Установка бесконтактного зажигания на ниву
Бесконтактная система зажигания
Электрооборудование автомобиля ВАЗ-21219 отличается от ВАЗ-2121 введением бесконтактной системы зажигания и системы управления электромагнитным клапаном карбюратора.
Схема бесконтактной системы зажигания показана на рис. 9-17. У этой системы цепь питания первичной обмотки катушки зажигания прерывается мощным транзистором в электронном коммутаторе 5. Управляющие импульсы на коммутатор подаются от бесконтактного датчика, расположенного в датчике-распределителе зажигания 6.
Начальный установочный угол опережения зажигания для регулировки момента зажигания составляет 1°±1°.
Рис. 9-17. Схема бесконтактной системы зажигания: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – выключатель зажигания; 4 – катушка зажигания; 5 – коммутатор; 6 – датчик-распределитель зажигания; 7 – свечи зажигания
Предупреждения:
- На автомобиле применяется система зажигания высокой энергии с широким применением электроники. Поэтому, чтобы не получить травм и не вывести из строя электронные узлы, необходимо соблюдать следующие правила.
- На работающем двигателе не касаться элементов системы зажигания (коммутатора, катушки зажигания и высоковольтных проводов), а тем более отсоединять высоковольтные провода.
- Не производить пуск двигателя с помощью искрового зазора и не проверять работоспособность системы зажигания «на искру» между наконечниками проводов свечей зажигания и массой. Все это может привести к прогару высоковольтных деталей и выходу из строя системы зажигания.
- Не прокладывать провода низкого напряжения системы зажигания в одном жгуте с проводами высокого напряжения.
- Следить за надежностью соединения с массой коммутатора через винты крепления. Это влияет на его бесперебойную работу.
- При включённом зажигании не отсоединять провода от клемм аккумуляторной батареи и не отсоединять от коммутатора штепсельный разъем, так как при этом на отдельных элементах его схемы может возникнуть повышенное напряжение и он будет поврежден.
- После обслуживания или ремонта автомобиля перед запуском двигателя убедитесь в надежности соединения высоковольтных проводов с катушкой зажигания и свечами.
Ниже указаны неисправности, относящиеся к оригинальным узлам бесконтактной системы зажигания. Остальные неисправности смотрите в главе «Система зажигания».
Возможные неисправности бесконтактной системы зажигания, их причины и методы устранения
Датчик-распределитель зажигания
В бесконтактной системе зажигания двигателя 21213 применяется датчик распределитель зажигания типа 3810.3706. От распределителя зажигания 30.3706-02 он отличается тем, что вместо кулачка на валике имеется стальной экран 18 (рис. 9-18) с четырьмя прорезями, а вместо контактов прерывателя установлен микроэлектронный бесконтактный датчик 20, действующий на основе эффекта Холла.
Рис. 9-18. Датчик-распределитель зажигания 3810.3706: 1 – валик; 2 – маслоотражательная муфта; 3 – штекерный разъем; 4 – корпус вакуумного регулятора; 5 – диафрагма, 6 – крышка вакуумного регулятора; 7 – тяга вакуумного регулятора; 8 – опорная пластина центробежного регулятора; 9 – ротор распределителя зажигания; 10 -боковой электрод с клеммой; 11 – крышка; 12 – центральный электрод с клеммой; 13 – уголек центрального электрода; 14 – резистор; 15 – наружный контакт ротора, 16 – пластина центробежного регулятора; 17 – грузик; 18 – экран; 19 – опорная пластина бесконтактного датчика; 20 – бесконтактный датчик; 21 – корпус датчика-распределителя зажигания.
С выхода бесконтактного датчика снимается напряжение, если в его зазоре находится экран. Если же экрана в зазоре нет, то напряжение на выходе датчика близко к нулю.
Проверка датчика-распределителя зажигания на стенде
Датчик-распределитель зажигания 3810.3706 проверяется по такой же методике, как и распределитель зажигания 30.3706-02. Для проверки выполните соединения с катушкой зажигания, аккумуляторной батареей и с коммутатором аналогично схеме системы зажигания автомобиля (см. рис. 9-17).
Для снятия характеристик центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания выполите на стенде соединения с коммутатором согласно рис. 9-19. Вывод «4» коммутатора 1 соедините с клеммой «+» стенда, вывод «1» — с клеммой «прерыватель» стенда, а выводы «3», «5» и «6» — с датчиком-распределителем зажигания.
Рис. 9-19. Схема для снятия характеристик датчика-распределителя зажигания на стенде: 1 – коммутатор; 2 – датчик-распределитель зажигания; А – к клемме «+» стенда; В – к клемме «прерыватель» стенда
Методика снятия характеристик такая же, как и у распределителя зажигания 30.3706-02. Характеристики центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания у датчика-распределителя зажигания 3810.3706 показаны на рис. 9-20 и 9-21.
Рис. 9-20. Характеристика центробежного регулятора датчика-распределителя зажигания: А – угол опережения зажигания, град; n – частота вращения валика датчика-распределителя зажигания, мин -1
Рис. 9-21. Характеристика вакуумного регулятора датчика-распределителя зажигания: А – угол опережения зажигания, град; Р – разрежение гПа (мм рт. ст.)
Проверка бесконтактного датчика
На снятом с двигателя датчике-распределителе зажигания датчик можно проверить по схеме, приведенной на рис. 9-22, при напряжении питания 8-14 В.
Рис. 9-22. Схема для проверки бесконтактного датчика на снятом датчике-распределителе зажигания: 1 – датчик-распределитель зажигания; 2 – резистор 2 кОм; 3 – вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В и внутренним сопротивлением не менее 100 кОм; 4 – вид на штепсельный разъем датчика-распределителя зажигания
Медленно вращая валик датчика-распределителя зажигания, измерьте вольтметром напряжение на выходе датчика. Оно должно резко меняться от минимального — не более 0,4 В, до максильного — не более, чем на 3 В меньшего напряжения питания.
На автомобиле датчик можно проверить по схеме, приведенной на рис. 9-23. Между штепсельным разъемом датчика-распределителя зажигания и разъемом пучка проводов подключается переходной разъем 2 с вольтметром Включите зажигание и, медленно поворачивая ключом коленчатый вал, вольтметром проверьте напряжение на выходе датчика. Оно должно быть в указанных выше пределах.
Рис. 9-23. Схема для проверки бесконтактного датчика на автомобиле: 1 – датчик-распределитель зажигания; 2 – переходный разъем с вольтметром, имеющим предел шкалы не менее 15 В и внутреннее сопротивление не менее 100 кОм; 3 – вид на штепсельный разъем датчика-распределителя зажигания
Коммутатор
В бесконтактной системе зажигания могут быть установлены коммутаторы типа 3620.3734, HIM-52 или ВАТ10.2 (последние два — венгерского производства).
Коммутатор проверяется с помощью осциллографа и генератора прямоугольных импульсов по схеме, приведенной на рис. 9-24. Выходное сопротивление генератора должно быть 100-500 Ом. Осциллограф желательно применять двухканальный. 1-й канал — для импульсов генератора, а 2-й для импульсов коммутатора.
Рис. 9-24. Схема для проверки коммутатора: 1 – разрядник; 2 – катушка зажигания, 3 – коммутатор; 4 – резистор 0,01 Ом ± 1 %, не менее 20 Вт; А – к генератору прямоугольных импульсов; В – к осциллографу
На клеммы «3» и «6» коммутатора подаются прямоугольные импульсы, имитирующие импульсы датчика. Частота импульсов от 3,33 до 233 Гц, а скважность (отношение периода к длительности импульса Т/Ти) равна 1,5. Максимальное напряжение Umax — 10 В, а минимальное Umin не более 0.4 В (рис. 9-25, II). У исправного коммутатора форма импульсов тока должна соответствовать осциллограмме I.
Рис. 9-25. Форма импульсов на экране осциллографа: I – импульсы коммутатора; II – импульсы генератора; А – время накопления тока; В – максимальная величина тока
Для коммутатора 3620.3734 при напряжении питания 13,5 +0,1 В величина тока (В) должна быть 7,5-8,5 А. Время накопления тока (А) не нормируется.
Для коммутатора HIM-52 при напряжении питания (13,5±0,2) В величина тока должна быть 8-9 А, а время накопления 8-10,5 мс при частоте 25 Гц. Для коммутатора ВАТ10.2 при этом же напряжении и частоте сила тока составляет 7-8 А, а время накопления 5,5-7,5 мс.
Если форма импульсов коммутатора искажена, то могут быть перебои с новообразованием или оно может происходить с запаздыванием. Двигатель будет перегреваться и не развивать номинальной мощности.
Катушка зажигания
У катушки зажигания 27.3705, применяемой в бесконтактной системе зажигания, сопротивление первичной обмотки при 25°С составляет (0,45±0,05) Ом, а вторичной обмотки — (5±0,5) кОм.
Свечи зажигания
В бесконтактной системе зажигания применяются свечи зажигания типа А17ДВР, или FE65PR, или FE65CPR (последние два типа — югославского производства). Свечи зажигания имеют встроенный помехоподавительный резистор сопротивлением 4 — 10 кОм.
Зазор между электродами свечей зажигания составляет 0,7-0,8 мм. Свеча считается дефектной, если искрообразование между электродами свечи начинается при давлении ниже 0,3 МПа (3 кгс/см 2 ).
Провода высокого напряжения
В бесконтактной системе зажигания применяются провода высокого напряжения типа ПВВП- 8 (красного цвета) с распределенным сопротивлением (2000±200) Ом/м или ПВППВ-40 (синего цвета) с распределенным сопротивлением (2550±270) Ом/м.
Конструкция системы зажигания автомобиля Нива ВАЗ-2121
Система зажигания – бесконтактная. Состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания, свечей, выключателя зажигания и проводов высокого и низкого напряжения.
Датчик-распределитель зажигания 3810.3706 — четырехискровой, с бесконтактным датчиком управляющих импульсов и встроенными вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.
Начальный угол опережения зажигания при частоте вращения коленчатого вала 750–800 мин –1 должен составлять 1±1° до ВМТ.
Датчик-распределитель выполняет две основные функции: во-первых, задает момент искрообразования в зависимости от начальной его установки, числа оборотов коленчатого вала и нагрузки на двигатель, а во-вторых, распределяет импульсы высокого напряжения («искру») по цилиндрам в соответствии с порядком их работы — для этого служит ротор (бегунок).
Для того чтобы не ошибиться при сборке, бегунок устанавливается на опорную пластину центробежного регулятора только в одном положении.
В бегунке имеется помехоподавительный резистор сопротивлением 1 кОм.
Работа бесконтактного датчика основана на эффекте Холла.
При включенном зажигании на датчик подается напряжение питания. При вращении валика датчика-распределителя через зазор датчика проходит стальной экран с прямоугольными вырезами.
Пока в зазоре находится пластина экрана, с управляющего вывода датчика снимается напряжение, как только в зазоре оказывается вырез, напряжение на управляющем выводе резко падает.
Таким образом, бесконтакный датчик за каждый оборот валика датчика-распределителя выдает четыре прямоугольных импульса (по числу вырезов в экране), что соответствует моменту зажигания в каждом из цилиндров двигателя.
Проверить работоспособность бесконтактного датчика можно, собрав схему, показанную на рисунке.
Медленно вращая валик датчика-распределителя зажигания, следим за показаниями вольтметра.
Напряжение должно резко меняться от минимального (не более 0,4 В) до максимального (не более, чем на 3 В меньше напряжения питания).
Неисправный датчик ремонту не подлежит (за исключением обрыва проводов между самим датчиком и колодкой на корпусе датчика-распределителя).
Если стальной экран с прорезями задевает за датчик (определяется по легкому заеданию или царапающему звуку при вращении валика, а также визуально, после частичной разборки датчика-распределителя), проверьте осевой люфт валика и посадку экрана.
При необходимости замените датчик-распределитель. Центробежный регулятор увеличивает угол опережения зажигания с ростом числа оборотов двигателя, вступая в работу при 900–1400 мин –1 .
При вращении валика датчика- распределителя грузики регулятора под действием центробежных сил расходятся, преодолевая сопротивление пружин, и сдвигают опорную пластину центробежного регулятора по часовой стрелке относительно валика.
Для оптимальной работы регулятора пружины имеют разную жесткость.
Более жесткая (толстая) пружина вступает в работу позже, примерно на середине полного хода пластины — поэтому она надета на стойку с зазором, тогда как более мягкая (тонкая) пружина всегда натянута.
Максимальное перемещение опорной пластины ограничено вырезом в ней и составляет около 12° по распределителю, что соответствует углу опережения зажигания около 24° по коленчатому валу.
При осмотре центробежного регулятора убедитесь, что грузики свободно перемещаются на осях, не потеряны их демпферные пластмассовые колечки, тонкая пружина натянута, и опорная пластина возвращается под действием пружин в исходное положение. При необходимости смажьте валик датчика-распределителя несколькими каплями моторного масла.
Вакуумный регулятор увеличивает угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель. Он состоит из вакуумной камеры со стальной подпружиненной мембраной, которая тягой соединена с опорной пластиной бесконтактного датчика.
Под действием разрежения мембрана прогибается, преодолевая сопротивление пружины, и поворачивает опорную пластину против часовой стрелки.
Максимальное перемещение ограничено вырезом на тяге и составляет около 9° по распределителю (18° по коленчатому валу).
Разрежение для работы вакуумного регулятора отбирается от отверстия в смесительной камере карбюратора напротив дроссельной заслонки первой камеры. При частичном открытии заслонки (неполная нагрузка) разрежение за ней велико, и регулятор максимально сдвигает момент искрообразования в сторону опережения.
При полном открытии заслонки (полная нагрузка) разрежение за ней падает, и регулятор возвращает опорную пластину бесконтактного датчика в исходное положение.
Грубо оценить исправность вакуумного регулятора можно непосредственно на автомобиле. На работающем двигателе отсоединяем от штуцера карбюратора вакуумный шланг, ведущий к регулятору.
Если теперь создать в шланге разрежение (можно ртом), обороты двигателя должны возрасти, а при снятии разрежения – вновь снизиться.
Разрежение должно сохраняться по крайней мере несколько секунд, если пережать шланг.
Визуально в работоспособности вакуумного регулятора можно убедиться, частично разобрав датчик-распределитель (см. Ремонт датчика распределителя зажигания автомобиля ВАЗ-2121) и подавая разрежение к впускному штуцеру регулятора.
При этом экран датчика-распределителя должен поворачиваться на угол 9±1°, а при снятии разрежения – без заедания возвращаться обратно. Точную проверку и настройку вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания производят на специальных стендах.
При выходе из строя вакуумного регулятора его следует заменить, при неисправности центробежного – заменить датчик-распределитель.
Коммутатор — типа 3620.3734, или HIM-52, или ВАТ10.2, или 76.3734, или RT1903, или PZE4022 — размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.
Коммутатор проверяется осциллографом по специальной методике и неремонтопригоден; при подозрении на неисправность рекомендуется его заменять.
Запрещается отсоединять разъем коммутатора при включенном зажигании – это может вызвать его повреждение (равно как и других компонентов системы зажигания).
Катушка зажигания — типа 27.3705 или 27.3705-01, или 8352.12, или АТЕ1721 — маслонаполненная, с разомкнутым магнитопроводом.
Данные для проверки: сопротивление первичной обмотки при 25°С – (0,45±0,05) Ом, вторичной обмотки – (5,0±0,5) кОм. Сопротивление изоляции на массу – не менее 50 МОм.
Замена катушки и коммутатора описана в статье – «Замена катушки и коммутатора»
Свечи зажигания – типа А17ДВР или А17ДВРМ, или А17ДВРМ1, или их импортные аналоги (с помехоподавительными резисторами сопротивлением 4–10 кОм). Зазор между электродами – 0,7–0,8 мм.
Высоковольтные провода – с распределенным сопротивлением (2550±270) Ом/м.
Запрещается прикасаться к высоковольтным проводам на работающем двигателе – это может привести к электротравме.
Запрещается также пускать двигатель или позволять ему работать с разорванной высоковольтной цепью (снятыми проводами или крышкой датчика- распределителя) – это может привести к прогару изоляции и выходу из строя электронных компонентов системы зажигания.
Как исключение допускается кратковременная проверка системы зажигания «на искру», при этом контакт проверяемого высоковольтного провода должен быть надежно закреплен на расстоянии 8–10 мм от «массы» автомобиля.
Запрещается удерживать провод руками или инструментом (даже с изолированными ручками).
Выключатель зажигания – типа 2101-3704000-11, с противоугонным запорным устройством.
При повороте ключа в положение «зажигание» напряжение поступает на управляющий вход дополнительного реле, которое, в свою очередь, подает напряжение на катушку зажигания и коммутатор.
Установка бесконтактного зажигания на ниву
Причиной, побудившей меня подготовить данный материал, послужил постоянно и с завидной регулярностью, всплывающий вопрос о том, можно ли на ВАЗ-2121 установить систему бесконтактного (электронного) зажигания, аналогичную той, которой оснащена ВАЗ-21213. Поскольку я в свое время сам был озабочен данной проблемой и успешно реализовал ее на своей машине, проездив после этого с бесконтактным зажиганием более двух лет до замены двигателя, то считаю, что мой опыт будет полезен тем, кто тоже захочет осуществить подобную модернизацию своей машины.
Не буду особо распространяться насчет преимуществ бесконтактной системы зажигания перед обычной, контактной. Это уже хорошо сделали до меня. Поэтому во избежание повторений уже известных истин для начала предлагаю прогуляться по нижеприведенным ссылкам и внимательно их прочитать. Там все достаточно полно и хорошо изложено:
Прочитали ? Ну, вот и отличненько. А теперь я продолжу.
Итак, отправляемся в магазин за комплектующими деталями. При этом хорошенько запомним указанный в вышеприведенных ссылках номер бесконтактного распределителя зажигания для «классики» или даже лучше запишем его на бумажку, чтобы не забыть. Номер этот указан на корпусе трамблера. Не будем полагаться на «компетентность» продавцов, которые могут запросто продать Вам нивский трамблер, уверяя, что его надо ставить на шестерочный двигатель.
Также, при покупке комплектующих целесообразно взять сразу запасные коммутатор и датчик Холла, т. к. устройства эти имеют неприятное свойство внезапно и без видимых причин давать сбои в работе или выходить из строя, после чего Ваша машина сможет ехать дальше только на буксире. Помните, что коммутатор и датчик Холла являются ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫММИ ЗАПЧАСТЯМИ, КОТОРЫЕ ПОСТОЯННО ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ В ВАШЕЙ МАШИНЕ! Если Вы сами мастер, то без особого труда сможете, в случае необходимости, заменить их, а если нет, то Вам их заменит кто-нибудь, кто умеет это делать, например те же «Ангелы». Но для этого коммутатор и датчик ДОЛЖНЫ БЫТЬ У ВАС ПОД РУКОЙ, иначе Вам придется лихорадочно метаться по округе либо в их поисках, либо в поисках тягача.
При покупке датчика Холла обратите внимание на то, чтобы он подходил к покупаемому трамблеру. Для этого снимите крышку трамблера и сравните датчики. Он должны быть абсолютно одинаковыми. Кроме того, «правильный» датчик должен иметь по бокам два ушка под крепежные винты, а не одно спереди – это датчик, по-моему (точно не знаю), для 2108. Его тоже можно приспособить к трамблеру, но описание этой работы выходит за рамки настоящего повествования.
Катушку зажигания надо брать для ВАЗ-2108. Лучше обычного типа, маслонаполненную. Не берусь точно сказать, но вроде как есть мнение, что катушка «сухого» типа имеет ряд недостатков, в связи с которыми использование обычной катушки вроде бы как предпочтительнее.
Стоит также обратить внимание на жгут проводов. Надо брать жгут зажигания для «Нивы» – есть такие в продаже. Цвета проводов в нем соответствуют цветам проводов, указанным в схеме электрооборудования 21213, поэтому чтобы знать, что и куда подключать, надо иметь при себе эту схему. Покупая жгут, обратите внимание на то, насколько хорошо держатся клеммы в гнездах колодок, т. к. при надевании колодок на разъемы коммутатора и датчика Холла, клеммы, под действием прилагаемого усилия, могут выскочить из гнезд и машина просто не заведется. Вполне целесообразно перед монтажом жгута каким-либо образом самому получше зафиксировать эти клеммы.
Относительно высоковольтных проводов можно сказать, что выбор их достаточно велик. Более подробно об этом можно посмотреть в этом же разделе FAQ. Я использовал силиконовые провода «Tesla» синего цвета, а после замены двигателя переставил их на него. Так с ними и езжу уже почти три года.
Электронный блок управления экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ) покупать не надо, т. к. карбюратор 2107-1107020 «Озон», которым комплектуется двигатель 2106, не имеет системы электронного управления электромагнитным клапаном холостого хода. Данный блок может потребоваться только в том случае, если на двигателе Вашей машины карбюратор 2107-1107020 «Озон» заменен на карбюратор 21073-1107010 «Солекс», которым штатно оснащается двигатель 21213, и Вы захотите оснастить этим блоком Ваш автомобиль, так сказать, для полного комплекта. По моему мнению, этого можно не делать, т. к. блок этот, главным образом, рассчитан на обеспечение требований экологической безопасности машины, а получаемую благодаря ему экономию топлива, скорее можно считать символической – около 0.5 л/100 км.
Но вот комплектующие куплены и теперь можно приступать к их установке. Тот, кто не будет делать этого сам и обратится в автосервис, может дальше не читать, т. к. эта статья предназначена, в основном для тех, кто будет выполнять все работы своими руками.
На что стоит обратить внимание при выполнении работ? Что здесь важно?
1. В обязательном порядке должна быть снята минусовая клемма с АКБ.
2. При работе, как это уже говорилось, сверяйтесь со схемой электрооборудования ВАЗ-21213.
3. Лучшее место для установки коммутатора – наклонная часть стенки мотоотсека, за АКБ, рядом с номером кузова (коммутатор не должен закрывать номер!). В этой стенке сверлятся отверстия под саморезы, которыми будет крепиться коммутатор.
4. Перед снятием старого трамблера, снимаем с него крышку и смотрим – в сторону какого цилиндра направлен контакт бегунка. Новый трамблер устанавливаем со снятой крышкой и при том же положении этого контакта. Если этого не сделать, то могут потом быть проблемы с запуском двигателя, вплоть до того, что двигатель вообще не заведется.
5. Жгут проводов (монтируется в последнюю очередь) хоть и считается, что для Нивы, но та его часть, которая идет на трамблер, имеет такую длину, что ее хватило бы, наверное, для мотоотсека автобуса. Поэтому при прокладке жгута, протаскиваем его за коробкой воздухопритока, а лишнюю часть складываем в 2-3 раза, чтобы жгут свободно доставал до трамблера, фиксируем эту складку в нескольких местах изолентой и весь жгут прикручиваем в 3-4-х местах, опять же изолентой, к опоре запаски, с нижней ее стороны. При подсоединении жгута надо стараться подключать колодки так, чтобы клеммы плотно сели на разъемы, иначе могут быть проблемы.
Но вот все смонтировано и подсоединено. Запускаем двигатель и выставляем УОЗ так, как это делается для двигателя 2106 – установкой метки на шкиве коленвала против средней метки на передней крышке двигателя. Установочный первичный УОЗ двигателя 2106 должен составлять 3-5 град.
Теперь можно ехать!
В заключение небольшое, но полезное замечание.
Сначала смотрим ссылку на заметку в FAQ, в которой ALER дает очень полезный совет по замене датчика Холла. Имеет смысл распечатать эту статью и положить в мануал, который Вы возите с собой, или туда, где будут лежать запасные коммутатор и датчик Холла. Туда же положим выколотку, изготовленную из 2.5-3 мм гвоздя (надо сточить острие). И тогда, в случае необходимости, Вы достаточно легко сможете заменить датчик Холла, в том числе и в полевых условиях.
Всем удачи на дорогах.
Shun Piker, 29.03.05.
– распределитель зажигания 2106 с датчиком Холла 38.3706;
– катушка зажигания 2108;
– коммутатор 95.3734;
– жгут проводов (коммутаторный) 2108;
– провода высоковольтные силиконовые (у меня уже стояли Helios);
– комплект свечей типа А17ДВР (я использую Brisk 15LT).
Сначала доводим до ума жгут проводки 2108 – убираем разъем блока ЭПХХ и маленький четырехконтактный для соединения с проводкой 2108 (на 2108 он нужен для диагностики СЗ). Я просто вытащил клеммы из 7-ми контактной колодки и обрезал провода, кроме того, пропаял все соединения. Клеммы из колодок разъемов вынимаются легко, достаточно отогнуть шилом язычок, удерживающий клемму и потянуть за провод.
С черного массового провода от 7-ми контактного разъема аккуратно снимаем клемму крепления к кузову и укорачиваем его так, чтоб хватило до отверстия крепления коммутатора. Припаиваем клемму на укороченный провод и обжимаем.
Жгут разделяем на 2 части. Первая – 3 провода к разъему датчика Холла на распределителе, вторая – голубой с коричневой полоской и коричневый с белой полоской с клеммами – к катушке зажигания. Я обмотал оба жгута изолентой.
Самое лучшее место крепления коммутатора – правый брызговик, рядом с расширительным бачком. Там есть одна свободная шпилька. Откручиваем реле зарядки и прикручиваем его на одну шпильку. На две оставшиеся шпильки сажаем коммутатор – встает как родной. На одну из шпилек сразу крепим черный провод из жгута проводки (тот самый, который укорачивали):
Снимаем родную катушку зажигания и ставим на ее место восьмерочную. Коричневый провод с родной катушки обрезаем и изолируем. Прикручиваем провода из жгута к катушке: голубой к клемме Б, коричневый к клемме К:
Коричневый провод на клемме “К” катушки зажигания надо вернуть обратно, обрезав только ту часть, которая идет от катушки до распределителя. Если этот провод не вернуть – не будет работать тахометр.
На клемму Б вешаем синий с темно синей полосой провод, который шел на катушку от родной проводки:
На эту же клемму – провод на электромагнитный клапан карбюратора:
Выставляем коленвал по меткам:
Ставим новый распределитель так, чтобы контакт бегунка смотрел в сторону контакта 4-го цилиндра:
Подключаем разъем датчика Холла, одеваем крышку, подключаем ВВ провода:
Крепим жгут датчика Холла к бензопроводу, иначе его зацепит вентилятором. Одеваем шланг вакуум-корректора. Ставим новые свечи (зазор на электродах 0,7). Заводим и регулируем УОЗ по стробоскопу.
Установка бесконтактного зажигания на ниву
Антон Масягин▼
кто сталкивался с такой штукой Бесконтактное электронное зажигание “СОНАР”. якобы монтируется вместо штатных контактов распределителя зажигания. стоит ли замарачиваться?? т.к. у себя на семерке уже столкнулся с проблемой подгорания контактов. одно пугает, это самоделка откажет посреди городского потока и приехали.
Мне нравится16 окт 2013 в 17:59|Редактировать|Это спам|Ответить
Андрей Вездеходов
Это не электронное зажигание а электронный аналог-замена контактной группы в трамблер. Весчь в принципе рабочая, но лучше сразу поставить полноценный комплект электронного зажигания Старый Оскол, стоит 1,5 года – ни разу не пожалел.
Мне нравится16 окт 2013 в 20:46|Редактировать|Удалить|Ответить
Дмитрий Тихонов
Антон▼, Ик-датчик, грязь на него или пыль попадет эффективность упадет резко! А Датчик холла хоть в грязи купай все равно работать будет
Мне нравится17 окт 2013 в 8:14|Редактировать|Удалить|Ответить
Антон Масягин▼
у меня на предыдущей ниве этот датчик как ни странно вышел из строя. при этом диагностика неисправности электронного зажигания сложнее, чем контактного.
Мне нравится17 окт 2013 в 16:54|Редактировать|Удалить|Ответить
Андрей Вездеходов
Антон▼, в чём же сложности диагностики неисправности электронного зажигания.
Мне нравится17 окт 2013 в 17:03|Редактировать|Удалить|Ответить
Антон Масягин▼
Андрей, коммутаторы это отдельная тема из 10, 7 рабочих, больше компонентов, разъемов, проводов.
Мне нравится17 окт 2013 в 17:06|Редактировать|Удалить|Ответить
Андрей Вездеходов
Антон▼, при исправной электрике это всё служит годами. Сломаться по сути могут 2 вещи – коммутатор и датчик Холла. Коммутатор у меня над рабочим прикручен резервный – но за 1,5 года он ни разу не пригодился. Датчик тоже есть в бардачке, тоже лежит. Стоят эти вещи дешево и везде есть в продаже.
Мне нравится17 окт 2013 в 17:37|Редактировать|Удалить|Ответить
Александр Арзамазов▼
Антон▼, из 10 – 7 рабочих, а что удивительного, разве с з/ч на ваз не так? Много з/ч, которые 10 из 10 брак епты))) бери старый Оскол, у меня стоит уже больше 4 лет, порехало где-то тыщ 25, в самых разных режимах (от -30 до +30) по пробкам и всяко разно, ему все пох. ю. Главное коммутатор поставить на охлаждающую пластину на всяк случай или радиатор. Радиатор не тот что с тосолом если что))))))
Мне нравится17 окт 2013 в 23:41|Редактировать|Удалить|Ответить
Мне нравится17 окт 2013 в 23:51|Редактировать|Удалить|Ответить
Антон Масягин▼
Андрей, у тебя с решеток капота вода не капает на коммутатор, а то они как раз примерно над ним у тебя получились.
Мне нравится18 окт 2013 в 16:12|Редактировать|Удалить|Ответить
Андрей Вездеходов
Антон▼, нет – у меня пластиковая ноздя стоит на решетке
Мне нравится18 окт 2013 в 16:22|Редактировать|Удалить|Ответить
Антон Масягин▼
а то помнится мне у меня на этом месте стояла кнопка “массы” дык я ее выключал без открывания капота при помощи деревянной палочки))))
Мне нравится18 окт 2013 в 16:37|Редактировать|Удалить|Ответить
Александр Арзамазов▼
Зажигание Старый Оскол.
Верх катушки (черная пластиковая часть) начал потеть маслом.
Катушке хана или не?
Мне нравится31 мар 2014 в 23:58|Редактировать|Это спам|Ответить
Борис Сорокин
на уазике масло из неё вытекало полгода и смущало меня. Я три прокладки клапанной крышки переменял из-за неё)))
Мне нравится1 апр 2014 в 8:06|Редактировать|Удалить|Ответить
Александр Арзамазов▼
Интересно мне, сухие катушки бывают? Смотрел вчера NGK, тоже маслонаполненная
Мне нравится1 апр 2014 в 10:14|Редактировать|Удалить|Ответить
Борис Сорокин
самому любопытно! Где Дмитрий Мухинъ?
Мне нравится1 апр 2014 в 11:41|Редактировать|Удалить|Ответить
Антон Масягин▼
масло в трансформаторах, а катушка это своего рода трансформатор, служит для охлаждения. как то так.
Мне нравится1 апр 2014 в 15:54|Редактировать|Удалить|Ответить
Борис Сорокин
но есть ведь и сухие! Не как то так?
Мне нравится1 апр 2014 в 16:09|Редактировать|Удалить|Ответить
Александр Арзамазов▼
Сухие есть, более того на современных машинах все сухие, масло прошлый век. В трансформаторах промышленных тоже от масла уходят.
Мне нравится1 апр 2014 в 18:02|Редактировать|Удалить|Ответить
Виталий Великолепный▼
система зажигания тоже меняется, щас в катушках не просто первичная вторичная обмотки, а микросхемы (микрокоммутаторы) с мощными транзисторами.
Мне нравится2 апр 2014 в 8:26|Редактировать|Удалить|Ответить
Online
Дмитрий Мухин
Борисъ, Александръ▼, Тут я! Есть катушки сухие, на вид как от Оки, только с одним выходом. Наши, отечественные. Можно и Оковскую, только один вывод надо на массу кинуть.
Мне нравится2 апр 2014 в 10:59|Редактировать|Удалить|Ответить
Online
Дмитрий Мухин
Виталiй▼, Это модули зажигания, тоже уходящие в прошлое. Они применялись на старых системах впрыска, когда ЭБУ не заморачивались силовой коммутацией и регулировкой времени накопления тока в катушке. Сейчас силовые ключи в ЭБУ и сдвоенные или индивидуальные катушки зажигания. И все сухие!
Мне нравится2 апр 2014 в 11:01|Редактировать|Удалить|Ответить
Online
Дмитрий Мухин
Борисъ, Маслонаполненную катушку надо выводами вверх держать. И в некоторых катушках в высоковольтном выходе есть винтик с прокладкой.
Установка бесконтактного зажигания на ваз 2121
КАК СВОИМИ РУКАМИ ОТРЕГУЛИРОВАТЬ ЗАЖИГАНИЕ НА «НИВЕ» С КАРБЮРАТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ
Неприхотливость, простота обслуживания и ремонтопригодность — это известное преимущество всех карбюраторных двигателей, которые устанавливались на автомобили семейства ВАЗ, включая весь модельный ряд «Нива». Но здесь кроется также их главный недостаток, а именно необходимость периодического проведения ручных регулировок. Например, после ремонта или при смене октанового числа используемого топлива от водителя требуется установка зажигания на автомобиле ВАЗ «Нива» (карбюратор), в то время как инжекторные системы в подобных манипуляциях не нуждаются.
Из-за неверно установленного угла опережения зажигания мотор начинает работать некорректно, а его мощность снижается. Своевременное принятие мер по установке зажигания на ВАЗ-21213 «Нива» с карбюраторным двигателем позволяет устранить проблему. Если же вы решите выполнить все регулировки самостоятельно, то сможете ещё и сэкономить на услугах мастера. Для этого нужно лишь ознакомиться с руководством, которое приведено ниже.
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО НАСТРОИТЬ ЗАЖИГАНИЕ НА «НИВЕ»
Наиболее точно регулировка зажигания 21213 (карбюратор) может быть выполнена с применением стробоскопа. Однако это не единственный метод, доступный в гаражных условиях, тем более что многие автолюбители не имеют этого прибора в распоряжении и не намерены его покупать. Поэтому мы рассмотрим целых два способа установки оптимального угла опережения зажигания.
Для начала остановимся на регулировке при помощи стробоскопа. Подготовьте для предстоящей работы гаечный ключ на «13» и, собственно, сам стробоскоп. Если всё готово, можете приступать к выполнению настроечных операций, следуя пошаговой инструкции, но для начала оговоримся, что для корректной регулировки двигатель следует прогреть, а карбюратор должен быть как следует настроен. Итак, порядок действий выглядит следующим образом:
- Сначала, воспользовавшись специальным ключом для ручного вращения коленвала, установите поршень первого цилиндра таким образом, чтобы он находился в верхней мёртвой точке. Для этого ориентируйтесь по специальным меткам, которые расположены на шкиве коленчатого вала и на крышке газораспределительного механизма. Расположение поршня можно считать верным, если метка на шкиве совмещена со средней риской на крышке.
- Дальше нужно снять крышку датчика-распределителя, чтобы определить правильно ли расположен бегунок. Если он направлен на первый цилиндр, значит, положение поршня соответствует такту сжатия. Если потребуется, откорректируйте положение бегунка поворотом коленвала.
- Теперь следует произвести проверку и, если потребуется, установить оптимальный момент зажигания горючей смеси — подготовьте для этой операции стробоскоп. Для начала прибор следует подготовить к использованию, подключив его «минусовый» провод к массе машины, а «плюс» — к положительной клемме аккумулятора. Зажим датчика следует подключить к контакту высокого напряжения, предназначенного для зажигания смеси в первом цилиндре.
- Далее, запустите двигатель, установив обороты холостого хода (примерно 800 об/мин), и расположите стробоскоп таким образом, что его мигающий луч был направлен в сторону метки на шкиве коленвала. В процессе работы она должна совпадать со средней риской на крышке ГРМ. Если совмещение обеспечено, значит, на вашем автомобиле установлен правильный угол опережения, в противном случае придётся выполнить регулировку.
- При работающем моторе гаечным ключом ослабьте крепление датчика-распределителя, после чего не спеша поворачивайте его до тех пор, пока не добьётесь совпадения упомянутых выше меток. Если необходимо увеличить угол, трамблёр следует поворачивать против часовой стрелки, а поворачивая его по часовой стрелке, вы сможете обеспечить уменьшение угла опережения зажигания. По завершении регулировки не забудьте затянуть гайки крепления.
Именно таким образом производится установка зажигания ВАЗ-21213 (карбюратор) с использование такого прибора, как стробоскоп. С его помощью вы сможет настроить момент воспламенения рабочей смеси не хуже, чем квалифицированный специалист автосервиса. Дальше мы рассмотрим вариант, не требующий применения этого прибора.
КАК УСТАНОВИТЬ МОМЕНТ ЗАЖИГАНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ЛАМПОЧКИ
Этот способ регулировки не требует покупки дополнительного оборудования и в то же время позволяет провести довольно точные настройки. Если он вам подходит, то прежде чем приступить к регулировке зажигания ВАЗ-21213 (карбюратор), подготовьте контрольную лампочку на 12 В, предварительно припаяв к её контактам по проводнику. И также вам понадобится гаечный ключ на «13» и ключ для ручного вращения коленвала. В процессе настройки придерживайтесь последовательности описанных ниже действий:
- В отличие от метода, предполагающего использование стробоскопа, регулировка момента зажигания по лампочке проводится при выключенном двигателе. Но здесь также необходимо установить поршень первого цилиндра в ВМТ, совместив метку на шкиве со средней риской на крышке распредвала. Аналогично первому методу снимите крышку распределителя и убедитесь, что бегунок направлен на первый цилиндр.
- Ослабив крепление трамблёра, подключите лампочку к массе и к низковольтному проводу катушки зажигания. Не забудьте установить на место крышку распределителя.
- Далее, включите зажигание автомобиля (лампочка в этот момент должна загореться) и медленным поворотом корпуса датчика-распределителя по часовой стрелке добейтесь выключения контрольной лампы. Как только это произошло, так же медленно поворачивайте трамблёр против часовой стрелки до тех пор, пока лампочка снова не погаснет. Установленный таким образом угол опережения обеспечит стабильную работу двигателя на любых оборотах.
- Всё, что теперь остаётся — затянуть гайки крепления датчика-распределителя.
Кстати, этот метод настройки зажигания подходит для большинства отечественных транспортных средств с карбюраторным двигателем, включая автомобили семейства УАЗ.
По завершении регулировочных работ нелишним будет проверить работу системы зажигания модели 21213 в дороге. Для этого разгоните машину до скорости 50 км/ч, включите четвёртую передачу и выжмите до упора педаль акселератора. Если в этот момент вы услышите тихие детонационные звуки, значит, момент воспламенения рабочей смеси настроен как надо. Отсутствие звуков свидетельствует о позднем зажигании, а если они слишком громкие, то момент слишком ранний. В каждом из этих двух случаев вам придётся повторно провести настройку.
В этой статье описаны два самых распространённых способа установки угла опережения зажигания, но они не единственные. Например, опытные мастера способны проводить регулировку, ориентируясь на собственный слух. Однако это метод доступен только для тех, кто досконально знает, как выставить зажигание на «Ниве» 21213 (карбюратор) и выполняет подобные работы регулярно. Для простого же автолюбителя достаточно будет вооружиться приведённым выше материалом, чтобы достичь
Источники:
http://www.vazbook.ru/Niva/2121/main/21219/beskontaktnaya-sistema-zazhiganiya
http://autoruk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4461&catid=844&Itemid=1973
http://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/zazhig/bkz2121.htm
http://vk.com/topic-39271_29968897
http://www.vazzz.ru/ustanovka-beskontaktnogo-zazhiganiya-na-vaz-2121/