Фиол 1 аналоги заменители
Смазка «Фиол». Характеристики
Когда в 70-х годах в СССР развернулось производство лицензионных легковых автомобилей ВАЗ, параллельно решался вопрос и об обеспечении этих машин необходимыми продуктами автохимии. В частности, заправку консистентными смазками вначале проводили оригинальными составами Jota-1, Jota-2 и Jota-3. Затем было признано целесообразным перейти на отечественную продукцию. Так появилась линейка пластичных смазок Фиол, название которых указывает на родство с соответствующими итальянскими аналогами (Фиол – от Fiat и olive).
Общие особенности смазок Фиол
Нюансы в составах линеек Фиол и Jota нелегко обнаружить даже специалисту, но это и не важно: основные компоненты там и там практически совпадают, некоторая разница имеется лишь в технологиях производства составляющих. Характерными чертами пластичных смазок Фиол являются:
- Присутствие дисульфида молибдена как противозадирного компонента смазки.
- Сниженный процент загустителя: это снижает мускульные усилия водителя для управления автомобилем.
- Адаптированность под конструкции легковых автомобилей с точки зрения допускаемых нагрузок, предела прочности на срез и т. д.
- Удобство применения при использовании шприцев, в частности, малые колебания вязкости при изменении внешней температуры.
Взаимозаменяемость минеральных смазок Фиол с другими отечественными продуктами аналогичного назначения ограничена.Например, в некоторых руководствах допускается замена рассматриваемой смазки на такой аналог как Литол-24.

Фиол-1
Консистентная смазка, производство которой ведётся в соответствии с требованиями ТУ 38.УССР 201247—80. Продукт марки Фиол-1 характеризуется повышенной пластичностью, и неплохо противостоит пониженным температурам (правда, и несущая способность у него меньше, чем у других смазок этой линейки).
- Род загустителя – литиевое мыло.
- Применяется для температур -40 ° С …+120 ° С.
- Разжижение (соответственно ГОСТ 6793-74) наступает при 185 ° С.
- Параметр кинематической вязкости, Па·с – 200.
- Сопротивление внутреннему сдвигу, Па, не меньше – 200.
Применение смазки Фиол-1 рекомендовано для таких автомобильных узлов как управляющие тросы малого (до 5 мм) диаметра, нижние центральные шарниры рулевого управления, трансмиссионные валы.

Фиол-2У
Универсальная консистентная смазка, производится в соответствии с требованиями ТУ 38 101233—75. Характеризуется повышенным процентным содержанием дисульфида молибдена, что увеличивает противоизносные свойства продукта без ущерба для прочих параметров, которые составляют:
- Загуститель – металлическое мыло на основе литиевых солей.
- Область применения: -40 ° С …+120 ° С.
- Граница разжижения (по ГОСТ 6793-74) соответствует 190°С.
- Значение вязкости, Па·с – 150.
- Удельное сопротивление сдвигу внутренних слоёв, Па, не ниже – 300.
Повышенное содержание MoS2 ускоряет приработку подшипниковых пар. Фиол-2У эффективна также для других узлов трения, испытывающих средние нагрузки.

Фиол-3
Технология производства и свойства смазки Фиол-3 должны соответствовать нормам ТУ 38.УССР 201324—76:
- Тип загустителя – высокомолекулярное мыло из солей лития.
- Сфера использования: -40 º С …+120 ° С.
- Начало разжижения (по ГОСТ 6793-74) – не ниже 180 ° С;
- Удельное сопротивление внутреннему сдвигу, Па, не менее – 250.
Пластичная смазка Фиол-3 используется для применения в узлах трения транспортных механизмов, нагрузки на которые не превышают 200 Па.
Нормативный ряд консистентных смазок Фиол отвечает условиям N.L.G.I. (нормы Американского института смазочных материалов).
Смазочные материалы нанотек (стр. 2 )


Энергоресурсосберегающая пластичная смазка
Специализированная пластичная смазка
для высокоскоростных подшипников качения
- NLGI 2 NLGI GB – LB
Фиол Ультра – специализированная пластичная смазка для высокоскоростных подшипников качения оборудования промышленного и бытового назначения.
Отличительные особенности и преимущества:
- Высокая термоокислительная стабильность и водостойкость. Широкий температурный диапазон применения: от 55°С до +130°С, кратковременно до +160°С. Стойкость к ударным нагрузкам и вибрации. Отличные консервационные свойства. Высокий срок службы смазки до замены (при обеспечении герметизации узла трения смазка является практически несменяемой).
- Игольчатые подшипники крестовин карданного вала. Высокоскоростные узлы текстильного оборудования и электрических машин. Шарниры и оси привода педали газа. Рычаги выключения сцепления. Механизмы стеклоподъемника, петли дверей. Шлицевые соединения, направляющие и др.
Аналог (заменитель) смазок:
- Фиол-1, Фиол-2, Фиол-2М, Фиол-2У jota-2, jota-2M (FIAT); Castrol MS 3 Grease, Castrolease LMM, MS3 (Castrol); Retinax AM (Shell); Mobilgrease Special (Mobil); Energrease L21-M (BP); Beacon Q2 (Exxon)
Литиевый комплекс, смесь синтетического и высокоочищенных депарафинизированных минеральных масел, легированных специальным пакетом современных присадок, в том числе дисульфидом молибдена.
- Сертификат соответствия № РОСС RU .НХ18.Н00431 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 78.01.06.025.П.006329.12.03
Энергоресурсосберегающая пластичная смазка
Специализированная пластичная смазка
для тяжелонагруженных высокоскоростных подшипников качения
- ЕР NLGI 2/3 NLGI G В- LB
Фиол Ультра Т – специализированная пластичная смазка для тяжелонагруженных энергонапряженных механизмов оборудования промышленного и бытового назначения:
Отличительные особенности и преимущества:
- Высокая термоокислительная стабильность, водостойкость и морозостойкость. Широкий температурный диапазон применения от 55°С до +140°С, кратковременно до +160°С. Стойкость к ударным нагрузкам и вибрации. Отличные адгезия и консервационные свойства. Высокий срок службы смазки до замены (при обеспечении герметизации узла трения смазка является практически несменяемой). Смазка является тугоплавкой, что предотвращает ее вытекание из узлов трения при термических перегрузках.
- Тяжелонагруженные игольчатые подшипники крестовин карданного вала (грузовые автомобили, автомобили повышенной проходимости) и другого оборудования. Шарниры и оси привода педали газа. Рычаги выключения сцепления. Шлицевые соединения, направляющие и др. Тихоходные реверсивные узлы, испытывающие ударные и тепловые нагрузки (рычаги, стойки, шаровые опоры, подшипники качения энергонапряженных генераторов и электродвигателей и др.). Элементы судового оборудования, котельных, тепловых и насосных станций и др., где требуются смазочные материалы с высокой водостойкостью.
Аналог (заменитель) смазок:
- Фиол -3, Фиол -4 jota-3 (FIAT), С astrobase MS (Cluber Lubrication); Hytex EP-2 (Texaco); Molicot VN2461C
Литиевый комплекс, смесь синтетического и высокоочищенных депарафинизированных минеральных масел, легированных специальным пакетом современных присадок, в том числе ультрадисперсным порошком цинка и дисульфидом молибдена, что придает смазке свойство автокомпенсации износа.
- Сертификат соответствия № РОСС RU .НХ18.Н00431 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 78.01.06.025.П.006329.12.03
Основные характеристики
пластичных смазок
Температура каплепадения, оС, не ниже
Пенетрация при 25 оС, с перемешиванием, мм1, в пределах
Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более
Коррозионное воздействие на металлы
Трибологические характеристики на 4-х шариковой машине при t +20oС, не менее
– нагрузка сваривания, (Рс), Н
– критическая нагрузка, (Рк), Н
– индекс задира (Из), Н
Диаметр пятна износа при нагрузке 195 Н, не более, мм
Изменение объема резины марки 26-44 после старения в смазке, %, не более
Кинематическая вязкость минерального масла при 50°С, сСт, в пределах
Кинематическая вязкость легкого минерального масла при 50°С, сСт, в пределах
Температура застывания синтетического масла, °С, не выше
Энергоресурсосберегающая пластичная смазка
специализированная металлоплакирующая пластичная смазка
для электромашин промышленного и бытового назначения
- EP NLGI 2/3 NLGI GB – LB
МеталлПлак Электра – специализированная пластичная смазка для электромашин промышленного и бытового назначения.
Отличительные особенности смазки:
- Высокая термоокислительная стабильность и водостойкость. Содержит высококачественный пакет присадок, дисульфид молибдена, ульрадисперсный цинк, благодаря этому смазка обладает эффектом автокомпенсации износа.
- Смазка является морозостойкой с широким температурным диапазоном применения от 55°С до +130°С, кратковременно до +160°С. Стойкость к ударным нагрузкам и вибрации. Отличные консервационные свойства. Высокий срок службы смазки до замены (при обеспечении герметизации узла трения смазка является практически несменяемой).
- Подшипники качения электрических машин горизонтального и вертикального исполнения, в том числе высокоскоростные. Подшипники и редукторы электродрелей и отрезных машин, ударные механизмы перфораторов. Шлицевые соединения, направляющие. Звездочки цепных бензо – и электропил и др.
Аналог (заменитель) смазок:
- Литол-24, Шрус-4, ЭШ-176, СВЭМ, ЛДС-1, ЛДС-2, Фиол-4, ВНИИНП-242 Mobilux 2(3), Beacon 3, Castrol LM (LMX), Hytex EP2, Molicot VN2461C, Mobilgrease Special, Energreaser L21-M
Литиевый комплекс, смесь синтетического и высокоочищенных депарафинизированных минеральных масел, легированных специальным пакетом современных присадок, в том числе ультрадисперсным порошком цинка и дисульфидом молибдена.
- Сертификат соответствия № РОСС RU .НХ18.Н00432 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 78.01.06.025.П.006221.12.03
Основные характеристики
пластичной смазки
Температура каплепадения, оС, не ниже
Пенетрация при 25 оС, с перемешиванием, мм-1, в пределах
Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более
Коррозионное воздействие на металлы
Трибологические характеристики на 4-х шариковой машине при t +20oС, не менее
– нагрузка сваривания, (Рс), Н
– критическая нагрузка, (Рк), Н
– индекс задира (Из), Н
Диаметр пятна износа при нагрузке
195 Н, не более, мм
Изменение объема резины марки 26-44 после старения в смазке, %, не более
Кинематическая вязкость минерального
масла при 50°С, сСт, в пределах
Кинематическая вязкость легкого минерального масла при 50°С, сСт, в пределах
Температура застывания синтетического
масла, °С, не выше
Энергоресурсосберегающая пластичная смазка
специализированная металлоплакирующая пластичная смазка
для малогабаритной мото – и велотехники
- NLGI 2/3 NLGI GB – LB
МеталлПлак Мото – специализированная пластичная смазка для узлов трения машин и механизмов оборудования промышленного и бытового назначения, эксплуатирующегося в условиях динамической нагрузки и повышенной влажности.
Отличительные особенности и преимущества смазки:
- Высокая термоокислительная стабильность, водостойкость и морозостойкость. Широкий температурный диапазон применения: от 55°С до +130°С, кратковременно до +160°С. Стойкость к ударным нагрузкам и вибрации. Отличные консервационные свойства. Высокий срок службы смазки до замены (при обеспечении герметизации узла трения смазка является практически несменяемой).
- Сельскохозяйственная и спортивная техника бытового и профессионального назначения, вело – и мототехника. Открытые и закрытые подшипники качения и скольжения, зубчатые передачи. Приводные роликовые цепи открытого и закрытого типа. Звездочки цепных бензо – и электропил. Шарниры и оси привода педали газа. Рычаги выключения сцепления. Шлицевые соединения, направляющие.
Аналог (заменитель) смазок:
- Литол-24, Фиол-1, Фиол-2, Фиол-2М, Фиол-2У jota-2, jota-2M (FIAT); Castrol MS 3 Grease, Castrolease LMM, MS3 (Castrol); Retinax AM (Shell); Mobilgrease Special (Mobil); Energrease L21-M (BP); Beacon Q2 (Exxon).
Литиевый комплекс, смесь синтетического и высокоочищенных депарафинизированных минеральных масел, легированных специальным пакетом современных присадок, в том числе ультрадисперсным порошком цинка и дисульфидом молибдена.
- Сертификат соответствия № РОСС RU .НХ18.Н00432 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 78.01.06.025.П.006221.12.03
Основные характеристики пластичных смазок
Температура каплепадения, оС, не ниже
Пенетрация при 25 оС, с перемешиванием, мм-1, в пределах
Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более
Коррозионное воздействие на металлы
Трибологические характеристики на 4-х шариковой машине при t +20oС, не менее
– нагрузка сваривания, (Рс), Н
– критическая нагрузка, (Рк), Н
– индекс задира (Из), Н
Диаметр пятна износа при нагрузке
195 Н, не более, мм
Изменение объема резины марки 26-44 после старения в смазке, %, не более
Кинематическая вязкость минерального
масла при 50°С, сСт, в пределах
Кинематическая вязкость легкого минерального масла при 50°С, сСт, в пределах
Температура застывания синтетического
масла, °С, не выше
Энергоресурсосберегающая пластичная смазка
специализированная металлоплакирующая пластичная смазка
с эффектом холодного цинкования
- NLGI 2/3 NLGI LA
МеталлПлак (цинкографитная) – специализированная пластичная смазка для резьбовых соединений и открытых узлов энергонапряженных машин и механизмов, испытывающих существенные динамические нагрузки, к которым предъявляют высокие требования относительно надежности и безотказности при эксплуатации.
Отличительные особенности и преимущества:
- Металлоплакирующие многофункциональные смазки являются новым поколением энергоресурсосберегающих высококачественных смазочных материалов. Благодаря высокой степени легирования, в том числе ультрадисперсными порошками мягких пластичных металлов (цинком) смазки имеют исключительно высокие триботехнические характеристики и обладают эффектом автокомпенсации износа. При постоянном использовании смазки, благодаря наличию в ней ультрадисперсного порошка цинка, проявляется эффект холодного цинкования, т. е. образование тончайших металлических пленок на поверхности трения, играющих роль дополнительной смазки при значительных перегрузках. Превосходство над другими графитовыми смазками: при работе в условиях вибрации и ударных нагрузках и широкий температурный диапазон применения: от 50°С до +100°С. Отличная водостойкость, антикоррозионные и консервационные свойства. При смазывании резьбовых соединений: легкий монтаж и демонтаж резьбовых соединений; отсутствие самоотворачивания при эксплуатации, а также схватывания резьбового соединения при перегрузках и длительном хранении; отличная антикоррозионная защита в условиях повышенной влажности.
Литиевые смазки: востребованы почти полвека

Автолюбители используют множество видов смазочных материалов. Некоторые средства давно устарели и забыты, но литиевая смазка пользуется популярностью по сей день. Около 70% консистентных смазок, которые продаются в мире относятся к литолам. Даже всем известный солидол распространен сегодня значительно меньше.
Из чего делают пластичную литиевую смазку
Литолы относятся к типу консистентных смазочных материалов, и известны с 40-х годов прошлого века. Широкое распространение смазка на литиевой основе получила примерно через 30 лет после изобретения. Изготавливается этот продукт путем смешивания жидкого минерального или синтетического масла с литиевым мылом стеариновой кислоты.
Внешний вид и свойства
Литол представляет собой однородную мягкую маслянистую массу. Цвет универсальной литиевой смазки варьирует от светло-желтого до вишневого или шоколадного. Различие тона допускается по технологии: рабочие характеристики не зависят от окраски. Два компонента обеспечивают полезные свойства: масло создает защитную пленку на поверхностях пар трения, а мыло не дает смазывающему составу вытекать их рабочей полости.
Смазка на литиевой основе – это вещество, которое в физике называется аномальной жидкостью. Пока нет механического воздействия, литол не течет, это твердое тело. В момент приложения силы материал становится текучим, это уже жидкость. Как только перестает действовать деформирующая сила, состав вновь приобретает признаки твердого тела.
Литолы обладают водоотталкивающими свойствами, хорошо защищают от коррозии и механического износа при трении. Пластичные литиевые смазки сохраняют рабочие свойства при температурах от -50 до +100 °C (для марки «Литол-24» температурный порог еще выше – до +120 °C). Главное преимущество данного состава – высокая механическая стабильность. Продукт разрешен к применению в узлах, работающих под тяжелыми нагрузками.
![]()
Различные марки литиевых смазок
Несмотря на солидный возраст (литол изобретен почти полвека назад), этот состав активно выпускается производителями смазочных материалов. На российском рынке можно встретить множество марок.
Фиол 1 аналоги заменители
Фиол-1 (ТУ 38.УССР 201247—80)—очень мягкая смазка, по составу и основным характеристикам близка к литолу-24. Из-за пониженного содержания загустителя фнол-1 имеет меньшую вязкость, меньший предел прочности, более мягкую консистенцию, несколько лучшую морозостойкость. Для улучшения химической стабильности в смазку фиол-1, а гакже фиол-2 и -3 вводят антиокислительную присадку. Допускается дифениламин (0,4 %) заменять нафтамом-2 (0,7 %).
Фиол-1 применяют в некоторых узлах автомобилей ВАЗ: в гибких тросах управления, в направляющих сидений, узлах, смазываемых через пресс- масленки. Во многих случаях фиол-1 может быть заменен на литол-24.
Фиол-2 (ТУ 38.УССР 201188—79)—мягкая смазка, по составу и основным характеристикам близкая к литолу-24, но отличающаяся от него несколько меньшим содержанием загустителя. Предназначена для смазывания различных узлов индивидуальных механизмов, работающих при малых и средних нагрузках и температурах до 100 °С. Используется в подшипниках качения и скольжения, в зубчатых маломощных редукторах, передачах станков, транспортеров и в других аналогичных устройствах. Во многих случаях может быть заменена на литол-24. Фиол-2 пО назначению является аналогом смазки jota-2 фирмы «Фиат»».
Фиол-3 (ТУ 38.УССР 201324—76)—мягкая смазка зеленого цвета. Партии смазки без красителя имеют коричневый цвет. По составу и всем основным характеристикам практически идентична литолу-24. Предназначена и используется в тех же случаях, что и фиол-2, но благодаря более плотной консистенции и повышенному пределу прочности лучше удерживается в узлах трения.
Техническими условиями на смазки фиол-2 и -3 установлен гарантийный срок хранения в таре 2 года. Практически они могут храниться без ухудшения качества гораздо дольше. Фиол-3 по назначению является аналогом смазки jota-З фирмы «Фиат».
Фиол-2М (ТУ 38 101233—75)—мягкая мазь серебристо-черного цвета, по составу близкая к многоцелевым смазкам серии фиол. По свойствам сходна со специализированной автомобильной смазкой фиол-2У. Наличие вязкостной, а также антиокисдательной присадки улучшает эксплуатационные свойства смазки фиол-2М. Добавка 2 % MoS2 улучшает противоизносные и про-
тивозадирные свойства, но ие сказывается на реологических характеристиках смазки. Присутствие MoS2 улучшает и ускоряет приработку подшипников со смазкой фиол-2М [40, с. 224]
Фиол-2М используют для смазывания оси октанкорректора прерывателя распределителя автомобилей ВАЗ. Смазка обеспечивает его работу при пробеге 100 000 км. Ее можно использовать также в разнообразных узлах трения индустриальных механизмов, транспортных машин, где необходим смазочный материал, содержащий антифрикционную добавку MoS2. В частности, фиол-2М применяют в скоростных подшипниках текстильных машин. Производство смазки невелико (6 т/год), что связано с узкой областью ее применения. Фиол-2М по назначению является аналогом смазки jota-2M фирмы «Фиат».
Смазка фиол-2у — мягкая мазь серебристо-черного цвета.
Смазку фиол-2у готовят загущением нефтяных масел ПС-28 и АСВ-5 литиевым мылом 12-гидрокси.
Сальники должны быть мягкими, пружинящими и с неповрежденной кромкой, а иглы подшипников без дефектов.
Шлицы смазывают смазкой Фиол-1, в промежуточный.
Эт< смазка № 158, содержащая фталоцианин меди и фиол– 2у с присадкой MoS’). Вместе с тем смазка карданная AM.
Смазка тросов управления. Тросы, приводящие в действие воздушную заслонку
извлечь из оболочки, промыть керосином и нанести на них слой смазки Фиол-1.
Поры этого слоя заполняют мягким баббитом (содержащим, напр., 3% Sn, 4% Sb, остальное свинец).
Шлицы смазывают смазкой Фиол-1, в промежуточный.
. масло гипоидное, смазка графитная «УСА», смазка «Литол-24», смазка «ПВК», смазка «Фиол-1», смазки ЦИАТИМ, смазка 1-13, смазка ШРБ-4, солидолы жировые и.
Антифрикционные пластичные смазки общего назначения
В странах СНГ выпускается более двухсот наименований антифрикционных смазок и более тысячи – за рубежом. От правильного выбора смазки зависит надежность и долговечность узла трения. В данной статье дан краткий обзор антифрикционных смазок общего назначения, указаны их преимущества и недостатки. В дальнейшем будут рассмотрены специализированные смазки, которые не могут быть заменены смазками общего назначения.

Антифрикционные смазки (АС), предназначенные для снижения трения между трущимися поверхностями, уменьшения износа и предотвращения задиров, заедания и сваривания металлических поверхностей, применяются в следующих основных узлах трения:
– подшипники качения и скольжения;
– зубчатые, винтовые и цепные передачи;
– различные трущиеся плоскости, например, вал – втулка, ползун – направляющая и т. д.;
– шарниры разных конструкций;
– тросы по ролику и т. п.
Наиболее массовые узлы трения – подшипники качения различных конструкций: открытые и герметизированные, радиальные и упорные, шариковые и роликовые и т. д. – выпускают в количестве, давно превысившем 1 млрд. шт./год, а потому среди других групп смазок АС занимают ведущее место (больше 90%) и по объему, и по ассортименту и насчитывают около 200 наименований у нас и более 1000 – за рубежом.

В чем же отличие АС от жидких смазочных материалов? Для смазок характерны следующие особенности: малый удельный расход, более простая конструкция машин и механизмов и более продолжительный период действия. Смазки лучше масел амортизируют ударные нагрузки и уменьшают усталостное разрушение тел и дорожек качения. Правильный подбор АС и эффективность их работы определяются следующими наиболее важными факторами:
особенности узлов трения и условий эксплуатации смазок: температура, нагрузка, скорость перемещения трущихся пар;
совместимость смазок с конструкционными материалами, контактирующими с ними в процессе срока службы;
совместимость смазок при их возможном смешении.
В соответствии с вышесказанным АС делятся на следующие основные группы:

В группу смазок общего назначения входят наиболее распространенные на территории России наименования – солидолы, которые правильнее называть гидратированными кальциевыми смазками. Их доля составляет около 40% общего выпуска АС в России. Гидратированные кальциевые смазки получают путем загущения средневязких индустриальных масел кальциевыми мылами синтетических жирных кислот (СЖК) или естественных жиров. К достоинствам солидолов относятся их отличная водостойкость, коллоидная стабильность, хорошие защитные и смазочные свойства. Недостатки солидолов выражаются в низкой механической стабильности и ограниченном рабочем диапазоне температур: до +60. 70 °С. Модификатором структуры этих смазок выступает вода, поэтому при высоких температурах солидолы необратимо разрушаются.
Гидратированные кальциевые смазки выпускают под марками Солидол С, Пресс-Солидол С; Солидол Ж, Пресс-Солидол Ж и применяют в относительно грубых узлах трения машин и механизмов. Графитная смазка по составу близка к Солидолу С, но приготовлена на более вязком масле и содержит до 10% графита. Ее используют в узлах трения скольжения тяжело нагруженных тихоходных механизмов, рессорах, открытых зубчатых передачах.

При температуре выше 60. 70 °С, когда применение гидратированных кальциевых смазок невозможно, используют натриевые или натриево-кальциевые смазки, называемые еще консталинами. Они сохраняют работоспособность до +100. 110 °С, однако имеют также ряд существенных недостатков:
– повышенное термоупрочнение – при высоких температурах у смазок этого типа резко, иногда буквально за несколько минут повышается предел прочности;
– низкая водостойкость. Водостойкость важна для всех видов смазок, работающих в узлах трения, соприкасающихся с водой, или в условиях высокой влажности воздуха.
В России вырабатывают следующие смазки общего назначения для повышенных температур:
– 1-13, получаемая путем загущения смеси нефтяных масел низкой и средней вязкости натриево-кальциевым мылом касторового масла;
– консталин – цилиндровое масло, загущенное натриевым мылом касторового масла.

Смазку 1-13 практически невозможно отличить от консталина – присутствие небольшого количества кальциевого мыла практически не отражается на ее свойствах. При контакте с влажным воздухом эти смазки обводняются, а поверхностный слой эмульгирует. При упаковке в негерметичную тару они хранятся не более трех лет, а при хорошей герметизации – до пяти. В смазках 1-13 и консталине отсутствуют антиокислительные присадки, что сокращает срок их службы в условиях повышенных температур. Кроме того, вследствие достаточно высокой вязкости масляной основы и большой концентрации загустителя смазка 1-13 уступает по морозостойкости даже солидолам. Ее используют в разнообразных подшипниках качения, реже – скольжения и других узлах трения, смазывают подшипники электромашин, работающих при температуре 80. 90 °С, ступицы передних колес устаревших автомобилей и т. п. Консталин применяется в узлах трения вентиляторов литейных машин, доменных и цементных печей, подшипников качения на железнодорожном транспорте и т. д.

Многоцелевыми называются многофункциональные или универсальные смазки, которые можно применять во всех основных узлах трения различных механизмов. Эти смазки водостойкие и используются в широком диапазоне температур и нагрузок. Однако не следует полагать, что многоцелевые смазки пригодны для замещения антифрикционных смазок всех типов, в том числе специальных – химически стойких, радиационно-устойчивых, термостойких или приборных. На самом деле многоцелевые смазки могут заменить лишь смазки общего назначения (солидолы), смазки общего назначения для повышенных температур, некоторые индустриальные и почти все автомобильные смазки. В основном многоцелевые смазки получают путем загущения нефтяных масел литиевыми мылами 12-оксистеариновой кислоты. К данному типу АС в известной мере можно отнести и смазки на комплексных загустителях (загуститель образован мылами низко- и высокомолекулярной кислот) типа комплексно-алюминиевых, комплексно-кальциевых, комплексно-литиевых и полимочевинных смазок, однако большая их часть – достаточно узкой специализации.
Температура каплепадения многоцелевых литиевых смазок составляет 180. 200 °С, вязкость при –30 °С близка к 2000 Па•с, что позволяет использовать их в достаточно широком диапазоне температур. Наиболее распространены следующие марки:

Литол-24, который представляет собой загущенную смесь нефтяных масел литие-вым мылом 12-оксистеариновой кислоты и содержит вязкостную и антфрикционную присадки. Высокая температура каплепадения, отличная водостойкость, низкая испаряемость дисперсионной среды, высокий предел прочности позволяют применять смазку при температуре до +110. 130 °С. При более высокой температуре у Литола-24 резко падает почти до нуля предел прочности и ускоряются процессы окисления. Важно отметить, что для этой смазки не характерно термоупрочнение при повышенной температуре. Литол-24 сохраняет работоспособность до –40 °С, а в мощных механизмах – и при –55 °С. Смазка обладает отличной механической стабильностью, невысокой коллоидной стабильностью, а благодаря антиокислительной присадке она достаточно химически стабильна. Литол-24 можно применять в узлах трения всех типов: подшипниках качения и скольжения, зубчатых и других передачах, шарнирах. Его используют как единую автомобильную смазку, а также в механизмах тракторов, гусеничных машин, экскаваторов, бульдозеров, судовых механизмов и т. д. Допускается использование Литола-24 в электромашинах, дорожно-строительной, сельскохозяйственной, горной технике.

Предел прочности (ПП) – минимальная нагрузка, при приложении которой происходит необратимая деформация (сдвиг) смазки. Известно, что частицы загустителя образуют в масле структурный каркас. Ниже ПП смазки подобно твердым телам проявляют упругость, выше ПП – начинают течь, подобно жидкости. Смазки с невысоким ПП сбрасываются с движущихся деталей, стекают с наклонных и вертикальных поверхностей и плохо удерживаются в негерметизированных узлах трения. Очень высокий предел прочности в свою очередь отрицательно сказывается на эксплуатационных характеристиках смазок, так как плотные смазки не поступают к трущимся поверхностям, и в результате смазочного материала не хватает в зоне трения, несмотря на то, что в механизме его достаточно.
Температура каплепадения (Тк) – полуэмпирический показатель, условно характеризующий верхнюю границу применения смазки. Для углеводородных, кальциевых и натриевых смазок Тк с достаточной точностью позволяет судить о верхнем температурном пределе работоспособности. Условность данного показателя можно проиллюстрировать следующим примером: для литиевых смазок Тк температурный предел 190. 200 °С, температура применения – не выше 120. 130 °С (это связано с окисляемостью дисперсионной среды), а для смазок на неорганических загустителях этот параметр вообще не определяют.

Вязкость определяет возможность подачи и заправки смазки в узлы трения при низких температурах. Этот параметр также влияет на пусковые характеристики механизмов и потери при работе различных узлов трения. Вязкие смазки препятствуют запуску маломощных механизмов.
Механическая стабильность характеризует способность смазок восстанавливать исходные объемно-механические свойства после снятия нагрузки и последующего «отдыха». Сильно разупрочняющиеся при механическом воздействии смазки не удерживаются и вытекают из узлов трения при сравнительно небольшой нагрузке.
Коллоидная стабильность (КС) характеризует способность смазок выделять масло при хранении и эксплуатации в минимальной степени. При недостаточно высокой КС масло начинает отделяться из структуры. Наверняка многие при покупке не вполне кондиционной смазки замечали на поверхности «лужицы» масла.
Фиол-1, Фиол-2 и Фиол-2М – мягкие смазки, по составу и основным характеристикам близкие к Литолу-24. Отличаются менее вязкой масляной основой и меньшим содержанием загустителя. Фиол-2М содержит дисульфид молибдена, поэтому у него хорошие противоизносные и противозадирные свойства по сравнению с Фиолом-2. Смазки были разработаны как аналоги итальянских смазок, которые использовала компания FIAT. Фиолы предназначены для применения в разнообразных узлах индустриального оборудования, работающих при малых и средних нагрузках и температуре менее 100 °С: в подшипниках качения и скольжения, зубчатых маломощных редукторах, передачах станков и др. В настоящее время Фиол-1 и Фиол-2 используют в основном в системах автомобилей ВАЗ: в гибких тросах управления и направляющих сидений, Фиол-2М – в скоростных подшипниках текстильных машин.
Смазка БНЗ-3 представляет собой нефтяное масло средней вязкости, загущенное литиевыми мылами стеариновой кислоты и касторового масла. Содержит антиокислительную и противоизносную присадки и работоспособно при температуре –30. +110 °С. По противоизносным параметрам несколько уступает Фиолу-2М, а применяется в основном для герметизации узлов трения, роликовых опор ленточных конвейеров, механизмов экскаваторов, буровых станков, бульдозеров, оборудования горнорудной промышленности.

Менее распространены смазки Алюмол, ЛКМтранс-2 и Герметин, которые, однако, находят применение в узлах трения машин и механизмов, различных транспортных средств и промышленного оборудования. Алюмол готовят на комплексном алюминиевом загустителе, поэтому у него хорошая водостойкость и высокие адгезионные свойства. Эта смазка работоспособна при температуре –40. +150 °С, что приближает ее к термостойким аналогам. ЛКМтранс-2 приготовлена на комплексном литиевом загустителе, содержит многофункциональные присадки, и ей присущи не только хорошая водостойкость, высокая термическая и химическая стабильность, но и хорошие смазочные свойства. Герметин, как следует из названия, вполне можно использовать и при герметизации пробковых кранов бытовой газовой аппаратуры. Работоспособен при температуре –40. +130 °С.
В импортных строительных машинах пластичные смазки, в основном литиевые, применяют в узлах рабочего оборудования и ходовой части. Для их обслуживания специалисты сервисных служб требуют использовать материалы, рекомендованные компанией – изготовителем машины. При крайней необходимости допустимо использовать Литол-24, при этом обязательно сокращая интервалы между заменами смазки. Не рекомендуется использовать солидолы и смешивать с ними литиевые смазки, уже находящиеся в узле трения: солидол, особенно в смеси с литиевой смазкой, склонен уплотняться, и впоследствии бывает невозможно удалить его без разборки узла. Для обслуживания отдельных агрегатов, например гидромолотов, а также для систем централизованной смазки используют специальные материалы, и их замещение недопустимо.

Нагнетание смазки в узел проводят шприцем вручную, при больших объемах обслуживания целесообразно применять электронагнетатели. Смазочные материалы поставляют в патронах, которые вставляются в шприц, а для нагнетателей – в баках соответствующих размеров. Масленки на узлах трения изготовители машин часто защищают пластиковыми колпачками или пробками. В случае отсутствия штатной защиты можно закрыть масленку от попадания грязи подручными средствами: обмотать промасленной ветошью и т. п.
Необходимо отметить, что на практике потребитель может столкнуться со следующими проблемами:
совместимость разных смазок при переводе узла трения со смазки одной марки на другую. Информацию о совместимости смазок разных марок (возможности смешивания без ухудшения качества) или их несовместимости (ухудшение эксплуатационных свойств при смешивании) можно найти в нашем журнале – № 2, 2004 г. «Пластичные смазки: ассортимент и применение», с. 52);
правильный выбор смазки-заменителя, обеспечивающей безотказную работу и сохранение характеристик узла трения.
Источники:
https://avtozhidkost.ru/smazka-fiol-1-2u-3-analogi-primenenie/
https://pandia.ru/text/79/449/3499-2.php
https://suprotec.ru/suprotek-stati/litievie-smazki-vostrebovani-polveka/
https://www.bibliotekar.ru/6-smazka/9.htm
https://os1.ru/article/7140-antifriktsionnye-plastichnye-smazki-obshchego-naznacheniya

