Установка обгонной муфты на генератор
Установка обгонной муфты генератора на LADA
Муфта свободного хода или обгонная муфта генератора – это механическое устройство, основная задача которого – предотвращение передачи крутящего момента к ведущему валу от ведомого в моменты, когда ведомый вал начинает вращаться более быстро. Разбираемся, стоит ли устанавливать это устройство на автомобили LADA?
Для чего нужна
Двигатель не выдаёт крутящий момент равномерно, а делает это как бы рывками – во время сгорания смеси происходит резкое ускорение вращения коленвала, затем наступает замедление. Помимо этого, сам генератор вносит свою долю в износ из-за инерции вращения якоря, которая тем больше, чем массивнее агрегат.
Таким образом, ремень генератора постоянно находится под действием сил, постоянно дёргающих его, что не лучшим образом сказывается на его долговечности. Именно эту проблему и решает обгонная муфта генератора.
Принцип работы обгонной муфты аналогичен принципу, по которому работает обгонная муфта стартера (муфта свободного хода), аналогично храповому механизму.
- нет губительного влияния инерции, проскальзывания ремня, и прочих негативных моментов;
- более тихая работа двигателя, снижение вибраций.
Установка
- купить обгонную муфту (для генератора 8450006901 (150 А, устанавливается на Lada Vesta/XRAY) подойдет с артикулом Ina 535 0105 10, цена около 2000 рублей);
- снять генератор (инструкция для Lada Vesta/XRAY, Priora/Kalina/Granta);
- съемник обгонной муфты генератора « FORCE » (см. фото).
Снять шкив генератора:
- Зафиксировать шкив разводным ключом, подложив кусок ремня, чтобы не испортить шлицы.
- Вывернуть гайку ключом «на 24».
Установка обгонной муфты генератора:
- Смазать посадочное место и резьбу на валу графитовой смазкой.
- Закручиваем гайку при помощи спецключа.
Устанавливаем генератор в обратной последовательности. Работа по замене шкива генератора на обгонную муфту заняла около 1,5 часов.
А вы готовы таким образом доработать генератор своего автомобиля?
Напомним, ранее мы рассказывали, как для Lada Granta и Lada Kalina 2 собрать натяжитель ремня генератора, а также перенести генератор на Lada 4×4.
Обгонная муфта генератора: все об устройстве и неисправностях
Муфта свободного хода, иначе называемая обгонной муфтой – это один из важных компонентов автомобильных генераторов, призванных предотвратить передачу крутящего момента ведущему валу в тех случаях, когда скорость вращения ведомого вала становится слишком большой. Кроме того, данная муфта включается в работу в случае, когда крутящий момент нужно передать в одну сторону. Об устройстве муфты свободного хода, ее неисправностях и методике выбора новой детали – в материале Avto.pro .
Подробнее об устройстве
Теперь рассмотрим устройство обгонной муфты в подробностях. Несмотря на то, что ее схема может показаться довольно простой, это по-своему сложное устройство, каждый элемент в котором четко подогнан к смежному и выполняют свою роль. Итак, вот что включает в себя обгонная муфта автомобильного генератора:
- Внешняя обойма, имеющая на внутренней поверхности специальные пазы;
- Ряд пружин на внешней обойме, выталкивающих ролики;
- Внутренняя обойма;
- Ролики, передающие крутящий момент при замыкании обойм.
Существуют также храповые муфты, в которых на внутренней поверхности имеются однонаправленные зубья вместо пазов с роликами. Как и случае более распространенных роликовых муфт, в храповых механизмах имеется собачка, которая прижимается к внешнему кольцу усилием пружины, тем самым замыкая обоймы и позволяя им вращаться с одинаковой частотой . Как несложно догадаться, подобные муфты работают автоматически – за смыкание колец отвечают исключительно механические элементы, что обеспечивает всему устройству не только быстродействие, но еще и высокую износоустойчивость.
Признаки неисправности муфты свободного хода
Как уже было указано выше, муфта генератора может «откатать» порядка 100 тыс. км. Нередки случаи, когда она выходит из строя раньше положенного срока. Автолюбителю стоит понимать, что выход муфты из строя нужно продиагностировать как можно скорее. Если проблему игнорировать, стоит ожидать возникновения неисправностей и с элементами ременной передачи генератора . Вот на какие признаки поломки стоит обратить внимание:
- «Прыжки» ременной передачи, которые водитель вряд ли перепутает с чем-то еще;
- Повышение шумности работы генератора и ремня (особенно на высоких оборотах);
- Треск при запуске и остановке работы ДВС;
- Легкая вибрация авто при движении на небольшой скорости или при работе кондиционера.
Поломок может быть две : муфта постоянно сцепляет обоймы или, напротив, позволяет им вращаться свободно вне зависимости от условий. Здесь понадобится несколько проверок. Мы рекомендуем провести самую простую проверку, так как для полной диагностики придется снимать генератор и проводить над ряд манипуляцией. Без инструментов и специальных знаний рядовой автолюбитель сможет провести лишь одну проверку: застопорив ротор генератора отверткой или внутреннюю обойму пальцами, прокрутить внешнюю обойму в обоих направлениях . Нормально работающий механизм не должен прокручиваться в двух направлениях. Мы рекомендуем не проводить более сложную проверку самостоятельно. Лучше обратить внимание на ряд косвенных признаков поломки муфты. Среди них: мерцание значка батареи на панели и постоянный недозаряд аккумулятора.
Выбор нового механизма
Подобрать новую муфты свободного хода генератора на деле не очень сложно. У автолюбителя есть несколько вариантов поиска. Мы рекомендуем для начала поискать информацию в интернет-магазинах и сохранить коды подходящих запчастей – в будущем они могут оказаться крайне полезными. Нужную деталь можно найти в офлайн- или же онлайн-магазинах запчастей по:
- VIN-коду;
- Параметрам автомобиля (марка, модель, год, двигатель);
- Каталожному номеру запчасти.
Практика успела показать, что в покупке оригинальной запчасти нет необходимости. Обгонные муфты для первичной комплектации автомобилей производит ограниченное число фирм. Они же представлены и на вторичной рынке. На вторичном рынке их продукция реализуется под именами собственных брендов. Хоть качество неоригинальных запчастей может немного уступать качеству оригиналов, их стоимость оказывается намного более демократичной. Стоит обратить внимание на обгонные муфты под именами таких брендов:
Более дешевые, но при этом не настолько качественные аналоги предлагают WAI (США), Nipparts (Нидерланды), ERA (Италия), ZEN (Бразилия), Lynxauto (Япония). Особенно распространены муфты от Lynxauto , однако многие покупатели сходятся во мнении о том, что это далеко не японский продукт – качество запчастей данного бренда может сильно варьироваться . Мы рекомендуем покупать муфты от производителей, которые одновременно являются конвейерными поставщиками . При покупке автозапчасти имеет смысл проверить каждое изделие на предмет механических дефектов, а также посмотреть страну производства (в случае упаковщиков страна может отражать качество изделия).
Установка новой обгонной муфты генератора
Если вы убедились в том, что проблему генератора можно решить только установкой новой муфты, а запчасть уже есть на руках, стоит подготовиться к ремонту. Для снятия старой муфты наверняка потребуются специфические инструменты . Для работы с генератором вам необходимо подготовить следующее:
- Специальный ключ, для которого нужна насадка с многогранником и двухстороння бита;
- Ключ на 14 и на 17;
- Головка ATA-0415;
- Вороток Torx. С ним могут возникнуть проблемы, так как крепежи типа «Торкс» не очень распространены.
Заменить обгонную муфту можно как снимая генератор, так и не прибегая к демонтажу – здесь все зависит от вашего желания. Впрочем, стоит отметить, что в случае работы с установленным генератором вам наверняка придется импровизировать. Пространство для маневра будет крайне небольшим, а работать придется сразу в двух направлениях, так как муфту нужно будет прокручивать в одну сторону, а вал генератора в другую (или удерживать его неподвижным). Вот что необходимо сделать:
- Отсоединить «минус» от АКБ;
- Подобраться к ремню генератора и ослабить его;
- Открутить гайку крепления муфты одним инструментом, параллельно удерживая или же прокручивая вал в другую сторону;
- Снять муфту и поставить на ее место новую;
- Затянуть муфту усилием порядка 80 Нм.
Если у вас не получается снять муфту с генератора, который не был демонтировать, то агрегат стоит снять и повторить попытку . Метод снятия и установки обгонной муфты при этом не сильно изменится – вам все также придется удерживать вал / прокручивать его в обратном направлении. Также учитывайте, что новая муфта должна быть защищена пластиковой крышкой . Не забудьте ее установить. Если в комплекте такой крышки нет, то стоит докупить ее отдельно.
Вывод
Обгонная муфта является очень важным компонентом генератора. Без нее ременной привод выходил бы из строя едва ли не ежегодно, что делало бы эксплуатацию автомобиля не только менее удобной, но и намного более затратной. Несмотря на простоту, такие муфты тоже выходят из строя. Подобрать запчасть для ремонта несложно, но вот с ее установкой могут возникнуть проблемы. Вам понадобятся специфические инструменты и насадки к ним, так что если всего необходимого на руках нет, лучше обратиться к квалифицированному ремонтнику. Что касается запчастей для ремонта, то найти их совсем несложно. В этом особенно помогают интернет-магазины.
С полной версией статьи можете ознакомиться здесь .
Обгонная муфта генератора
Принцип работы и назначение обгонной муфты
Примерно, 30 лет назад конструкция автомобилей заметно отличалась и ни о какой обгонной муфте генератора никто не знал.. Совершенство этих транспортных средств наступало постепенно и это касалось многих деталей. Если сравнивать автомобили двух эпох, можно заметить разницу между износом ремня генератора. К примеру, на старом автомобиле, с тонким ремнем генератора, последний служит очень малое время. После чего, была заметна растяжка ремня и его последующий разрыв. Это было абсолютно нормальным явлением и ему не уделялось большого значения. Тем не менее, время идет, а требования к автомобилям возрастали, необходимо было устройство, которое снизит износ ремня генератора и увеличит его срок службы.
Для начала, постараемся разобраться, почему ремень генератора изнашивается так быстро. Дело в том, что коленчатый вал имеет неравномерное вращение. Число оборотов коленвала постоянно меняется и зависит от положения акселератора.
Вместе с ним, меняется и крутящий момент, передаваемый на шкив генератора посредством ремня. В отличие от коленчатого вала, шкив генератора вращается по инерции, которая имеет свойство снижаться только через некоторое время. Так, например, при замедлении числа оборотов коленвала, уменьшенный вращающий момент на шкив передается ни сразу. Вначале, шкив вращается с прежним моментом, в то время как ремень уже затормаживается. Таким образом, между ремнем и шкивом коленвала возникает трение, которое поднимает температура ремня привода. При повышении температуры, повышаются и эластичные свойства, которые растягивают и обрывают ремень.
Чтобы избежать этого неприятного момента, конструкторы разработали механизм, который получил название – обгонная муфта генератора. Этот конструктивный элемент электрической машины состоит из двух важных составляющих:
- Внутренняя обойма. Данный элемент имеет жесткую связь с валом ротора.
- Внешняя обойма (или, как ее еще называют, наружная). Внешняя обойма идет в зацепление со шкивом генератора.
Для того, чтобы понять, как работает весь узел, необходимо иметь представление о работе стартера двигателя. На внутренних частях обеих обойм имеются ролики, которые взаимодействуют друг с другом. Когда коленчатый вал набирает обороты, ролики входят в зацепление и наружная муфта передает один и тот же крутящий момент на ротор генератора. Таким образом, разгон происходит равномерно, без каких-либо остановок.
Как только обороты двигателя снижаются (например, происходит торможение двигателем), ролики обойм разъединяются и внутренняя, вместе с валом, продолжает вращение с той же скоростью, в то время как, наружная снижает свое число оборотов. Это явление обеспечивает раздельное перемещение ремня и вращение шкива генератора, в связи с этим, снижается нагрузка, создаваемая на ремень, а значит, снижается его износ.
Конструктивные особенности обгонной муфты
Существует много типов обгонной муфты. Однако, многие из них основаны на конструкции одного простейшего механизма: наружной и внутренней втулки.
Помимо двух основных частей, в обгонной муфте генератора есть и несколько других мелких, не менее важных частей. Обычно, они представляют собой два ряда с роликами. Первый ряд перемещается по внутренней части муфты и выполняет затормаживающую функцию. Второй ряд роликов представляет собой комплекс подшипников игольчатого вида.
Также есть и другие составляющие:
1. Пластмассовая крышка корпуса.
2. Специальная контактная пластинка, которая снабжается резиновым сальником.
3. Эластомеровая прокладка.
4. Профиль, имеющий шлицевое соединение.
5. Две втулки. Первая имеет специальную наклонную плоскость, вторая – представляет собой самую обычную втулку.
Эксплуатация шкива с муфтой без применения пластмассовой крышки категорически запрещается. Под крышкой содержится смазывающее вещество, которое продлевает срок эксплуатации механизма. Утечки этого вещества недопустимы, иначе механизм выйдет из срока раньше положенного времени.
Диагностика износа муфты
Замена неисправного механизма осуществляется после диагностики. Первый и самый очевидный признак износа обгонной муфты – это появление характерного шума в салоне автомобиля при работающем двигателе. Такой звук напоминает дребезжание и заметно отличается от любых других звуков. Время от времени, заметно появление вполне ощутимых вибраций при движении.
Диагностику начинают с внешнего осмотра. Для этого, открывают капот и проверяют целостность сальника и крышки корпуса. Если заметны следы протекающей смазки – значит, узел нуждается в срочной замене. Если внешне ничего обнаружить не удалось, можно провести контрольный тест. Оставьте капот открытым и запустите двигатель автомобиля. Разгоните коленчатый вал до четырех тысяч оборотов. После этого заглушите двигатель, и если остаточное звучание сопровождается все тем же звуком, значит, муфта достаточно изношена и подлежит замене.
Замена обгонной муфты генератора
Для начала следует пояснить два момента. Первый – муфта является узлом не разборным и не подлежит ремонту. Поэтому, любые попытки ее починить, скорее всего, обернутся провалом и могут стать причиной ее заклинивания. Второй момент – если шкив генератора имеет простую гайку, то это не обгонная муфта, а самый обыкновенный шкив. Гайка муфты имеет специальную крышку, которая защищает ее и механизм муфты от попадания инородных частиц и влаги.
Чтобы снять муфту, ослабьте ремень генератора с помощью регулировочной планки и открутите гайку крепления муфты. Для этого применяйте головку, так как простым ключом подлезть практически невозможно.
После снятия муфты, установите новый механизм. При монтаже старайтесь не применять ударных инструментов, так как это может стать причиной заклинивания, которое негативно скажется на ремне. Если она идет слишком туго, то используйте мягкую прокладку между молотком и муфтой.
На этом замена муфты завершается. Проверить ее работу можно, покрутив ее в разные стороны. Как правило, исправная муфта вращается только в одну сторону, а в другую она вращается вместе со шкивом генератора.
Обгонная муфта генератора: устройство и принцип работы, ремонт своими руками
В принципе, обгонная муфта генератора является модернизированным шкивом, сглаживающим многочисленные рывки коленчатого вала. При высоком собственном эксплуатационном ресурсе 100 000 км пробега авто муфта повышает срок службы ремня передачи вращения с коленвала на генератор.
Назначение муфты обгонной
Основными проблемами клиноременных передач машины традиционно являются:
- коленчатый вал не имеет постоянной скорости вращения, крутится рывками соответственно циклам воспламенения топлива
- вторичные валы, получающие вращение от коленвала, обладают инертностью, поэтому либо запаздывают, либо опережают шкив генератора
- один ремень используется для нескольких агрегатов, что увеличивает момент инерции, возникает проскальзывание ремня в моменты импульсной передачи вращения с коленчатого вала
- авто движется неравномерно с торможением и разгоном, мотор периодически останавливается и запускается в работу
Подобное обилие рывков и ослаблений неизбежно приводит к интенсивному износу клиноременной передачи. Страдают ролики натяжителя, стираются шкивы, повышается время простоя авто для ремонта.
Для решения указанных проблем была создана обгонная муфта генератора, состоящая из двух взаимосвязанных обойм. Наружная гасит инерцию вала якоря, внутренняя является стопорным устройством по аналогии с бендиксом стартера.
Лучшим примером синхронизации вращения при помощи обгонной муфты является велосипед. При раскручивании педалей аналог этого устройства обеспечивает жесткое сцепление педалей с задним валом. Во время свободного качения вал продолжает вращаться, а педали выведены из зацепления, чтобы пользователь мог поставить на них ноги для отдыха.
Преимущества и недостатки
Многие производители устанавливают обгонную муфту генератора еще на заводе. В этом случае владельцу не нужно ничего улучшать, но следует учесть ресурс этого узла для своевременной замены. Отличить оснащение генератора каждый автолюбитель может визуально:
- обычный шкив всегда крепится на валу гайкой
- у муфты обгонной гайки быть не может, чаще всего ее торец прикрыт защитной крышкой
Поскольку идеальных конструкций не существует в принципе, муфта обгонная в сравнении с обычным шкивом так же имеет плюсы и минусы, рассмотренные ниже.
Стоит обгонная муфта 1500 – 8000 рублей, что гораздо дороже обычного шкива (200 – 500 рублей). При замене этого «расходника» своими руками потребуется специальная головка по цене 200 – 500 рублей вместо обычной шестигранной оснастки, которая обычно имеется в каждом наборе автолюбителя.
Ресурс
Поскольку ремонт подвижных деталей генератора необходим, как при эксплуатации обычного шкива, так и при использовании обгонной муфты, следует учесть ресурс всего комплекта кинематической схемы клиноременного привода:
- шкив обычный – канавки изнашиваются и приходят в негодность примерно через 200 000 км пробега
- муфта обгонная – согласно требованиям производителя необходима замена через каждые 100 000 км
- ремень – в зависимости от конкретного бренда, модели машины и кинематической схемы меняется через 25 – 50 тысяч пробега
Другими словами, если под капотом авто генератор приводится от коленвала индивидуальным ремнем, то выгоднее использовать обычный шкив. В случае привода одним ремнем нескольких потребителей (печь, компрессор кондиционера и так далее) целесообразно поставить на генератор муфту обгонную, если этого уже не сделал производитель на конвейере.
Ремонтопригодность
И для шкива обычного, и для муфты обгонной ремонт экономически не выгоден. Поэтому указанные расходники меняются целиком, но по разным причинам:
- шкив стоит относительно дешево, нет смысла кустарно напаивать и обтачивать «ручьи» для посадочных мест ремня – это обойдется дороже новой детали, изготавливаемой промышленным способом
- ремонт обгонной муфты слишком сложный, что так же обойдется выше себестоимости детали на прилавках магазина
Ремень меняется чаще, но всегда целиком, его ремонтопригодность нулевая по умолчанию.
Внимание: Специалисты СТО отмечают замерзание смазки обойм муфты при эксплуатации в холодных регионах РФ. С обычными шкивами такой проблемы не существует в принципе.
Конструкция муфты обгонной
В отличие от классического шкива генератора принцип работы муфты обгонной гораздо сложнее:
- внутренняя обойма запрессована на вал генератора
- наружная обойма неподвижна относительно шкива
- ролики находятся между обоймами в несколько рядов
- при разгоне генераторного якоря коленчатым валом ролики перемещаются вверх за счет центробежной силы, зацепление становится жестким, указанные валы вращаются с одинаковой скоростью
- в момент сжатия топливной смеси в цилиндрах воспламенения нет, коленвал начинает запаздывать во вращении относительно набравшего инерцию за счет массы якоря вала генератора
- внутренняя обойма начинает обгонять внешнюю, ролики падают вниз, сцепление узла разъединяется
После очередного воспламенения в камерах сгорания порции топливной смеси цикл повторяется многократно.
Таким образом, вал (якорь) и шкив генератора получают независимое вращение друг от друга в разные моменты времени. Инерция на ремень генератора отсутствует, этот расходник служит дольше.
Храповые и фрикционные устройства синхронизации вращения подразделяются на несколько типов:
- радиально замкнутые
- с осевым замыканием
- ленточные модификации
- муфты с пружинными механизмами
- клиновые обгонные муфты
В легковых машинах чаще применяются именно клиновые муфты обгонные из-за простой конструкции и низкой себестоимости изготовления. Помимо двух рядов роликов и пары обойм в конструкцию входят детали:
- шлицевой профиль для установки и демонтажа муфты
- эластичная прокладка
- полимерная крышка
- пластина контактная, в которую вмонтирован сальник
Без крышки эксплуатация устройства синхронизации вращения запрещена категорически.
Поломки обгонной муфты
Уяснив, для чего нужна муфта на валу генератора, необходимо учесть нюансы эксплуатации этой расходной детали:
- поломки обычно вызваны износом обойм и их заклиниванием относительно друг друга
- периодичность замены указывается производителем на упаковке, в среднем составляет 100 000 км пробега машины
После заклинивания обойм обгонная муфта фактически становится обычным шкивом. Но в некоторых случаях (высыпание роликов) полностью исчезает сцепление шкива с якорем генератора, прекращается выработка электричества. В последнем случае авто проедет немного, пока не израсходуется весь заряд аккумулятора.
На нижнем фото правая муфта выработала ресурс, эксплуатировалась правильно. Левая деталь заржавела без защитной крышки и заклинила, о чем свидетельствует блестящая поверхность канавок шкива. В центре для образца находится новая муфта без реального эксплуатационного ресурса.
Замена своими руками
Для обеспечения заявленного производителем эксплуатационного ресурса обгонная муфта комплектуется защитной крышкой. Если владелец/сотрудник сервиса забыл ее поставить или она слетела в процессе использования, проникающая внутрь обойм грязь/пыли может заклинить ролики.
Замена доступна для самостоятельного ремонта этого узла генератора, но при наличии специальной оснастки, так как обычные шестигранные головки для этого не подойдут.
Инструмент
Справится с откручиванием заклиневшей муфты обгонной поможет специальная головка. Цена вопроса 170 – 500 рублей, существует несколько вариантов оснастки:
- c зубьями на конце в средней части и присоединительным квадратом 1/2» для VW, Skoda, Mercedes, Ford, BMW, Audi и неоторых других авто
- шестигранником на 17 и головкой присоединительной на 10 для Toyota и некоторых других азиатских производителей
- «звездочка» и шестигранник для муфты генератора машин концерна VAG
Сервисные ключи позволяют демонтировать муфту, не снимая генератор с посадочных мест.
Диагностика
Неправильная работа обгонной муфты генератора определяется «на слух» и механическим способом:
- свист, дребезг в салоне извещают о плохом натяжении, перекосе или изношенных посадочных поверхностях («ручьях») шкива
- если заклинить отверткой крыльчатку принудительного воздушного охлаждения генератора, муфта должна прокручиваться в обратную сторону свободно, в рабочем положении на некоторую часть поворота, пока ролики не поднимутся вверх для синхронизации оборотов вала и шкива
При заклинивании обойм муфты следует немедленно заменить расходник новым изделием.
Демонтаж
Даже при внешнем осмотре муфты после снятия защитной крышки становится понятно, зачем необходимо использовать специальный сервисный ключ. Вместо обычного крепежного болта здесь применена зубчатая поверхность, для которой требуется инструмент с ответными шлицами.
Оснастка вставляется внутрь муфты, зубья зацепляются, деталь откручивается рожковым ключом или накидной головкой с храповиком.
Установка обгонной муфты
После демонтажа заклинившей муфты обгонной новая деталь устанавливается алогичным способом. Основными нюансами операции замены являются:
- усилие затяжки 70 – 90 Нм
- установка защитной крышки, предохраняющей от попадания в обоймы пыли и грязи
Если в авто эксплуатировался генератор без обгонной муфты, достаточно подобрать модификацию детали с аналогичными посадочными поверхностями для вала и ремня. Эти диаметры должны совпадать полностью.
Таким образом, даже у специалистов нет единого мнения по поводу целесообразности эксплуатации муфты обгонной вместо традиционного шкива. Окупаемость этого дорогостоящего изделия под сомнением при бюджетной цене ремней и шкивов без двух обойм с роликами внутри. Но основное предназначение – сглаживание моментов инерции на валу, обгонная муфта выполняет в полном объеме без нареканий.
Для чего нужна обгонная муфта генератора на самом деле?
Добрый день. В сегодняшней статье я расскажу, для чего на самом деле, нужна обгонная муфта генератора. Как проявляются ее неисправности и, что будет, если она заклинит.
Традиционно для нашего сайта, статья содержит множество фото и видео материалов и будет интересна широкому кругу читателей.
Краткий ответ:
Обгонная муфта нужна только на автомобилях оборудованных автоматическими натяжителями ремня, чтобы, при резком уменьшении оборотов двигателя, ремень не спадал. Подробнее ниже.
Как работает обгонная муфта?
Все катались в детстве на велосипеде? Всем знакомо, что при помощи педалей, вращение передается на колесо, а вращение колеса, в свою очередь, не передается на педали. Т.е. передача крутящего момента возможна только в одном направлении.
Точно также работает и обгонная муфта. Только она оптимизирована для работы на больших оборотах и сделана гораздо компактнее.
Пример конструкции и работы обгонной муфты:
Для чего на самом деле нужна обгонная муфта?
На большие сайтов рассказывается редкостная ерунда о том, что обгонная муфта нужна для лучшей сохранности ремня генератора и генератора, так как при работе двигателя возникают пульсации, и ремень то растягивается, то сжимается. Пишут про то, что особенно важно, чтобы она была на генераторе дизельного двигателя т.к. там эти пульсации на порядок выше и т.п. ерунда, что с внедрением муфты срок службы ремня увеличивается в 10 раз. Сложилось впечатление, что все статьи написаны технически безграмотными журналистами, не знающими устройство автомобиля.
Все гораздо проще. Двигатель вращается довольно линейно. Маховик отлично стабилизирует его работу и при оборотах выше холостого хода, я бы считал, что для ремня и навесного оборудования, двигатель вращается с одинаковой скоростью во время всего оборота.
Якорь генератора является самым тяжёлым элементом раскручиваемым ремнем, и при этом он является наиболее огибаемым:
Естественно, сила трения (сцепления) ремня с генератором значительна. Сам якорь, за счёт массы, обладает довольно большой инерцией. Если двигатель резко уменьшит обороты, генератор по инерции протянет ремень вперёд.
Если автомобиль оборудован автоматическим пружинным натяжителем ремня, он резко денется т.к. генератор своим вращением выбирает его свободный ход. Выглядит это примерно вот так:
При этом велик риск соскакивания ремня генератора.
Все точка. Вот для этого нужна обгонная муфта.
Какие неисправности бывают у обгонной муфты?
Заклинивание.
Это самая распространенная неисправность. Наступает после 100-150 тысяч километров пробега. К сожалению, обгонная муфта является необслуживаемой и имеет конечный ресурс.
Заклинивание неприятно тем, что почти никак не проявляется, до того момента пока ремень не достигнет критического износа (разве что натяжитель дергается). После того как износ ремня станет запредельным он или заскрипит или соскочит.
Проскальзывание.
При слабом проскальзывании обгонной муфты, генератор не будет развивать полной мощности. Вы увидите это по индикатору напряжения, затрудненному запуску и снижению яркости фар.
Если вовремя не принять меры, обгонная муфта полностью потеряет связь с якорем генератора и будет вращаться сама по себе.
Вы увидите это по горящему индикатору отсутствия заряда:
С большой долей вероятности, проскальзывание обгонной муфты генератора будет сопровождаться свистом и шумом.
Естественно, при такой неисправности долго ездить не выйдет. Можно просто встать посреди дороги или не завести машину после стоянки.
Как проверить состояние обгонной муфты?
На снятом генераторе это делается просто — стопорим отвёрткой якорь и вращаем за шкив. Если шкив не вращается — обгонная муфта заклинила.
Если шкив свободно вращается в обе стороны — обгонная муфта проскальзывает.
При исправной обгонной муфте шкив будет проворачиваться только в одну сторону.
Вот вам видео, как проверить обгонную муфту на генераторе со снятым ремнем (кстати эта муфта уже шумит и скоро с ней будут проблемы):
Если генератор установлен на машине, обгонную муфту проверяют, проворачивая якорь генератора тонкой отвёрткой. Все аналогично! Но точность такой проверки не высока, так как невозможно прочувствовать люфт.
Заключение.
На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что статья полностью ответила на вопрос, зачем нужна обгонная муфта генератора. Если у вас остались вопросы или если вы хотите дополнить статью, пишите комментарии.
Источники:
http://xn--80aal0a.xn--80asehdb/do-my-self/tuning/tuning-lada-vesta/3149-ustanovka-obgonnoy-mufty-generatora-na-lada.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5c7d2c2eeada0500b2d920cf/5d0c77d2ecd5cf00afaf1e20
http://vipwash.ru/elektrika-avtomobilya/obgonnaya-mufta-generatora
http://swapmotor.ru/ustrojstvo-dvigatelya/obgonnaya-mufta-generatora.html
http://life-with-cars.ru/ustrojstvo-avtomobilya/dlya-chego-nuzhna-obgonnaya-mufta-generatora-na-samom-dele/