1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем они отличаются друг от друга

Есть 9 видов сов. Вот чем они отличаются друг от друга (10 фото)

Как вы понимаете, заставить сову позировать для фото довольно сложно. Даже в неволе эти птицы остаются замкнутыми и необщительными.

Фотограф Брэд Уилсон убедился в этом на собственном опыте, пытаясь уговорить сов в питомнике повернуться к нему анфас. Ему потребовалось много часов, чтобы сделать их портреты.

«Очень трудно уговорить животное смотреть в камеру, — говорит он. — Это был для меня священный Грааль».

Уилсон — мастер портретной съёмки. В его серии «Affinity» («Родство») представлены 65 видов животных, в том числе белый носорог, белый тигр, песец и стервятник. Но снимать ему сов сложнее и интереснее всего. Надо годами выстраивать доверие, прежде чем сова позволит человеку прикоснуться к ней, причём «на других людей эта привилегия не распространяется», по словам Уилсона.

Своими работами Уислсон хотел подчеркнуть благородство и независимость каждой птицы от смотрителей. Например, у многих из них были повреждены крылья, чего на фотографиях не видно.

Посмотрите, что у него получилось:

1. Западная совка.

Западная совка носит в гнездо слепых змей — червеобразных пресмыкающихся, которые обитают под землёй. И вовсе не для пропитания, а для борьбы с паразитами! Змеи пожирают мух и муравьёв, чьи личинки крадут еду у птенцов.

2. Обыкновенная сипуха.


Пятнышки на голове и груди сипухи носят не только декоративный характер. Чем больше у самки пятнышек, тем она устойчивее к паразитам и привлекательнее для самцов. Это идеальный ночной хищник, который отличается сверхъестественно острым слухом и способностью видеть добычу при почти полном отсутствии света.

3. Филин.

Филины — гроза всех птиц, включая своих сородичей. Они охотятся на серую неясыть и белую сову, а также на таких крупных пернатых, как серая цапля. Среди млекопитающих добычей филина часто становятся полёвки, пищухи и даже лисы.

4. Североамериканская совка.

Североамериканские совки отлично чувствуют себя в больших городах. Это одна из немногих хищных птиц, обитающих в Нью-Йорке. Совка адаптировалась к охоте на певчих птиц, которые слетаются на городские кормушки.

5. Западноамериканская совка.

Крошечная совка ростом всего около 15 см обладает могучим голосом. Она может замедлять голосовые колебания, расслабляя складки кожи в горле и издавая низкое уханье. Раньше считалось, что эта насекомоядная птица не мигрирует, но потом выяснилось, что она не впадает в спячку и таки перебирается на юг в холодное время года.

6. Виргинский филин.

Виргинские филины часто выполняют роль приёмных родителей. Одна самка в неволе за свою жизнь успела побыть матерью для ста с лишним птенцов. На воле эти птицы очень заботливы и оберегают своих птенцов, даже когда те уже самостоятельно охотятся.

7. Ушастая сова.


Ушастая сова часто становится добычей других хищных птиц, в том числе виргинского филина и пёстрой неясыти. Почувствовав угрозу, ушастая сова распушивает перья и вытягивается по струнке, чтобы казаться больше. А ещё она может покачиваться из стороны в сторону, притворятся раненой и прыгать по гнезду, издавая пронзительные крики — всё это тоже способы перехитрить хищника.

8. Мексиканская пятнистая неясыть.


Это один из трёх подвидов пятнистой неясыти и самый редкий в США. Она обитает в тенистых каньонах посреди раскалённой пустыни. Неясыть размножается не каждый год и предпочитает откладывать яйца в дуплах деревьев; если таковых нет, она часто занимает чужие заброшенные гнёзда.

9. Очковая неотропическая сова.


Этой птице почти не приходится опасаться хищников, потому что она живёт на верхних ярусах тропических лесов, где её никто не достанет. Она ест почти всё; известен случай, когда очковая сова в Панаме убила трёхпалого ленивца, чтобы полакомиться его трупом. Своё название она получила благодаря характерной окраске морды, напоминающей маску грабителя.

Есть 9 видов сов. Вот чем они отличаются друг от друга (10 фото)

«Очень трудно уговорить животное смотреть в камеру, — говорит он. — Это был для меня священный Грааль».

Уилсон — мастер портретной съёмки. В его серии «Affinity» («Родство») представлены 65 видов животных, в том числе белый носорог, белый тигр, песец и стервятник. Но снимать ему сов сложнее и интереснее всего. Надо годами выстраивать доверие, прежде чем сова позволит человеку прикоснуться к ней, причём «на других людей эта привилегия не распространяется», по словам Уилсона.

Своими работами Уислсон хотел подчеркнуть благородство и независимость каждой птицы от смотрителей. Например, у многих из них были повреждены крылья, чего на фотографиях не видно.

Посмотрите, что у него получилось:

Западная совка

Западная совка носит в гнездо слепых змей — червеобразных пресмыкающихся, которые обитают под землёй. И вовсе не для пропитания, а для борьбы с паразитами! Змеи пожирают мух и муравьёв, чьи личинки крадут еду у птенцов.

Обыкновенная сипуха.

Пятнышки на голове и груди сипухи носят не только декоративный характер. Чем больше у самки пятнышек, тем она устойчивее к паразитам и привлекательнее для самцов. Это идеальный ночной хищник, который отличается сверхъестественно острым слухом и способностью видеть добычу при почти полном отсутствии света.

Филин.

Филины — гроза всех птиц, включая своих сородичей. Они охотятся на серую неясыть и белую сову, а также на таких крупных пернатых, как серая цапля. Среди млекопитающих добычей филина часто становятся полёвки, пищухи и даже лисы.

Североамериканская совка.

Североамериканские совки отлично чувствуют себя в больших городах. Это одна из немногих хищных птиц, обитающих в Нью-Йорке. Совка адаптировалась к охоте на певчих птиц, которые слетаются на городские кормушки.

Западноамериканская совка.

Крошечная совка ростом всего около 15 см обладает могучим голосом. Она может замедлять голосовые колебания, расслабляя складки кожи в горле и издавая низкое уханье. Раньше считалось, что эта насекомоядная птица не мигрирует, но потом выяснилось, что она не впадает в спячку и таки перебирается на юг в холодное время года.

Виргинский филин.

Виргинские филины часто выполняют роль приёмных родителей. Одна самка в неволе за свою жизнь успела побыть матерью для ста с лишним птенцов. На воле эти птицы очень заботливы и оберегают своих птенцов, даже когда те уже самостоятельно охотятся.

Ушастая сова.

Ушастая сова часто становится добычей других хищных птиц, в том числе виргинского филина и пёстрой неясыти. Почувствовав угрозу, ушастая сова распушивает перья и вытягивается по струнке, чтобы казаться больше. А ещё она может покачиваться из стороны в сторону, притворятся раненой и прыгать по гнезду, издавая пронзительные крики — всё это тоже способы перехитрить хищника.

Читать еще:  Подбор проставок под пружины

Мексиканская пятнистая неясыть.

Это один из трёх подвидов пятнистой неясыти и самый редкий в США. Она обитает в тенистых каньонах посреди раскалённой пустыни. Неясыть размножается не каждый год и предпочитает откладывать яйца в дуплах деревьев; если таковых нет, она часто занимает чужие заброшенные гнёзда.

Очковая неотропическая сова.

Этой птице почти не приходится опасаться хищников, потому что она живёт на верхних ярусах тропических лесов, где её никто не достанет. Она ест почти всё; известен случай, когда очковая сова в Панаме убила трёхпалого ленивца, чтобы полакомиться его трупом. Своё название она получила благодаря характерной окраске морды, напоминающей маску грабителя.

На какие виды делятся сложные предложения? Чем они отличаются друг от друга? Приведи примеры.

Здесь легко и интересно общаться. Присоединяйся!

Предложения ( в нашем случае сложные) не делятся на види, а ( простые) делятся на простые и сложные, Евгений : сложноподчинённые предложения проходят в 5-6-7 классах

1) На союзные и бессоюзные. Союзные в свою очередь на сложносочиненные и сложноподчиненные.

2) Это сложные предложения, простые предложения в составе которых не зависят друг от друга, равноправные, от одного нельзя задать вопрос к другому, связанные между собой сочинительной связью при помощи сочинительных союзов: и, а, но, да, или, либо, однако, зато, ни.. . ни. то.. . то. то ли. то ли. не то. не то.. . и др

3) По значению сложносочиненные предложения делятся на следующие группы:

1. сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да (в значении “и”), тоже, также, ни. ни, не только. но и. В таких предложениях, как правило, выражаются значения одновременности или последовательности каких-либо явлений, действий, например: Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы (М. Шолохов) ;

2. сложносочиненные предложения с разделительными союзами или, либо, то. то, не то. не то. В таких предложениях, как правило, выражаются значения чередования явлений, возможности одного явления из двух или нескольких, например: То ветер подует и тронет верхушки, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве, то за стеной часы пробьют четверть (А. Чехов) ;

3. сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении “но”), зато, однако. В таких предложениях, как правило, выражаются значения противопоставления, например: Он попробовал отстраниться, но тело его точно влипло в снег (Б. Полевой) .

4) в которых одно из предложений (придаточное) по смыслу подчинено другому (главному) и связано с ним подчинительными союзом или союзным словом

5)Простые предложения в составе сложноподчиненного связываются при помощи подчинительных союзов (что, будто, как будто, чтобы, если, ввиду того что, так как, хотя и др. ) или союзных слов (относительные местоимения и наречия который, чей, какой, что, где, куда, откуда, сколько, где ни, кто ни, что ни, сколько ни и др.) , например: Горько думать, что пройдет жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот (И. Бунин) ; Мы вскочили на коней, поскакали к берегу, откуда должна была начаться переправа (Д. Фурманов) .

Подчинительные союзы не являются членами предложения. Они лишь служат для присоединения придаточных предложений к главному или другому придаточному. А союзные слова не только присоединяют части сложноподчиненного предложения, но и являются членами этого предложения, например: Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе (Л. Толстой) .

Придаточное предложение может находиться перед главным предложением, в его середине или после него. Если в сложносочиненном предложении несколько придаточных предложений, то они могут пояснять не только главное предложение, но и друг друга, например: Живопись важна еще и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим (К. Паустовский) .

Особенности присоединения придаточных предложений к главному:

1. придаточное предложение может пояснять одно слово, например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок (А. Пушкин) ;

2. придаточное предложение может пояснять словосочетание, например: И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал (А. Пушкин) ;

3. придаточное предложение может пояснять все главное предложение, например: Чем глуше становилась ночь, тем ярче разгоралось небо (К. Паустовский) .

6)1. с параллельной связью. (Я сказала, что пойду гулять, когда уже стояла в дверях. )
2. с однородной связью (На улице поднялся сильный ветер, когда стало светать и когда стрелки часов показывали ровно пять утра. )
2. с последовательной связью (Солнце закатывалось за горизонт, и поэтому небо окрасилось в оранжевый цвет, который отражался на тихой волжской воде. )

есть СС (сложносочиненные) и СП (сложноподчиненные) предложения. Например: Я увидел дуб, которому было пятьсот лет (СП) . Мама вошла на кухню, а дети уже обедали. (СС)

Деточка, откройте учебник русского языка, это азы. Сложносочиненные и сложноподчиненные — и у вас это все подробно расписано.

Чем они отличаются друг от друга

Александр Литягин,

президент HRC/Кадрового Клуба

Тренинг вообще – это обучение, бизнес-тренинг – это обучение бизнес-навыкам (умениям, которые необходимы сотрудникам компании, чтобы она достигала своих целей, записанных в плане ее стратегического развития). Я бы рекомендовал понимать тренинг как процедуру, которая позволяет обучать сотрудников бизнес-навыкам, необходимым для того, чтобы эффективно развивался бизнес.

Но существует еще и психологический тренинг. Он существенно отличается от бизнес-тренинга. Например, медитация, направленная на то, чтобы человек осознал причины своего счастья или несчастья. Многие люди хотят научиться медитации, чтобы решить свои семейные или личные проблемы. Сотрудники часто обращаются к руководству компании за представлением такого вида тренинга: «Давайте проведем, нам так это нужно». В этой ситуации директор предприятия должен сделать некий сознательный выбор, определить, нужна ли подобная программа обучения только сотрудникам, или принесет пользу еще и компании. Если вывод будет, что навыки медитации позволят сотрудникам, например, увеличить свой потенциал в плане достижения целей фирмы, тогда это можно назвать бизнес-тренингом, если нет, — то это, скорее, психологический тренинг.

К сожалению, у нас в России произошло некое смещение понятий «тренинг» и «психологический тренинг». Действительно, на момент перестройки у нас в стране были в основном психологические тренинги: психологи предлагали свои программы компаниям, организации интересовались такими разработками и думали с их помощью повысить эффективность. Этого не произошло, и мода на чисто психологические программы прошла. Многие психологи, образованные и достаточно энергичные люди, в короткие сроки научились проводить бизнес-тренинги, и сегодня можно уже говорить о существовании когорты бизнес-тренеров. При этом психологическое образование является не обязательным, а желательным или неплохим пособием для бизнес-тренера.

На западе большинство тренеров не являются психологами, лучший тренер – человек, большой хороший опыт в этой области бизнеса и обладающий хорошими методическими навыками.

Тренинг состоит из нескольких составляющих, модулей. Первый модуль – содержательный — какие концепции транслируются или преподаются в обучении. Эти вещи, как правило, связаны с технологией работы компании, скажем, в области продаж.

Перед тем, как что-нибудь преподавать, нужно точно знать что. Поэтому второй важный момент – методический —как построить процесс обучения. Третий аспект проведения тренингов – психологический Дело в том, что в процессе группового «научения» на обучение накладываются некоторые особенности взаимодействия между тренером и группой.

Читать еще:  Сопротивление дтож ваз 2110

Упражнения, которые представлены в нашем сборнике, прежде всего, направлены на то, чтобы задать некоторую атмосферу обучения, взбодрить тех, кто «задремал», показать людям, что есть новые взгляды на данную проблему. Могу посоветовать кадровикам обязательно попробовать эти упражнения, но я не рекомендовал бы им проводить продолжительные тренинги больше 4 часов или ответственные тренинги (с ответственными сотрудниками).

Хороший тренер учится не менее пяти лет — должен быть хороший опыт работы с кем-то в паре, участие в других тренинговых программах, анализ процессов тренинга и т.д..

Самое главное — понимать, что хотя упражнений много и они достаточно интересны, они всего лишь инструментарий для того, чтобы донести ту или иную концепцию или идею. Даже если инструмент хороший, это не означает, что его можно использовать повсюду.

Когда я «строю» свои тренинги, то для начала пытаюсь определить следующее. Во-первых, на достижение каких целей он направлен. Во-вторых, какой информационный материал, концепции, технологии должны быть транслированы. И только потом разрабатываю специфические упражнения, позволяющие материал транслировать обучаемым. Тренинги я всегда перемежаю специфическими упражнениями (направленными только на продажу, на управление и т.д.) и неспецифическими (подобными тем, что представлены в нашем сборнике).

Упражнения из нашего справочника можно использовать в любом тренинге. Сами по себе они ничему не научат, т.е. их нужно либо переработать, либо использовать для того, чтобы расширять пределы сознания, воображения, активизировать обучаемость. Я уверен, что они очень полезны в тренинге, поэтому сам часто их использую. Когда первый этап разработки программы уже пройден, я перехожу к просмотру различных справочников, сборников, нахожу упражнения или игры, которые, на мой взгляд, можно использовать именно для данной конкретной группы (всегда нужно учитывать особенности компании и ее сотрудников). Но из одних таких неспецифичных игр невозможно сделать тренинг, но с помощью нашего справочника можно существенно улучшить взаимодействие тренера и группы, разнообразить процесс обучения. Возможно, наше издание поможет Вам профессионально совершенствоваться не только как менеджеру по персоналу, но и как менеджеру по обучению.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

Упражнения

Чем они отличаются друг от друга

Существует много различных определений для игр, имитаций, ситуаций для анализа и т.д. И, как правило, определения им даются очень широкие. Чем больше опыта приобретает тренер, тем больше он может использовать свои собственные определения.

Даже если посмотреть на некоторые приведенные здесь примеры, Вы увидите, как тяжело отнести упражнения к какой-то определенной группе. Например, шахматы не являются только игрой или имитацией, это комбинация этих видов упражнений. Напомним, шахматы появились в 6 веке в Индии, они были придуманы для имитации современной битвы.

Игры

Игра– это упражнение, где участники соревнуются друг с другом или с группой людей по определенным установленным правилам. В играх обычно есть какой-то финал. Большинство игр для тренингов направлены на то, чтобы обучающиеся соревновались сами с собой, нежели с другими участниками. Это помогает избежать ситуации, где есть победившие и проигравшие.

Игры могут быть психологическими, интеллектуальными и «на удачу». Примерами игр являются: метание стрел, змеи и лестницы, футбол, каракули, шарады и большинство карточных игр. Игры для людей, соревнующихся сами с собой, включают пасьянс, кроссворд и даже покер.

Имитация

Имитация– это модель действительной или воображаемой ситуации. Имитации обычно используются для тренировки навыков и умений в ситуациях, когда непрактично или слишком опасно для обучающихся применять настоящее оборудование. Имитации обычно максимально приближены к действительности, чтобы обучающиеся смогли тренироваться, не заботясь о том, что придется ремонтировать или заменять испорченное оборудование.

К примерам имитаций относятся имитаторы полета, имитаторы вождения, и военные игры.

Головоломки

Головоломки относятся к отдельному классу. Они не являются игрой или имитацией в чистом виде, это задачки, которые напрягают умы участников или выделяют ключевые моменты. Головоломки обычно не имеют правил, но они позволяют обучающимся разработать свои собственные правила, соответствующие индивидуальному сеансу тренинга.

К типичным головоломкам относятся такие упражнения, как соединение точек и большинство упражнений на восприятие.

Ролевые игры

Ролевые игры используются в тренингах, чтобы посмотреть, как участники ведут себя в определенных ситуациях до и после сеансов тренинга. Ролевые игры очень полезны для практики общения участников с другими людьми по любому сценарию. Даже если участники что-то делают неправильно, они учатся.

Ситуации для анализа

Рабочая ситуация (максимально приближенная к действительности) изучается группой или отдельным человеком. Глубокое изучение реального или смоделированного сценария помогает достигать определенных результатов. Когда у группы или человека есть решение проблемы или ситуации, его можно сразу же сравнить с тем, что произошло в реальности, и какие были результаты.

Когда они должны использоваться?

Упражнения для тренингов можно использовать в любое время в течение тренинга. Продолжительность игры определяется условиями игры, количеством участников и конкретной целью.

Конкретными целями могут быть: занять группу, ожидая опаздывающих; «разбудить» участников после перерыва на обед. Эти цели быстро и легко достигаются, когда они используются просто, чтобы занять время или представить тренера как волшебника.

Вы также можете использовать структурные упражнения, как средство зарядить энергией или оживить класс. Упражнение может быть средством улучшения атмосферы обучения.

Итак, Вы должны выбрать эти типы структурных упражнений и использовать при необходимости для отработки конкретных навыков или улучшения атмосферы обучения.

Обязанности тренера

Несмотря на то, что мы хорошо представляемся и читаем лекции, нам не стоит думать, что на протяжении всей презентации нам легко удастся удержать внимание каждого. Вы, как тренер, должны обеспечить, чтобы участники не увлекались упражнением настолько, чтобы потерять основную идею. К тому же Вы должны также осознавать, что, если участники полны энтузиазма по поводу упражнения, им может стать скучным обычный тренинг. Это не означает, что мы не должны стремиться к высокому уровню энтузиазма, но мы также должны уметь заинтересовать участников с помощью других методов и инструкций.

В процесс обучения можно включать игры, имитации, ролевые игры, головоломки, ситуации для анализа и другие подобные упражнения. Обучение людей более эффективно, когда им это нравится. Поэтому нам нужно серьезно подумать о создании и поддержании соответствующей учебной атмосферы.

Вам необходимо выбирать метод обучения после того, как Вы поставили цели тренинга. Выбранный метод должен отвечать потребностям участников, а не тренера.

Когда Вы решили использовать структурное упражнение, следует сначала провести это упражнение с группой людей, не участвующей в данной презентации. Это поможет Вам увидеть, как все пройдет: как планировалось с ожидаемыми результатами. Как все виды тренингов, эти структурные упражнения должны оцениваться по своей эффективности. Если Вы видите, что они не производят ожидаемый эффект, внесите изменения.

Должны ли развлекать группу в течение презентации? Ваша обязанность — не стоять на месте. (Это можно рассматривать как основная деталь развлечения). Об этом участники потом могут рассказать своим друзьям и коллегам по работе. Если тренер находится в такой ситуации, где необходима такая обратная связь (например, внешний тренер или консультант), тогда можно использовать игры, имитации, ролевые игры и структурные упражнения.

Ваша обязанность — тестировать все новые упражнения. Тренеры должны понимать, что то, что подходит одним людям, не всегда подходит другим. Возможно, одни и те же упражнения для тренингов каждый раз имеют разные результаты. Будьте готовы к неожиданностям. Тренеры должны резюмировать все упражнения, проводимые во время сеанса тренинга. Есть две основные причины для резюме.

Читать еще:  Проблемы с холостым ходом

Вы должны участников вернуть в прежнее состояние после окончания упражнения. Это означает, что если участникам не понравилось упражнение, они должны выкинуть это из головы, пока продолжается тренинг.

Резюмирование также позволяет тренеру и участникам обсудить результаты упражнения. Оправдало ли оно ожидания? Повели бы Вы себя также в реальной ситуации? Что Вы делали, если бы это произошло? Это также позволяет тренеру исправить ошибки.

Наверное, самое важное, чтобы тренеры были честны и открыты с другими участниками. Это означает — не скрывать планы тренинга, не уводить участников в сторону, никого не выделять, не обманывать и не использовать усилия участников в своих личных целях.

Упражнения для тренингов могут принести много веселья обучающимся и тренеру. Когда людям нравится то, что они делают, обучение проходит намного лучше. Итак, Вы должны создать благоприятную атмосферу для обучения.

Когда мы можем использовать эти упражнения?

Игры в этой книге классифицируются по их предназначению и целям обучения.

I Icebreaker (Упражнения «на разогрев»)

Т Team-building (Построение команды)

С Communication (Коммуникация)

F Facilitator/presentation skills (Навыки презентации)

M Mid-course energiser (Заряд энергией)

L Learning (Обучение)

P Perception (Восприятие)

EEvaluation (Оценка)

SSelf-management (Само-менеджмент)

Родственные и однокоренные слова: в чем отличие?

Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.

Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.

Родственные слова: даем определение

Итак, родственными в русском языке называются лексемы:

  • с одним и тем же корнем;
  • близкие по своему значению;
  • этимологически восходящие к одному и тому же гнезду (т.е. образованные от одного и того же этимона);
  • различающиеся набором приставок и суффиксов.

Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.

Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.

Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.

Родственные слова отдельно — словоформы отдельно

Важно не путать родственные слова со словоформами. Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии). Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали – все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова. При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.

Корень один — значит, родственные?

Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными. Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.

Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова, которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы. В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод. Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.

Можно сделать следующий вывод: все родственные лексемы – однокоренные, но далеко не все однокоренные слова – родственные.

Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы. Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый – существительным слизь, написание существительного пескарь – словом писк.

Правила подбора родственных лексем в русском языке

Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание.

Выделяем корень. Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель.

Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный. Корень здесь – сказ.

Образовываем как можно больше однокоренных слов, не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.

Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:

  1. Приставочный (префиксальный). Например: читать – пере +читать, до + читать.
  2. Суффиксальный. Сыр – сыр + ок, береза – берез + овый, кружево – кружев + ница.
  3. Префиксально-суффиксальный: вода – под + вод +ник, двор – при + двор + ный, мечтать – раз + мечтать +ся.
  4. Безсуффиксный (применяется при образовании имени существительного от глаголов или прилагательных): широкий – ширь, привозить – привоз.
  5. Сложение. Складываться могут слова или их основы, например: школа + интернат – школа-интернат, сам + летает — самолет, белые + зубы — белозубый. Иногда при словообразовании таким способом основа может сокращаться: заработная + плата зарплата.

Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.

В процессе поиска однокоренных слов нельзя упускать из виду такое явление, как чередование согласных и гласных звуков в корнях. Более того – иногда гласная в корне может полностью «исчезать». Например: замереть – замирать, излагать – изложение, петь – пою, читать – чтение, светить – свеча, водить – вождение, лепить — леплю. Несмотря на различное звучание, эти пары лексем являются однокоренными. Доказать это легко, опираясь на их схожее лексическое значение.

Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать) и другими фонетическими процессами.

Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными». В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика, которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.

Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас. Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.

Видео

С помощью этого видео вам будет легче понять, что такое родственные слова и формы слов.

Источники:

http://nlo-mir.ru/palnetazemla/est-9-vidov-so.html
http://fishki.net/3238429-esty-9-vidov-sov-vot-chem-oni-otlichajutsja-drug-ot-druga.html
http://sprashivalka.com/tqa/q/19171943
http://lektsii.org/9-35895.html
http://liveposts.ru/articles/education-articles/russkiy-yazyik/rodstvennye-i-odnokorennye-slova-v-chem-otlichie

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector