий, направленных на самостоятельную установку успокоителя, должен быть следующим:
- Снять шатуны и звезду с системы. При необходимости можно открутить каретку, для того, чтобы зафиксировать звезду и успокоитель в правильном положении.
- Прикрутить «банан» к «ушкам» кареточного стакана.
- Установить шатуны в стандартном положении, натянув цепь на звезду таким образом, чтобы оба ролика плотно соприкасались с шайбами. Обратите внимание: крепежные элементы роликов необходимо затягивать одновременно с двух сторон (с наружной и внутренней).
- Оставив минимальный зазор между внутренним блином успокоителя и звездой нужно затянуть три регулировочных болта.
После выполнения этих нехитрых манипуляций нужно еще раз убедиться в том, что все элементы системы зафиксированы надежно. Далее надо отрегулировать натяжение цепи, поочередно переключаясь на самую маленькую и самую большую звездочки. По мере необходимости можно отрегулировать длину цепи, удлинив или укоротив ее. Монтажные работы завершены.
Устанавливаем успокоитель велосипедной цепи
Если вы натянули цепь, но все равно она периодически соскальзывает, чтобы избежать проблем с трансмиссией, достаточно установить успокоитель цепи велосипеда. Он обеспечит необходимое натяжение и не позволит звеньям слетать со звездочек.
Комплектация устройства
Успокоитель цепи подразумевает целый набор элементов для велосипеда, призванных не только уберечь вас от травмы и порчи новой велоодежды, но и упрощающих техническое обслуживание байка во время путешествия. Стандартная комплектация включает:
- рокринг;
- два ролика, которые ставятся на раму на месте переднего переключателя. Они защищают звездочки и фиксируют цепь, не давая ей упасть.
Инженеры постоянно модернизируют конструкцию, чтобы снизить вес и стоимость. Уменьшают детали, заменяют ролики рамками, а в дворовых сервисных центрах защита монтируется прямо на кассету.
Давайте рассмотрим основные составляющие успокоителя.
Рокринг
Призван защищать переднюю звезду от деформации об препятствия, поверхность земли и борта. Внешне рокринг выглядит как круг, немного превышающий стандартную крепежную звездочку по размерам. Им заменяют самый большой элемент в системе.
[attention type=red]Важно! Можно использовать деталь вместе со скоростным переключателем.[/attention]
Для производства рокринга используется прочный пластик или металл.
Чтобы снизить громоздкость конструкции компании-производители предлагают «бананы» – определенную часть окружности, которая прикрывает самые уязвимые места от ударов снизу.
[attention type=yellow]Стоит знать! Это тот же самый рокринг, только в виде четверти кольца, который крепится снизу на успокоитель. Ставится в основном на гоночные байки.[/attention]
Роликовый успокоитель
Успокоением цепи обычно занимается именно ролик, который поддерживает звенья и не допускает их соскальзывания. Встречаются успокоители трех видов:
- С одним или двумя роликами – часто велосипедистам хватает одного элемента, так как он легко справляется с основной задачей.
- С широкими роликами для нескольких звездочек – используется для скоростных и профессиональных велосипедов
- Без роликов – в данном случае цепь будет держаться за счет рамки. Такая простая модель подойдет, если устройство монтируется с допуском и не предусматривает постоянного нахождения в работе.
Типы крепления
Выделяются три базовых крепления успокоителей цепи:
- BB – фиксация на каретку, которая придавливает успокоитель к рамной основе байка. Чаще всего применяется для неполных защит, например, «бананов».
- ISCG (International Standard Chain Guide) – успокоитель закрепляется на раму с помощью трех болтов, располагающихся по кругу. По нормам диаметр окружности почти 60 мм, а свободное пространство между отверстиями креплений 47,8 мм.
- ISCG 05 – новый стандарт, используемый в качестве альтернативы обычному ISCG. Сейчас его придерживаются все крупные производители. Увеличенный диаметр окружности составляет 73 мм, а расстояние между болтами 55, 9 мм.
Цена, лучшие фирмы
Стоимость цепных успокоителей начинается от 1000 рублей, за качественные изделия придется отдать больше 100 долларов.
На велосипедном рынке в России представлены всего 4 компании, заслуживающие доверие:
- Truvativ – лидер по качеству и надежности элементов, официально в страну его привозят буквально пару фирм.
- Hope – фирмы из Британии, особый акцент делается на инновационные и современные материалы.
- Funn – дорогая Европейская фирма, ее продукция почти не встречается в России, поэтому стоит дорого.
- Shimano – занимает среднюю ценовую нишу.
Как установить своими руками?
После того, как вы разобрались, почему цепь проскакивает и решили данную проблему, можно приступить к монтажу успокоителя на велосипед. Для этого подготовьте специальные инструменты:
- выжимку для шатунов;
- шестигранники;
- съемный ключ для каретки;
- фиксатор резьбы;
- специальную смазку.
[attention type=red]Важно! Следуйте пошаговой инструкции, и установка успокоителя своими руками по времени займет всего 30 минут.[/attention]
- Снимите шатуны и звезды с велосипеда. Возможно, придется открутить каретку – это необходимо для правильной фиксации звездочки и успокоителя.
- Переместите большую звезду на середину, а на ее место установите рокринг.
- К краям каретки прикрутите «банан». Не забудьте капнуть пару капель фиксатора в крепежные элементы.
- Верните шатуны на место и сделайте натяжку цепи так, чтобы ролики вплотную касались шайбочек. Учтите: крепежи нужно затягивать сразу с двух сторон.
- Оставьте небольшой зазорчик между успокоителем и звездой, а затем аккуратно подтяните все болты.
- После всех действий проверьте надежность системы и отрегулируйте натяжение цепи, по очереди меняя передачи, также можно подкорректировать ее длину. Если нужно — смажьте ее специальными средствами.
Как установить успокоитель
Установка успокоителя дело не хитрое, хотя и со своими особенностями. Сегодня мы расскажем, как справиться с этой задачей, будь у вас крепление ISCG или просто переходник для крепления на каретку.
Переходник и крепление на каретку
Если на вашей раме нет креплений ISCG для успокоителя, то вам понадобится переходник, вот такой:
Убедитесь, что переходник подходит под ваш успокоитель, они бывают стандартов ISCG old и ISCG 05, о которых мы рассказали в прошлой статье.
Такие переходники работают только с резьбовыми каретками BSA. С каретками типа Press-Fit такой переходник установить не получится, но можно попробовать установить другой, который крепится на саму раму как хомут:
В случае с переходником-хомутом вам ничего не придётся мудрить, банально закрутите его на раме заподлицо, и так, чтобы верхнее отверстие стояло в положении «На час» по циферблату.
Если кареточный стакан на вашей раме 68мм, то у ведущей звезды на каретке будет два 2.5мм проставочных колечка. Переходник под каретку шириной 2.5мм, следовательно, ним нужно заменить одно проставочное кольцо. На 73мм каретке всего одно проставочное кольцо, его придётся убрать.
Не забудьте хорошенько протереть торец кареточного стакана от грязи и старой смазки. Это улучшит прилегание переходника, и он не будет проворачиваться. Переходник должен быть установлен показано на фото – плоской частью к шатунам. Верхнее отверстие должно находиться в районе часа на циферблате.
Дальше всё просто – закручиваем каретку руками и дотягиваем инструментом с нужным моментом.
Устанавливаем успокоитель
Теперь нам нужно установить успокоитель так, чтобы его нижний ролик находился на одной линии со звездой, вот так:
Для этого вам понадобятся проставочные шайбы и немного терпения. Подкидываете шайбы под успокоитель, закручиваете его и ставите шатун. Если успокоитель смещён влево, значит шайб не хватает, если вправо – вы переборщили.
Важно! С переходником-хомутом может быть трудно найти баланс. Подставьте по 1 шайбе под каждое отверстие, хорошенько закрутите успокоитель на переходнике, а затем отрегулируйте расстояние самим переходником, смещая его вправо-влево на кареточном стакане.
В конечном итоге у вас должно получиться так. Верхний слайдер стоит где-то между 11-12 часами, нижний максимально параллелен земле.
Из-за особенностей рамы возможно придётся слегка провернуть успокоитель, чтобы он не терся о раму во время работы подвески. Но помните, что в таком положении нижний ролик больше подвержен ударам.
Итог
Установить успокоитель сможет каждый. Самый сложный момент – это подобрать правильное расстояние от крепления до успокоителя. Но мы верим, что вы справитесь!
Успокоитель и натяжитель цепи на байк
С ослабшей цепью сталкиваются все, кто ездит на велосипеде. Избежать проблемы невозможно, поскольку она связана с переключением передач. Даже установив новую деталь, после пары прогулок ее придется подтянуть. Проверить степень ее натяжения просто: достаточно деталь оттянуть пальцами на расстояние не меньшее 10 миллиметров, но не большее 15. Показатели актуальны, как для обычных байков, так и для спортивных.
Как цепь натянуть
Если ослабла цепь, ее немедленно следует натянуть. Что для этого нужно? Поставьте байк колесами вверх, на заднем колесе, отпустите крепежные гайки, после чего выставите нужную степень натяжения. Потребуется для этого заднее колесо передвинуть по пазам наклонным, называемым дропаутами. Когда каретка и ось станут параллельны, производится укрепление. Провисание цепи в этом случае не может превышать 5 миллиметров.
Перетягивать элемент нельзя, чтобы не стали тяжело вращаться педали. Но и недотягивать цепь не стоит, чтобы она во время езды не соскакивала. Случается, что колесо в край пазов упирается плотно, а деталь соскакивает. В этом случае, потребуется удаление звеньев.
Задний переключатель передач
Для спортивных моделей велосипедов существуют иные способы для подтягивания цепи. В скоростных байках предусмотрен переключатель передач параллелограммного типа, на котором есть пружина, жесткость которой влияет на натяжение. В этом отличие системы от той, которая стоит на обычных байках.
Из-за того, что натяжитель цепи (успокоитель цепи) провисание не компенсирует, если длина детали велика, она бьет о раму. Если, она коротковата, трудно переключать передачи, что ускорят износ этого элемента.
Успокоитель цепи, который ей не даст возможности соскочить, очень полезная деталь.
На байке спортивном, основная причина, приводящая к провисанию, кроется в лишних звеньях, которые приходится удалять, пользуясь выжимкой.
Узнать количество лишних звеньев
Для этого проводят следующие действия:
- поставив байкколесами вверх, цепной механизм сзади и спереди устанавливают на звездочки крупные, оттягивая цепь и переводя переключатель вперед до упора. Дальше, только 2 звена добавляется, и рассчитывается оптимальная длина;
- поступают и по- иному: спереди цепь ставят на звездочку большую, а сзади – на маленькую, подтягивая ее, пока оси роликовые не окажутся на одной линии вертикальной.
Изготавливаем натяжитель
Сделать его несложно, что будет дешевле, чем его покупать в магазине. Для этого важно понимать роль, которую выполняет натяжитель цепи (успокоитель цепи). Этот элемент выполняет защитную функцию: он помогает регулировать натяжение, исключающее снижение колебаний во время преодоления байком препятствий. Помимо этого, натяжитель цепи (успокоитель цепи) предотвращает соскакивание и защищает от повреждений механических. Применяется он для транспорта с одной скоростью или снабженного устройством внутреннего переключения.
Какой натяжитель (успокоитель цепи) предпочесть
Разновидностей этого устройства три.
Натяжитель цепи (успокоитель) ISCG
Крепится он по кругу на раму с помощью трех болтов, между которыми расстояние 47,77 миллиметров.
Успокоитель ISCG 05
Этот вариант наиболее востребован, благодаря простой установке. Окружность крепления натяжителя iscg05 в диаметре составляет 73 миллиметра, а между крепежом расстояние 55, 92 миллиметра.
Рекомендуем:
Натяжитель Truvativ X0 / BB
Третий вариант – «ВВ» крепится к каретке, прижимающей его к велосипедной раме.
Помимо этого различия, натяжители цепи (успокоители цепи) отличаются характеристиками:
- весом;
- материалом;
- себестоимостью;
- степенью защиты;
- внешним видом.
Помимо металла для их изготовления используют пластик. От того, какой материал выбран, зависит цена изделия.
Сложно ли изготовить в домашних условиях успокоитель цепи
Способов известно несколько. Этот элемент собирают из спицы, алюминиевой или дюралевой пластины и др.
Натяжитель, изготовленный из спицы
Для его изготовления есть несколько вариантов. Наиболее простой – из велосипедной спицы. Выглядит «дедовский вариант» не совсем эстетично, но велосипедистами применяется часто. Для изготовления натяжителя нужны плоскогубцы, которыми спицу сгибают в спираль, помещаемую в трансмиссию, чтобы она оттягивала цепь.
Из пластины
Успокоитель цепи, изготавливаемый из дюралевой пластины или алюминиевой, потребует таких инструментов и материалов:
- пластина, толщина которой 8-11 миллиметров;
- ножовка по металлу и тиски;
- напильник и керн;
- дрель со сверлами или сверлильный станок;
- молоток;
- держатель и метчик М10*1;
- масло техническое.
Старую деталь, которая называется петухом, обрисовывают на пластине маркером, сверлят отверстия в центре, отпиливают заготовку с помощью ножовки, а затем, доводят заготовку с помощью напильника до идеальной. Вместо дропаута делают паз, диаметр которого соответствует размерам вала, вставляемому позже в паз петуха. В месте, где он вставляется в раму, выполняется перепад: тонкий участок по ширине не более 4 миллиметра, толстый – вдвое больше.
После этого высверливают отверстия окончательно, учитывая, что размер сверла нужно взять меньший, чем диаметр отверстия. Более точно соблюсти размеры позволяет электродрель. Осталось нарезать резьбу, которая к осям расположена строго перпендикулярно. Для улучшения внешнего вида, изделие прошкуривают наждачной бумагой и полируют, применяя масло для смазки.
Установка успокоителя на байк
Самостоятельно заменить натяжитель цепи (успокоитель цепи) несложно – по времени это займет полчаса. Рассмотреть порядок действий просто на модели ISCG. Потребуются: шатунная выжимка, устройство для съема каретки, три шестигранника (размер 2,4 и 5 мм), смазка и фиксатор резьбы.
Инструкция для сборки:
- снимают шатуны и звездочки (иногда и каретку); перемещают большую звездочку на место средней, а на ее место устанавливают рокринг — элемент успокоителя;
- к крайним выступам каретки прикручивают «банан»;
- затягивают крепление;
- проверяют, правильно ли установлены: ход одной из подвесок (6-ти дюймовой) обращен на 12 часов, другой — на 11:30. Подвеска в сложенном состоянии может касаться канавки;
- капнуть несколько капель фиксатора в элементы крепежа;
- смонтировать шатуны, установить цепь, настроить ролики прижимные, учитывая, что точно по центру должны находиться канавки;
- выдвинуть к звездочке «блин» таки образом, чтобы строго пропорциональным было расстояние между подобными элементами, а цепь деталей не касалась;
- закрепить болты.
Видео: Как натянуть цепь на велосипеде
Источники:
http://yvelo.ru/zapchasti/uspokoitel_tcepi.html
http://sportzoom.ru/uspokoitel-cepi-na-velosiped/
http://veloprofy.com/accessory/uspokoitel-velosipednoj-cepi/
http://bb30.ru/blogs/articles/kak-ustanovit-uspokoitel
http://motocarrello.ru/pedali-shatuny-i-cep/1370-natjazhitel-cepi-na-bajk.html