132 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фиол 1 аналоги заменители

Смазка «Фиол». Характеристики

Когда в 70-х годах в СССР развернулось производство лицензионных легковых автомобилей ВАЗ, параллельно решался вопрос и об обеспечении этих машин необходимыми продуктами автохимии. В частности, заправку консистентными смазками вначале проводили оригинальными составами Jota-1, Jota-2 и Jota-3. Затем было признано целесообразным перейти на отечественную продукцию. Так появилась линейка пластичных смазок Фиол, название которых указывает на родство с соответствующими итальянскими аналогами (Фиол – от Fiat и olive).

Общие особенности смазок Фиол

Нюансы в составах линеек Фиол и Jota нелегко обнаружить даже специалисту, но это и не важно: основные компоненты там и там практически совпадают, некоторая разница имеется лишь в технологиях производства составляющих. Характерными чертами пластичных смазок Фиол являются:

  1. Присутствие дисульфида молибдена как противозадирного компонента смазки.
  2. Сниженный процент загустителя: это снижает мускульные усилия водителя для управления автомобилем.
  3. Адаптированность под конструкции легковых автомобилей с точки зрения допускаемых нагрузок, предела прочности на срез и т. д.
  4. Удобство применения при использовании шприцев, в частности, малые колебания вязкости при изменении внешней температуры.

Взаимозаменяемость минеральных смазок Фиол с другими отечественными продуктами аналогичного назначения ограничена.Например, в некоторых руководствах допускается замена рассматриваемой смазки на такой аналог как Литол-24.

Фиол-1

Консистентная смазка, производство которой ведётся в соответствии с требованиями ТУ 38.УССР 201247—80. Продукт марки Фиол-1 характеризуется повышенной пластичностью, и неплохо противостоит пониженным температурам (правда, и несущая способность у него меньше, чем у других смазок этой линейки).

  • Род загустителя – литиевое мыло.
  • Применяется для температур -40 ° С …+120 ° С.
  • Разжижение (соответственно ГОСТ 6793-74) наступает при 185 ° С.
  • Параметр кинематической вязкости, Па·с – 200.
  • Сопротивление внутреннему сдвигу, Па, не меньше – 200.

Применение смазки Фиол-1 рекомендовано для таких автомобильных узлов как управляющие тросы малого (до 5 мм) диаметра, нижние центральные шарниры рулевого управления, трансмиссионные валы.

Фиол-2У

Универсальная консистентная смазка, производится в соответствии с требованиями ТУ 38 101233—75. Характеризуется повышенным процентным содержанием дисульфида молибдена, что увеличивает противоизносные свойства продукта без ущерба для прочих параметров, которые составляют:

  • Загуститель – металлическое мыло на основе литиевых солей.
  • Область применения: -40 ° С …+120 ° С.
  • Граница разжижения (по ГОСТ 6793-74) соответствует 190°С.
  • Значение вязкости, Па·с – 150.
  • Удельное сопротивление сдвигу внутренних слоёв, Па, не ниже – 300.

Повышенное содержание MoS2 ускоряет приработку подшипниковых пар. Фиол-2У эффективна также для других узлов трения, испытывающих средние нагрузки.

Фиол-3

Технология производства и свойства смазки Фиол-3 должны соответствовать нормам ТУ 38.УССР 201324—76:

  • Тип загустителя – высокомолекулярное мыло из солей лития.
  • Сфера использования: -40 º С …+120 ° С.
  • Начало разжижения (по ГОСТ 6793-74) – не ниже 180 ° С;
  • Удельное сопротивление внутреннему сдвигу, Па, не менее – 250.

Пластичная смазка Фиол-3 используется для применения в узлах трения транспортных механизмов, нагрузки на которые не превышают 200 Па.

Нормативный ряд консистентных смазок Фиол отвечает условиям N.L.G.I. (нормы Американского института смазочных материалов).

Смазочные материалы нанотек (стр. 2 )

Энергоресурсосберегающая пластичная смазка

Специализированная пластичная смазка
для высокоскоростных подшипников качения

    NLGI 2 NLGI GB – LB

Фиол Ультра – специализированная пластичная смазка для высокоскоростных подшипников качения оборудования промышленного и бытового назначения.

Отличительные особенности и преимущества:

    Высокая термоокислительная стабильность и водостойкость. Широкий температурный диапазон применения: от ­55°С до +130°С, кратковременно до +160°С. Стойкость к ударным нагрузкам и вибрации. Отличные консервационные свойства. Высокий срок службы смазки до замены (при обеспечении герметизации узла трения смазка является практически несменяемой).

    Игольчатые подшипники крестовин карданного вала. Высокоскоростные узлы текстильного оборудования и электрических машин. Шарниры и оси привода педали газа. Рычаги выключения сцепления. Механизмы стеклоподъемника, петли дверей. Шлицевые соединения, направляющие и др.

Аналог (заменитель) смазок:

    Фиол-1, Фиол-2, Фиол-2М, Фиол-2У jota-2, jota-2M (FIAT); Castrol MS 3 Grease, Castrolease LMM, MS3 (Castrol); Retinax AM (Shell); Mobilgrease Special (Mobil); Energrease L21-M (BP); Beacon Q2 (Exxon)

Литиевый комплекс, смесь синтетического и высокоочищенных депарафинизированных минеральных масел, легированных специальным пакетом современных присадок, в том числе дисульфидом молибдена.

    Сертификат соответствия № РОСС RU .НХ18.Н00431 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 78.01.06.025.П.006329.12.03

Энергоресурсосберегающая пластичная смазка

Специализированная пластичная смазка
для тяжелонагруженных высокоскоростных подшипников качения

    ЕР NLGI 2/3 NLGI G В- LB

Фиол Ультра Т – специализированная пластичная смазка для тяжелонагруженных энергонапряженных механизмов оборудования промышленного и бытового назначения:

Отличительные особенности и преимущества:

    Высокая термоокислительная стабильность, водостойкость и морозостойкость. Широкий температурный диапазон применения от ­55°С до +140°С, кратковременно до +160°С. Стойкость к ударным нагрузкам и вибрации. Отличные адгезия и консервационные свойства. Высокий срок службы смазки до замены (при обеспечении герметизации узла трения смазка является практически несменяемой). Смазка является тугоплавкой, что предотвращает ее вытекание из узлов трения при термических перегрузках.

    Тяжелонагруженные игольчатые подшипники крестовин карданного вала (грузовые автомобили, автомобили повышенной проходимости) и другого оборудования. Шарниры и оси привода педали газа. Рычаги выключения сцепления. Шлицевые соединения, направляющие и др. Тихоходные реверсивные узлы, испытывающие ударные и тепловые нагрузки (рычаги, стойки, шаровые опоры, подшипники качения энергонапряженных генераторов и электродвигателей и др.). Элементы судового оборудования, котельных, тепловых и насосных станций и др., где требуются смазочные материалы с высокой водостойкостью.

Аналог (заменитель) смазок:

    Фиол -3, Фиол -4 jota-3 (FIAT), С astrobase MS (Cluber Lubrication); Hytex EP-2 (Texaco); Molicot VN2461C

Литиевый комплекс, смесь синтетического и высокоочищенных депарафинизированных минеральных масел, легированных специальным пакетом современных присадок, в том числе ультрадисперсным порошком цинка и дисульфидом молибдена, что придает смазке свойство автокомпенсации износа.

    Сертификат соответствия № РОСС RU .НХ18.Н00431 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 78.01.06.025.П.006329.12.03

Основные характеристики
пластичных смазок

Температура каплепадения, оС, не ниже

Пенетрация при 25 оС, с перемешиванием, мм­1, в пределах

Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более

Коррозионное воздействие на металлы

Трибологические характеристики на 4-х шариковой машине при t +20oС, не менее

– нагрузка сваривания, (Рс), Н

– критическая нагрузка, (Рк), Н

– индекс задира (Из), Н

Диаметр пятна износа при нагрузке 195 Н, не более, мм

Изменение объема резины марки 26-44 после старения в смазке, %, не более

Кинематическая вязкость минерального масла при 50°С, сСт, в пределах

Кинематическая вязкость легкого минерального масла при 50°С, сСт, в пределах

Температура застывания синтетического масла, °С, не выше

Энергоресурсосберегающая пластичная смазка

специализированная металлоплакирующая пластичная смазка
для электромашин промышленного и бытового назначения

    EP NLGI 2/3 NLGI GB – LB

МеталлПлак Электра – специализированная пластичная смазка для электромашин промышленного и бытового назначения.

Отличительные особенности смазки:

    Высокая термоокислительная стабильность и водостойкость. Содержит высококачественный пакет присадок, дисульфид молибдена, ульрадисперсный цинк, благодаря этому смазка обладает эффектом автокомпенсации износа.
    Смазка является морозостойкой с широким температурным диапазоном применения от ­55°С до +130°С, кратковременно до +160°С. Стойкость к ударным нагрузкам и вибрации. Отличные консервационные свойства. Высокий срок службы смазки до замены (при обеспечении герметизации узла трения смазка является практически несменяемой).

    Подшипники качения электрических машин горизонтального и вертикального исполнения, в том числе высокоскоростные. Подшипники и редукторы электродрелей и отрезных машин, ударные механизмы перфораторов. Шлицевые соединения, направляющие. Звездочки цепных бензо – и электропил и др.
Читать еще:  Масляный или масляный фильтр как правильно

Аналог (заменитель) смазок:

    Литол-24, Шрус-4, ЭШ-176, СВЭМ, ЛДС-1, ЛДС-2, Фиол-4, ВНИИНП-242 Mobilux 2(3), Beacon 3, Castrol LM (LMX), Hytex EP2, Molicot VN2461C, Mobilgrease Special, Energreaser L21-M

Литиевый комплекс, смесь синтетического и высокоочищенных депарафинизированных минеральных масел, легированных специальным пакетом современных присадок, в том числе ультрадисперсным порошком цинка и дисульфидом молибдена.

    Сертификат соответствия № РОСС RU .НХ18.Н00432 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 78.01.06.025.П.006221.12.03

Основные характеристики
пластичной смазки

Температура каплепадения, оС, не ниже

Пенетрация при 25 оС, с перемешиванием, мм-1, в пределах

Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более

Коррозионное воздействие на металлы

Трибологические характеристики на 4-х шариковой машине при t +20oС, не менее

– нагрузка сваривания, (Рс), Н

– критическая нагрузка, (Рк), Н

– индекс задира (Из), Н

Диаметр пятна износа при нагрузке

195 Н, не более, мм

Изменение объема резины марки 26-44 после старения в смазке, %, не более

Кинематическая вязкость минерального

масла при 50°С, сСт, в пределах

Кинематическая вязкость легкого минерального масла при 50°С, сСт, в пределах

Температура застывания синтетического

масла, °С, не выше

Энергоресурсосберегающая пластичная смазка

специализированная металлоплакирующая пластичная смазка
для малогабаритной мото – и велотехники

    NLGI 2/3 NLGI GB – LB

МеталлПлак Мото – специализированная пластичная смазка для узлов трения машин и механизмов оборудования промышленного и бытового назначения, эксплуатирующегося в условиях динамической нагрузки и повышенной влажности.

Отличительные особенности и преимущества смазки:

    Высокая термоокислительная стабильность, водостойкость и морозостойкость. Широкий температурный диапазон применения: от ­55°С до +130°С, кратковременно до +160°С. Стойкость к ударным нагрузкам и вибрации. Отличные консервационные свойства. Высокий срок службы смазки до замены (при обеспечении герметизации узла трения смазка является практически несменяемой).

    Сельскохозяйственная и спортивная техника бытового и профессионального назначения, вело – и мототехника. Открытые и закрытые подшипники качения и скольжения, зубчатые передачи. Приводные роликовые цепи открытого и закрытого типа. Звездочки цепных бензо – и электропил. Шарниры и оси привода педали газа. Рычаги выключения сцепления. Шлицевые соединения, направляющие.

Аналог (заменитель) смазок:

    Литол-24, Фиол-1, Фиол-2, Фиол-2М, Фиол-2У jota-2, jota-2M (FIAT); Castrol MS 3 Grease, Castrolease LMM, MS3 (Castrol); Retinax AM (Shell); Mobilgrease Special (Mobil); Energrease L21-M (BP); Beacon Q2 (Exxon).

Литиевый комплекс, смесь синтетического и высокоочищенных депарафинизированных минеральных масел, легированных специальным пакетом современных присадок, в том числе ультрадисперсным порошком цинка и дисульфидом молибдена.

    Сертификат соответствия № РОСС RU .НХ18.Н00432 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 78.01.06.025.П.006221.12.03

Основные характеристики пластичных смазок

Температура каплепадения, оС, не ниже

Пенетрация при 25 оС, с перемешиванием, мм-1, в пределах

Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более

Коррозионное воздействие на металлы

Трибологические характеристики на 4-х шариковой машине при t +20oС, не менее

– нагрузка сваривания, (Рс), Н

– критическая нагрузка, (Рк), Н

– индекс задира (Из), Н

Диаметр пятна износа при нагрузке

195 Н, не более, мм

Изменение объема резины марки 26-44 после старения в смазке, %, не более

Кинематическая вязкость минерального

масла при 50°С, сСт, в пределах

Кинематическая вязкость легкого минерального масла при 50°С, сСт, в пределах

Температура застывания синтетического

масла, °С, не выше

Энергоресурсосберегающая пластичная смазка

специализированная металлоплакирующая пластичная смазка
с эффектом холодного цинкования

    NLGI 2/3 NLGI LA

МеталлПлак (цинкографитная) – специализированная пластичная смазка для резьбовых соединений и открытых узлов энергонапряженных машин и механизмов, испытывающих существенные динамические нагрузки, к которым предъявляют высокие требования относительно надежности и безотказности при эксплуатации.

Отличительные особенности и преимущества:

    Металлоплакирующие многофункциональные смазки являются новым поколением энергоресурсосберегающих высококачественных смазочных материалов. Благодаря высокой степени легирования, в том числе ультрадисперсными порошками мягких пластичных металлов (цинком) смазки имеют исключительно высокие триботехнические характеристики и обладают эффектом автокомпенсации износа. При постоянном использовании смазки, благодаря наличию в ней ультрадисперсного порошка цинка, проявляется эффект холодного цинкования, т. е. образование тончайших металлических пленок на поверхности трения, играющих роль дополнительной смазки при значительных перегрузках. Превосходство над другими графитовыми смазками: при работе в условиях вибрации и ударных нагрузках и широкий температурный диапазон применения: от ­50°С до +100°С. Отличная водостойкость, антикоррозионные и консервационные свойства. При смазывании резьбовых соединений: легкий монтаж и демонтаж резьбовых соединений; отсутствие самоотворачивания при эксплуатации, а также схватывания резьбового соединения при перегрузках и длительном хранении; отличная антикоррозионная защита в условиях повышенной влажности.

Литиевые смазки: востребованы почти полвека

Автолюбители используют множество видов смазочных материалов. Некоторые средства давно устарели и забыты, но литиевая смазка пользуется популярностью по сей день. Около 70% консистентных смазок, которые продаются в мире относятся к литолам. Даже всем известный солидол распространен сегодня значительно меньше.

Из чего делают пластичную литиевую смазку

Литолы относятся к типу консистентных смазочных материалов, и известны с 40-х годов прошлого века. Широкое распространение смазка на литиевой основе получила примерно через 30 лет после изобретения. Изготавливается этот продукт путем смешивания жидкого минерального или синтетического масла с литиевым мылом стеариновой кислоты.

Внешний вид и свойства

Литол представляет собой однородную мягкую маслянистую массу. Цвет универсальной литиевой смазки варьирует от светло-желтого до вишневого или шоколадного. Различие тона допускается по технологии: рабочие характеристики не зависят от окраски. Два компонента обеспечивают полезные свойства: масло создает защитную пленку на поверхностях пар трения, а мыло не дает смазывающему составу вытекать их рабочей полости.

Смазка на литиевой основе – это вещество, которое в физике называется аномальной жидкостью. Пока нет механического воздействия, литол не течет, это твердое тело. В момент приложения силы материал становится текучим, это уже жидкость. Как только перестает действовать деформирующая сила, состав вновь приобретает признаки твердого тела.

Литолы обладают водоотталкивающими свойствами, хорошо защищают от коррозии и механического износа при трении. Пластичные литиевые смазки сохраняют рабочие свойства при температурах от -50 до +100 °C (для марки «Литол-24» температурный порог еще выше – до +120 °C). Главное преимущество данного состава – высокая механическая стабильность. Продукт разрешен к применению в узлах, работающих под тяжелыми нагрузками.

Различные марки литиевых смазок

Несмотря на солидный возраст (литол изобретен почти полвека назад), этот состав активно выпускается производителями смазочных материалов. На российском рынке можно встретить множество марок.

Фиол 1 аналоги заменители

Фиол-1 (ТУ 38.УССР 201247—80)—очень мягкая смазка, по составу и основным характеристикам близка к литолу-24. Из-за пониженного содержания загустителя фнол-1 имеет меньшую вязкость, меньший предел прочности, более мягкую консистенцию, несколько лучшую морозостойкость. Для улучшения химической стабильности в смазку фиол-1, а гакже фиол-2 и -3 вводят антиокислительную присадку. Допускается дифениламин (0,4 %) заменять нафтамом-2 (0,7 %).

Фиол-1 применяют в некоторых узлах автомобилей ВАЗ: в гибких тросах управления, в направляющих сидений, узлах, смазываемых через пресс- масленки. Во многих случаях фиол-1 может быть заменен на литол-24.

Фиол-2 (ТУ 38.УССР 201188—79)—мягкая смазка, по составу и основным характеристикам близкая к литолу-24, но отличающаяся от него несколько меньшим содержанием загустителя. Предназначена для смазывания различных узлов индивидуальных механизмов, работающих при малых и средних нагрузках и температурах до 100 °С. Используется в подшипниках качения и скольжения, в зубчатых маломощных редукторах, передачах станков, транспортеров и в других аналогичных устройствах. Во многих случаях может быть заменена на литол-24. Фиол-2 пО назначению является аналогом смазки jota-2 фирмы «Фиат»».

Читать еще:  Ступичный подшипник приора размеры

Фиол-3 (ТУ 38.УССР 201324—76)—мягкая смазка зеленого цвета. Партии смазки без красителя имеют коричневый цвет. По составу и всем основным характеристикам практически идентична литолу-24. Предназначена и используется в тех же случаях, что и фиол-2, но благодаря более плотной консистенции и повышенному пределу прочности лучше удерживается в узлах трения.

Техническими условиями на смазки фиол-2 и -3 установлен гарантийный срок хранения в таре 2 года. Практически они могут храниться без ухудшения качества гораздо дольше. Фиол-3 по назначению является аналогом смазки jota-З фирмы «Фиат».

Фиол-2М (ТУ 38 101233—75)—мягкая мазь серебристо-черного цвета, по составу близкая к многоцелевым смазкам серии фиол. По свойствам сходна со специализированной автомобильной смазкой фиол-2У. Наличие вязкостной, а также антиокисдательной присадки улучшает эксплуатационные свойства смазки фиол-2М. Добавка 2 % MoS2 улучшает противоизносные и про-

тивозадирные свойства, но ие сказывается на реологических характеристиках смазки. Присутствие MoS2 улучшает и ускоряет приработку подшипников со смазкой фиол-2М [40, с. 224]

Фиол-2М используют для смазывания оси октанкорректора прерывателя распределителя автомобилей ВАЗ. Смазка обеспечивает его работу при пробеге 100 000 км. Ее можно использовать также в разнообразных узлах трения индустриальных механизмов, транспортных машин, где необходим смазочный материал, содержащий антифрикционную добавку MoS2. В частности, фиол-2М применяют в скоростных подшипниках текстильных машин. Производство смазки невелико (6 т/год), что связано с узкой областью ее применения. Фиол-2М по назначению является аналогом смазки jota-2M фирмы «Фиат».

Смазка фиол-2у — мягкая мазь серебристо-черного цвета.
Смазку фиол-2у готовят загущением нефтяных масел ПС-28 и АСВ-5 литиевым мылом 12-гидрокси.

Сальники должны быть мягкими, пружинящими и с неповрежденной кромкой, а иглы подшипников без дефектов.
Шлицы смазывают смазкой Фиол-1, в промежуточный.

Эт< смазка № 158, содержащая фталоцианин меди и фиол– 2у с присадкой MoS’). Вместе с тем смазка карданная AM.

Смазка тросов управления. Тросы, приводящие в действие воздушную заслонку
извлечь из оболочки, промыть керосином и нанести на них слой смазки Фиол-1.

Поры этого слоя заполняют мягким баббитом (содержащим, напр., 3% Sn, 4% Sb, остальное свинец).
Шлицы смазывают смазкой Фиол-1, в промежуточный.

. масло гипоидное, смазка графитная «УСА», смазка «Литол-24», смазка «ПВК», смазка «Фиол-1», смазки ЦИАТИМ, смазка 1-13, смазка ШРБ-4, солидолы жировые и.

Антифрикционные пластичные смазки общего назначения

В странах СНГ выпускается более двухсот наименований антифрикционных смазок и более тысячи – за рубежом. От правильного выбора смазки зависит надежность и долговечность узла трения. В данной статье дан краткий обзор антифрикционных смазок общего назначения, указаны их преимущества и недостатки. В дальнейшем будут рассмотрены специализированные смазки, которые не могут быть заменены смазками общего назначения.

Антифрикционные смазки (АС), предназначенные для снижения трения между трущимися поверхностями, уменьшения износа и предотвращения задиров, заедания и сваривания металлических поверхностей, применяются в следующих основных узлах трения:

– подшипники качения и скольжения;

– зубчатые, винтовые и цепные передачи;

– различные трущиеся плоскости, например, вал – втулка, ползун – направляющая и т. д.;

– шарниры разных конструкций;

– тросы по ролику и т. п.

Наиболее массовые узлы трения – подшипники качения различных конструкций: открытые и герметизированные, радиальные и упорные, шариковые и роликовые и т. д. – выпускают в количестве, давно превысившем 1 млрд. шт./год, а потому среди других групп смазок АС занимают ведущее место (больше 90%) и по объему, и по ассортименту и насчитывают около 200 наименований у нас и более 1000 – за рубежом.

В чем же отличие АС от жидких смазочных материалов? Для смазок характерны следующие особенности: малый удельный расход, более простая конструкция машин и механизмов и более продолжительный период действия. Смазки лучше масел амортизируют ударные нагрузки и уменьшают усталостное разрушение тел и дорожек качения. Правильный подбор АС и эффективность их работы определяются следующими наиболее важными факторами:

особенности узлов трения и условий эксплуатации смазок: температура, нагрузка, скорость перемещения трущихся пар;

совместимость смазок с конструкционными материалами, контактирующими с ними в процессе срока службы;

совместимость смазок при их возможном смешении.

В соответствии с вышесказанным АС делятся на следующие основные группы:

В группу смазок общего назначения входят наиболее распространенные на территории России наименования – солидолы, которые правильнее называть гидратированными кальциевыми смазками. Их доля составляет около 40% общего выпуска АС в России. Гидратированные кальциевые смазки получают путем загущения средневязких индустриальных масел кальциевыми мылами синтетических жирных кислот (СЖК) или естественных жиров. К достоинствам солидолов относятся их отличная водостойкость, коллоидная стабильность, хорошие защитные и смазочные свойства. Недостатки солидолов выражаются в низкой механической стабильности и ограниченном рабочем диапазоне температур: до +60. 70 °С. Модификатором структуры этих смазок выступает вода, поэтому при высоких температурах солидолы необратимо разрушаются.

Гидратированные кальциевые смазки выпускают под марками Солидол С, Пресс-Солидол С; Солидол Ж, Пресс-Солидол Ж и применяют в относительно грубых узлах трения машин и механизмов. Графитная смазка по составу близка к Солидолу С, но приготовлена на более вязком масле и содержит до 10% графита. Ее используют в узлах трения скольжения тяжело нагруженных тихоходных механизмов, рессорах, открытых зубчатых передачах.

При температуре выше 60. 70 °С, когда применение гидратированных кальциевых смазок невозможно, используют натриевые или натриево-кальциевые смазки, называемые еще консталинами. Они сохраняют работоспособность до +100. 110 °С, однако имеют также ряд существенных недостатков:

– повышенное термоупрочнение – при высоких температурах у смазок этого типа резко, иногда буквально за несколько минут повышается предел прочности;

– низкая водостойкость. Водостойкость важна для всех видов смазок, работающих в узлах трения, соприкасающихся с водой, или в условиях высокой влажности воздуха.
В России вырабатывают следующие смазки общего назначения для повышенных температур:

1-13, получаемая путем загущения смеси нефтяных масел низкой и средней вязкости натриево-кальциевым мылом касторового масла;

консталин – цилиндровое масло, загущенное натриевым мылом касторового масла.

Смазку 1-13 практически невозможно отличить от консталина – присутствие небольшого количества кальциевого мыла практически не отражается на ее свойствах. При контакте с влажным воздухом эти смазки обводняются, а поверхностный слой эмульгирует. При упаковке в негерметичную тару они хранятся не более трех лет, а при хорошей герметизации – до пяти. В смазках 1-13 и консталине отсутствуют антиокислительные присадки, что сокращает срок их службы в условиях повышенных температур. Кроме того, вследствие достаточно высокой вязкости масляной основы и большой концентрации загустителя смазка 1-13 уступает по морозостойкости даже солидолам. Ее используют в разнообразных подшипниках качения, реже – скольжения и других узлах трения, смазывают подшипники электромашин, работающих при температуре 80. 90 °С, ступицы передних колес устаревших автомобилей и т. п. Консталин применяется в узлах трения вентиляторов литейных машин, доменных и цементных печей, подшипников качения на железнодорожном транспорте и т. д.

Многоцелевыми называются многофункциональные или универсальные смазки, которые можно применять во всех основных узлах трения различных механизмов. Эти смазки водостойкие и используются в широком диапазоне температур и нагрузок. Однако не следует полагать, что многоцелевые смазки пригодны для замещения антифрикционных смазок всех типов, в том числе специальных – химически стойких, радиационно-устойчивых, термостойких или приборных. На самом деле многоцелевые смазки могут заменить лишь смазки общего назначения (солидолы), смазки общего назначения для повышенных температур, некоторые индустриальные и почти все автомобильные смазки. В основном многоцелевые смазки получают путем загущения нефтяных масел литиевыми мылами 12-оксистеариновой кислоты. К данному типу АС в известной мере можно отнести и смазки на комплексных загустителях (загуститель образован мылами низко- и высокомолекулярной кислот) типа комплексно-алюминиевых, комплексно-кальциевых, комплексно-литиевых и полимочевинных смазок, однако большая их часть – достаточно узкой специализации.

Читать еще:  Небольшая детонация двигателя на холостом ходу

Температура каплепадения многоцелевых литиевых смазок составляет 180. 200 °С, вязкость при –30 °С близка к 2000 Па•с, что позволяет использовать их в достаточно широком диапазоне температур. Наиболее распространены следующие марки:

Литол-24, который представляет собой загущенную смесь нефтяных масел литие-вым мылом 12-оксистеариновой кислоты и содержит вязкостную и антфрикционную присадки. Высокая температура каплепадения, отличная водостойкость, низкая испаряемость дисперсионной среды, высокий предел прочности позволяют применять смазку при температуре до +110. 130 °С. При более высокой температуре у Литола-24 резко падает почти до нуля предел прочности и ускоряются процессы окисления. Важно отметить, что для этой смазки не характерно термоупрочнение при повышенной температуре. Литол-24 сохраняет работоспособность до –40 °С, а в мощных механизмах – и при –55 °С. Смазка обладает отличной механической стабильностью, невысокой коллоидной стабильностью, а благодаря антиокислительной присадке она достаточно химически стабильна. Литол-24 можно применять в узлах трения всех типов: подшипниках качения и скольжения, зубчатых и других передачах, шарнирах. Его используют как единую автомобильную смазку, а также в механизмах тракторов, гусеничных машин, экскаваторов, бульдозеров, судовых механизмов и т. д. Допускается использование Литола-24 в электромашинах, дорожно-строительной, сельскохозяйственной, горной технике.

Предел прочности (ПП) – минимальная нагрузка, при приложении которой происходит необратимая деформация (сдвиг) смазки. Известно, что частицы загустителя образуют в масле структурный каркас. Ниже ПП смазки подобно твердым телам проявляют упругость, выше ПП – начинают течь, подобно жидкости. Смазки с невысоким ПП сбрасываются с движущихся деталей, стекают с наклонных и вертикальных поверхностей и плохо удерживаются в негерметизированных узлах трения. Очень высокий предел прочности в свою очередь отрицательно сказывается на эксплуатационных характеристиках смазок, так как плотные смазки не поступают к трущимся поверхностям, и в результате смазочного материала не хватает в зоне трения, несмотря на то, что в механизме его достаточно.

Температура каплепадения (Тк) – полуэмпирический показатель, условно характеризующий верхнюю границу применения смазки. Для углеводородных, кальциевых и натриевых смазок Тк с достаточной точностью позволяет судить о верхнем температурном пределе работоспособности. Условность данного показателя можно проиллюстрировать следующим примером: для литиевых смазок Тк температурный предел 190. 200 °С, температура применения – не выше 120. 130 °С (это связано с окисляемостью дисперсионной среды), а для смазок на неорганических загустителях этот параметр вообще не определяют.

Вязкость определяет возможность подачи и заправки смазки в узлы трения при низких температурах. Этот параметр также влияет на пусковые характеристики механизмов и потери при работе различных узлов трения. Вязкие смазки препятствуют запуску маломощных механизмов.

Механическая стабильность характеризует способность смазок восстанавливать исходные объемно-механические свойства после снятия нагрузки и последующего «отдыха». Сильно разупрочняющиеся при механическом воздействии смазки не удерживаются и вытекают из узлов трения при сравнительно небольшой нагрузке.

Коллоидная стабильность (КС) характеризует способность смазок выделять масло при хранении и эксплуатации в минимальной степени. При недостаточно высокой КС масло начинает отделяться из структуры. Наверняка многие при покупке не вполне кондиционной смазки замечали на поверхности «лужицы» масла.

Фиол-1, Фиол-2 и Фиол-2М – мягкие смазки, по составу и основным характеристикам близкие к Литолу-24. Отличаются менее вязкой масляной основой и меньшим содержанием загустителя. Фиол-2М содержит дисульфид молибдена, поэтому у него хорошие противоизносные и противозадирные свойства по сравнению с Фиолом-2. Смазки были разработаны как аналоги итальянских смазок, которые использовала компания FIAT. Фиолы предназначены для применения в разнообразных узлах индустриального оборудования, работающих при малых и средних нагрузках и температуре менее 100 °С: в подшипниках качения и скольжения, зубчатых маломощных редукторах, передачах станков и др. В настоящее время Фиол-1 и Фиол-2 используют в основном в системах автомобилей ВАЗ: в гибких тросах управления и направляющих сидений, Фиол-2М – в скоростных подшипниках текстильных машин.

Смазка БНЗ-3 представляет собой нефтяное масло средней вязкости, загущенное литиевыми мылами стеариновой кислоты и касторового масла. Содержит антиокислительную и противоизносную присадки и работоспособно при температуре –30. +110 °С. По противоизносным параметрам несколько уступает Фиолу-2М, а применяется в основном для герметизации узлов трения, роликовых опор ленточных конвейеров, механизмов экскаваторов, буровых станков, бульдозеров, оборудования горнорудной промышленности.

Менее распространены смазки Алюмол, ЛКМтранс-2 и Герметин, которые, однако, находят применение в узлах трения машин и механизмов, различных транспортных средств и промышленного оборудования. Алюмол готовят на комплексном алюминиевом загустителе, поэтому у него хорошая водостойкость и высокие адгезионные свойства. Эта смазка работоспособна при температуре –40. +150 °С, что приближает ее к термостойким аналогам. ЛКМтранс-2 приготовлена на комплексном литиевом загустителе, содержит многофункциональные присадки, и ей присущи не только хорошая водостойкость, высокая термическая и химическая стабильность, но и хорошие смазочные свойства. Герметин, как следует из названия, вполне можно использовать и при герметизации пробковых кранов бытовой газовой аппаратуры. Работоспособен при температуре –40. +130 °С.

В импортных строительных машинах пластичные смазки, в основном литиевые, применяют в узлах рабочего оборудования и ходовой части. Для их обслуживания специалисты сервисных служб требуют использовать материалы, рекомендованные компанией – изготовителем машины. При крайней необходимости допустимо использовать Литол-24, при этом обязательно сокращая интервалы между заменами смазки. Не рекомендуется использовать солидолы и смешивать с ними литиевые смазки, уже находящиеся в узле трения: солидол, особенно в смеси с литиевой смазкой, склонен уплотняться, и впоследствии бывает невозможно удалить его без разборки узла. Для обслуживания отдельных агрегатов, например гидромолотов, а также для систем централизованной смазки используют специальные материалы, и их замещение недопустимо.

Нагнетание смазки в узел проводят шприцем вручную, при больших объемах обслуживания целесообразно применять электронагнетатели. Смазочные материалы поставляют в патронах, которые вставляются в шприц, а для нагнетателей – в баках соответствующих размеров. Масленки на узлах трения изготовители машин часто защищают пластиковыми колпачками или пробками. В случае отсутствия штатной защиты можно закрыть масленку от попадания грязи подручными средствами: обмотать промасленной ветошью и т. п.

Необходимо отметить, что на практике потребитель может столкнуться со следующими проблемами:
совместимость разных смазок при переводе узла трения со смазки одной марки на другую. Информацию о совместимости смазок разных марок (возможности смешивания без ухудшения качества) или их несовместимости (ухудшение эксплуатационных свойств при смешивании) можно найти в нашем журнале – № 2, 2004 г. «Пластичные смазки: ассортимент и применение», с. 52);

правильный выбор смазки-заменителя, обеспечивающей безотказную работу и сохранение характеристик узла трения.

Источники:

http://avtozhidkost.ru/smazka-fiol-1-2u-3-analogi-primenenie/
http://pandia.ru/text/79/449/3499-2.php
http://suprotec.ru/suprotek-stati/litievie-smazki-vostrebovani-polveka/
http://www.bibliotekar.ru/6-smazka/9.htm
http://os1.ru/article/7140-antifriktsionnye-plastichnye-smazki-obshchego-naznacheniya

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: