Можно ли заменить дмрв 116 на 037
Какой датчик массового расхода воздуха поставить вместо вышедшего из строя?
ДМРВ Bosch 116 или датчик массового расхода воздуха представляет собой регулятор, предназначенный для контроля объема воздуха, который поступает в мотор. Этот контроллер является одним из элементов электронных систем управления мотором с впрыском топлива. В статье постараемся дать ответ на вопрос, чем отличаются модели 116 и 037.
Характеристика
На автомобилях ВАЗ датчик массового расхода воздуха монтируется между воздушным фильтрующим элементом и шлангом дросселя. На сегодня продукция от производителя Bosch пользуется большой популярностью среди соотечественников. Вне зависимости от того, универсальный это датчик Bosch или, к примеру, свечи зажигания, качество от немецкого производителя всегда может дать фору отечественной продукции. Рассмотрим основные характеристики регуляторов моделей 116 и 037.
ДМРВ 116 предназначен для контроля и преобразования воздушного потока, который доходит в мотор, в напряжение. Данные, которые передает регулятор, дают возможность определить режим функционирования силового агрегата и произвести расчет циклового наполнения цилиндров воздушным потоком. Это наполнение осуществляется на установившихся режимах функционирования мотора, которые по своей длительности составляют не более 0.1 секунды.
Рассмотрим технические особенности, которыми обладает ДМРВ Bosch 0 280 218 116:
- регулятор работает по принципу замера расхода воздушного потока;
- устройство выдает точные данные, что обеспечивает оптимальный расход горючего;
- рабочий диапазон варьируется от 8 до 550 кг/ч;
- уровень выходного импульса при замере диапазона от 0 до 100% будет составлять около 0.05-5 вольт;
- что касается питания, то контроллер запитан от электросети транспортного средства, то есть 12 вольт ему достаточно;
- показатель потребления тока составляет около 0.5 ампер;
- регулятор может нормально функционировать в рабочем диапазоне от 45 градусов мороза до 120 тепла;
- ресурс эксплуатации ДМРВ Bosch 116 составляет около 3 тысяч часов.
Устройство Bosch 116
Что касается ДМРВ 037 от Bosch, то технические особенности, будут схожи. Контроллер состоит из двух основных элементов — рабочего и контрольного, а также нагревательного резисторного устройства. Воздух, который попадает в двигатель, охлаждает один из контроллеров, в то время как электронный модуль осуществляет преобразование разностей температурных режимов регуляторов. В том случае, если датчик 280 218 037 выходит из строя, его опции будет выполнять ДПДЗ.
Как сказано выше, технические особенности у моделей одинаковы:
- рабочий диапазон для нормального функционирования варьируется в районе 8-550 кг/ч;
- при правильной работе контроллер будет выдавать точные данные, благодаря чему возможно достижение оптимального расхода бензина (разумеется, если двигатель работает в нормальном режиме);
- поскольку элемент используется в автомобиле, логично, что он должен питаться от 12 вольт;
- контроллер потребляет около 0.5 ампер тока;
- деталь может нормально работать как при 45 градусах мороза, так и при 120 градусах тепла, это ее рабочий диапазон;
- срок службы составляет не меньше 3 тысяч часов;
- в отличие от модели 116, новый ДМРВ 037 при расчетах может выдавать погрешность, которая составляет 2.5 процента (как в меньшую, так и в большую сторону).
Регулятор модели 0280218037
Чем отличаются датчики 037 и 116?
Чем могут отличаться между собой регуляторы этих моделей и можно ли вместо 037 установить 116? Различия между этими контроллерами есть, и дело заключается не в распиновке ДМРВ. Ведь если бы эти модели были одинаковыми, какой смысл был бы давать им разные названия?
Итак, чем отличаются между собой контроллеры и можно ли вместо 037 установить модель 116:
- Первое отличие, о котором можно догадаться исходя из технических характеристик — это то, что модель 037 при работе может выдавать данные с погрешностью. Разумеется, погрешность в 2.5% не критическая, но она имеет место.
- Устройство 037 предназначено для установки в автомобили ВАЗ 2111, 2112, 2123, 21214, которые оборудованы контроллерами М 1.5.4, Январь 5.1-5.1.3 и т.д.
- Что касается модели 116, то ее использование актуально на Ладах 21114, 21124, 21214. Установка этого устройства допускается на Калины и Приоры. Монтаж девайса допускается на авто, обустроены контроллерами М 7.9.7 и Январь 7.2.
Если столкнулись с проблемой неработоспособности устройства, то при замене нужно ставить такую модель, которая уже была установлена. Но стоит учитывать, что 037 — это не распространенный вариант, как 116, так что найти его сложнее. Последний, в свою очередь, является более распространенным, да и стоимость его ниже.
Замена допускается, но специалисты не рекомендуют этого делать. Все потому, что между собой эти устройства различаются по своей тарировке, поэтому в случае замены придется изменять параметры блока управления. А лезть в «мозги» автомобиля можно только, если понимаете, что нужно сделать, и есть минимальный опыт.
Видео «Как поменять ДМРВ своими руками»
Признаки неисправности датчика ДМВР ВАЗ-2115 и его замена или чистка
ДМРВ Bosch 116 или датчик массового расхода воздуха представляет собой регулятор, предназначенный для контроля объема воздуха, который поступает в мотор. Этот контроллер является одним из элементов электронных систем управления мотором с впрыском топлива. В статье постараемся дать ответ на вопрос, чем отличаются модели 116 и 037.
Характеристика
На автомобилях ВАЗ датчик массового расхода воздуха монтируется между воздушным фильтрующим элементом и шлангом дросселя. На сегодня продукция от производителя Bosch пользуется большой популярностью среди соотечественников. Вне зависимости от того, универсальный это датчик Bosch или, к примеру, свечи зажигания, качество от немецкого производителя всегда может дать фору отечественной продукции. Рассмотрим основные характеристики регуляторов моделей 116 и 037.
ДМРВ 116 предназначен для контроля и преобразования воздушного потока, который доходит в мотор, в напряжение. Данные, которые передает регулятор, дают возможность определить режим функционирования силового агрегата и произвести расчет циклового наполнения цилиндров воздушным потоком. Это наполнение осуществляется на установившихся режимах функционирования мотора, которые по своей длительности составляют не более 0.1 секунды.
Виды ДМРВ их конструктивные особенности и принцип работы
Наибольшее распространение получили три вида волюметров:
- Проволочные или нитевые.
- Пленочные.
- Объемные.
В первых двух принцип работы построен на получении сведений о массе воздушного потока путем измерения его температуры. В последних может быть задействовано два варианта учета:
- Путем изменения положения ползунка, приводимого в действие специальной лопастью, на которую воздействует воздушный поток, проходящий через прибор. Учитывая наличие трущихся механизмов, уровень надежности таких конструкций довольно низкий. Это стало основной причиной для отказа производителей авто от датчиков данного типа. Для ознакомления приведем упрощенный пример конструкции объемного расходомера.
Устройство ДМРВ объемного типа
Конструкция вихревого датчика (широко используется производителем Mitsubishi Motors)
Обозначения:
- А – датчик измерения давления, для фиксации прохождения вихря. То есть, частота давления и образования вихрей буде одна и та же, что дает возможность измерить расход воздушной смеси. На выходе при помощи АЦП аналоговый сигнал преобразовывается в цифровой, и передается в ЭБУ.
- В – специальные трубки, формирующие воздушный поток, близкий по свойствам к ламинарному.
- С – обводные воздуховоды.
- D – колона с острыми кромками, на которых формируются вихри Кармана.
- Е – отверстия, служащее для замера давления.
- F – направление воздушного потока.
Проволочные датчики
Нитевой ДМРВ до недавнего времени был наиболее распространенным типом датчика, устанавливаемый на отечественных автомобилях модельного ряда ГАЗ и ВАЗ. Пример конструкции проволочного расходомера показан ниже.
Конструкция волюметра ИВКШ 407282.000
Обозначения:
- А – Электронная плата.
- В – Разъем для подключения ДМРВ к ЭБУ.
- С – Регулировка CO.
- D – Кожух расходомера.
- Е – Кольцо.
- F – Проволока из платины.
- G – Резистор для термокомпенсации.
- Н – Держатель для кольца.
- I – Кожух электронной платы.
Принцип работы и пример функциональной схемы нитевого волюметра.
Разобравшись с конструкцией устройства, перейдем к принципу его работы, она основана на термоанемометрическом методе, при котором терморезистор (RT), нагреваемый проходящим через него током, помещают в воздушный поток. Под его воздействием изменяется теплоотдача, а соответственно, и сопротивление RT, что позволяет вычислить объемный расход воздушной смеси? используя уравнение Кинга:
где I – ток, проходящий через RT и нагревающий его до температуры Т1. При этом Т2 – температура окружающей среды, а К1 и К2 – неизменные коэффициенты.
Исходя из приведенной выше формулы, можно вывести величину объемного расхода воздушного потока:
Пример функциональной схемы с мостовым включением термоэлементов приведен ниже.
Типовая функциональная схема проволочного ДМРВ
Обозначения:
- Q- измеряемый воздушный поток.
- У – усилитель сигнала.
- RT – проволочное термосопротивление, как правило изготавливается из платиновой или вольфрамовой нити, толщина которой находится в пределах 5,0-20,0 мкм.
- RR – термокомпенсатор.
- R1-R3 – обычные сопротивления.
Когда скорость потока близка к нулю, RT нагревается до определенной температуры проходящим через него током, что позволяет мосту удерживаться в равновесии. Как только поток воздушной смеси усиливается, терморезистор начинает охлаждаться, что приводит к изменению его внутреннего сопротивления, и, как следствие, нарушению равновесия в мостовой схеме. В результате этого процесса на выходе усилительного блока образуется ток, который частично проходит через термокомпенсатор, что приводит к выделению тепла и позволяет компенсировать его потерю от потока воздушной смеси и восстанавливает равновесие моста.
Описанный процесс позволяет рассчитать расход воздушной смеси, оперируя величиной тока, проходящего через мост. Чтобы сигнал воспринимался ЭБУ, он преобразовывается в цифровой или аналоговый формат. Первый позволяет определить расход по частоте выходного напряжения, второй – по его уровню.
У данной реализации есть существенный недостаток – высокая температурная погрешность, поэтому многие производители добавляют в конструкцию терморезистор аналогичный основному, но не подвергают его воздействую воздушного потока.
В процессе работы на проволочном терморезисторе могут накапливаться пылевые или грязевые наслоения, чтобы не допустить этого, данный элемент подвергается краткосрочному высокотемпературному нагреву. Он производится после отключения ДВС.
Чем отличаются датчики 037 и 116?
Чем могут отличаться между собой регуляторы этих моделей и можно ли вместо 037 установить 116? Различия между этими контроллерами есть, и дело заключается не в распиновке ДМРВ. Ведь если бы эти модели были одинаковыми, какой смысл был бы давать им разные названия?
Итак, чем отличаются между собой контроллеры и можно ли вместо 037 установить модель 116:
- Первое отличие, о котором можно догадаться исходя из технических характеристик — это то, что модель 037 при работе может выдавать данные с погрешностью. Разумеется, погрешность в 2.5% не критическая, но она имеет место.
- Устройство 037 предназначено для установки в автомобили ВАЗ 2111, 2112, 2123, 21214, которые оборудованы контроллерами М 1.5.4, Январь 5.1-5.1.3 и т.д.
- Что касается модели 116, то ее использование актуально на Ладах 21114, 21124, 21214. Установка этого устройства допускается на Калины и Приоры. Монтаж девайса допускается на авто, обустроены контроллерами М 7.9.7 и Январь 7.2.
Если столкнулись с проблемой неработоспособности устройства, то при замене нужно ставить такую модель, которая уже была установлена. Но стоит учитывать, что 037 — это не распространенный вариант, как 116, так что найти его сложнее. Последний, в свою очередь, является более распространенным, да и стоимость его ниже.
Замена допускается, но специалисты не рекомендуют этого делать. Все потому, что между собой эти устройства различаются по своей тарировке, поэтому в случае замены придется изменять параметры блока управления. А лезть в «мозги» автомобиля можно только, если понимаете, что нужно сделать, и есть минимальный опыт.
Кратко о ремонте
Как правило, пришедшие в негодность сенсоры МАФ не подлежат ремонту, за исключением тех случаев, когда требует их промывка и чистка.
В некоторых случаях можно произвести ремонт платы объемного ДМРВ, но этот процесс ненадолго продлит жизнь прибору. Что касается плат в пленочных сенсорах, то без специального оборудования (например, программатора для микроконтроллера), а также навыков и опыта, пытаться их восстановить бессмысленно.
Не нравился мне заторможенный отклик на педаль газа — подключил мозги к ноуту, установил хорошую программку OpenDiag для диагностики и погнал анализировать…Бедная смесь при резком нажатии на педаль «газа», потом исправляется по ДК и провал оборотов если резко отпустить с «газа» — обманчивые показания количества воздуха, воздух рассчитывает ДМРВ, при его отсутствии таблица ДПДЗ/обороты, температура константа.
Виновником оказался ДМРВ, опишу один известный способ проверки — даже назову его «народным» ) Проверка ДМРВ мультиметром. Этот метод действует на датчиках Bosch с каталожными номерами: 0 280 218 004, 0 280 218 037, 0 280 218 116. Включаем тестер в режим измерения постоянного напряжения, выставляем предел измерения 2 Вольта.
: Желтый (ближний по расположению к лобовому стеклу) — вход сигнала ДМРВ; Серо-белый — выход напряжения питания датчиков; Зеленый — выход заземление датчиков; Розово-черный — к главному реле. Цвета проводов могут меняться, но расположение выводов остается неизменным.
Правильное подключение тестера к ДМРВ
— включаем зажигание, но не заводим двигатель. Подключаем мультиметр красным щупом к желтому ДМРВ, а черным к зеленому (на массу). Таким образом, мы измеряем напряжение между указанными выводами. Щупы тестера позволяют внедриться сквозь резиновые уплотнители разъёма, вдоль указанных проводков, не нарушая их изоляции.
Напряжение на выходе нового датчика 0.996…1.01 Вольта. В процессе эксплуатации оно постепенно меняется, и как правило увеличивается. Чем больше значение этого напряжения, тем больше износ ДМРВ. ДМРВ напряжение: 1.01…1.02 — хорошее состояние датчика. 1.02…1.03 — не плохое состояние. 1.03…1.04 — ресурс ДМРВ подходит к концу. 1.04…1.05 — предсмертное состояние, если негативных симптомов нет, то эксплуатируем дальше. 1.05…и выше — пора заменить ДМРВ.
Проверяем ДМРВ на ВАЗ-2110 мультиметром
Колодка датчика, первого провода может не быть – это нормально. Для этого нам нужно разобраться с распиновкой, со схемой подключения датчика. Как видим, колодка имеет всего пять проводов:
- + 12 Вольт.
- + 5 Вольт.
- Общая масса (зелёный провод).
- Выходной сигнал температуры воздуха.
- Выход сигнала о расходе воздуха (жёлтый провод).
Электрическая схема подключения ДМРВ.
Распиновка может отличаться в разных версиях прошивки и на разных датчиках. С первыми двумя контактами все понятно — берём мультиметр и проверяем наличие напряжения при включённом зажигании. Если сигнал отсутствует, ищем причину либо в обрыве проводов, либо в плохом контакте.
Теперь проверяем основной показатель — точность и величину сигнала расхода воздуха. Кстати, это можно проверить и без мультиметра, с помощью бортового компьютера, если он установлен:
- Заходим в меню, ищем параметры датчиков.
- Находим напряжение Uдмрв.
- Номинал для всех вышеперечисленных модификаций — от 0,996 до 1, 01 В.
Платиновая нить со временем устаёт и искажает импульс в сторону увеличения. Изменение даже на одну сотую Вольта — недопустимо. Если же компьютер не установлен, используем мультиметр. Проверяем напряжение между 3 и 5 (минус) контактами, выставив на мультиметре пределы измерения 2 V. Зажигание включаем, двигатель не заводим.
Шкала показывает 1,00 – датчик в отличном состоянии. На шкале 1,26 – датчик «мертвый».
Симптомы неисправности ДМРВ на ВАЗ-2110
Теперь про симптомы неисправности ДМРВ. Нужно понимать, что однозначно обвинять ДМРВ можно только после точной компьютерной диагностики системы управления двигателем. Даже бортовой компьютер может запросто ошибаться. Однако мы постараемся выявить поломку без привлечения специалистов.
Симптомы неисправности датчика могут совпадать с симптомами других неисправностей:
- Повышенные или плавающие обороты на холостом ходу.
- Невозможно отрегулировать уровень СО на холостых.
- Двигатель глохнет сразу после запуска, обороты поддерживаются только при открытой дроссельной заслонке.
- Повышенный расход горючего.
- Загорается лампа Check Engine.
- Провалы при изменении частоты оборотов, потеря мощности и динамики.
Симптомы, как видим, стандартные для любой неисправности систем питания и зажигания. Значит, необходима более детальная проверка и сверка параметров с номинальными.
Датчик массового расхода воздуха BOSCH 116. Проверка, настройка до 1.00 вольт
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) BOSCH 116 термоанемометрического типа, расположен между воздушным фильтром и впускным коллектором. Сигнал датчика представляет собой напряжение постоянного тока, величиной от 1 до 5 вольт, в зависимости от направления и количества проходящего через него воздуха. Если воздух пойдёт в обратном направлении, то датчик будет работать в диапазоне от 0 до 1 вольта. Диагностический прибор считывает показания как расход воздуха в килограммах в час. Так же ДМРВ имеет встроенный датчик температуры воздуха (ДТВ), представляющий из себя резистор, изменяющий своё сопротивление в зависимости от температуры потока воздуха, проходящего через датчик. Сигнал ДТВ, подключенный в цепь контроллера, представляет собой напряжение постоянного тока в диапазоне от 0 до 5 вольт. При возникновении ошибки (Р0112 и Р0113) по ДТВ, контроллер зажигает “Чек” и заменяет температуру впускного воздуха на фиксированные 33 градуса Цельсия.
Если возникнет ошибка (Р0102 и Р0103) по ДМРВ, то контроллер переходит в аварийный режим, рассчитывая показания по частоте коленчатого вала и положению дроссельной заслонки.
При возникновении проблем, не спешите покупать новый ДМРВ. Проверьте соединение разъёма, почистите контакты, зачистите точки соединения с массой, проверьте трассу жгута на целостность проводов, прозвоните цепь от датчика до контроллера. Трасса жгута не должна касаться высоковольтных проводов. Так же может быть забит воздушный фильтр, загрязнился канал холостого хода, зависает регулятор холостого хода.
Если ошибок нет, а двигатель плохо заводится и глохнет на холостом ходу, то скорее всего загрязнился чувствительный элемент датчика. Контроллер не заносит ошибку, так как датчик не выходит за пределы, но он его обманывает и из-за этого не правильно поступает топливо. Чтобы датчик не загрязнялся меняйте вовремя воздушный фильтр, следите за чистотой дроссельной заслонки и системой вентиляции картера.
Теперь перейдём непосредственно к проверке ДМРВ. Если у вас есть компьютерная диагностика, например адаптер ЕЛМ327, то можно проверить в параметрах датчика его напряжение при включенном зажигании, оно должно быть 1 вольт (+-0,02). А при работающем двигателе нужно знать типовые параметры вашего двигателя и уже смотреть не напряжение, а расход воздуха на холостом ходу (Для ШНивы на х.х. 9-14 кг/ч, а для ВАЗ-2114 – 9-12 кг/ч).
Но я люблю проверять датчики отдельно и тщательно. Поэтому купил разъём для ДМРВ и сделал переходник, чтобы можно было проверить и не снимая с автомобиля. Контакты ответной части из медных монолитных жил провода на 1,5 мм*2 , расплющенные молотком и доработаны надфилем. Припаял их к плате, как продолжение проводов разъёма.
Чтобы всё это заработало, понадобится блок питания на 12 и 5 вольт. Автомобильное зарядное устройство выставил на 12 вольт, а для 5 вольт применил китайский регулируемый стабилизатор LM2596. Даже маленькое отклонение от 5 вольт испортит точность измерения.
Собираем схему, описание выводов ДМРВ на первом фото. Прибор лучше переключить в положение 2 вольта, постоянный ток. Ниже показан исправный ДМРВ, ему 8 лет, я его промывал один раз спиртом через ручной распылитель для полива комнатных цветов. Чтобы его промыть, нужно выкрутить два винта, вытащить сам датчик из корпуса и обильно пролить распылителем на плёнку датчика, а потом просушить. Эта процедура не всем помогает.
А вот со следующим датчиком (см. ниже) уже автомобиль периодически глох на холостом ходу.
Осталось рассказать о проверке датчика температуры воздуха (ДТВ). Там всё просто, так же по схеме подключаем и сравниваем сопротивление датчика с таблицей “Зависимости температуры воздуха от сопротивления ДТВ” (фото ниже).
Посмотрите на комнатный градусник и на сопротивление ДТВ, то есть в комнате 24 градуса, по таблице это примерно 2 кОм, всё верно. ДТВ исправен.
Если выяснили, что датчик завышает свои показания, а на покупку нет денег или проблема найти датчик в продаже, то можно просто выдернуть разъём на датчике и двигатель будет нормально работать, но расход топлива заметно вырастет. Еще можно обмануть контроллер, изменив показания на выходе датчика. Для этого понадобятся два сопротивления, одно на 470. 500 Ом, а второе переменное (подстроечный резистор) на 200. 1000 Ом. R1 нужен для предотвращения замыкания сигнала с массой, мало ли переменным R2 сильно крутанёте. Соединить эти сопротивления последовательно и подключить к 3 и 5 проводу датчика (см. фото ниже). Я не сторонник порчи штатной проводки, так что использовал бы переходник при воплощении данной схемы.
Подстроечным резистором выставляем на выходе датчика нужное нам напряжение 1.00 вольт и двигатель при запуске не должен заметить подвоха. Раз плёнка датчика всё равно останется загрязнённая, то идеальной работы двигателя не ждите, это только временная мера.
Можете посмотреть коротенькое видео на полторы минуты о проверке датчика, там я пылесосом имитировал расход воздуха, датчик реагировал изменением напряжения:
Таблица ДМРВ. Двигатели ВАЗ ДМРВ. Три последние цифры
Таблица ДМРВ. Двигатели ВАЗ ДМРВ. Три последние цифры
Но для их реализации необходимо, чтобы датчики, информирующие контроллер, не обманывали его — лишь при этом условии процессы в цилиндрах протекают штатно, двигатель развивает достаточную мощность, не расходуя лишнего топлива и не нанося большого вреда окружающей среде. Один из этих датчиков измеряет количество воздуха, поступающего в цилиндры, и вырабатывает соответствующий сигнал для контроллера. Это может быть датчик абсолютного давления (МАР-сенсор) либо датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Последний мы видим на многих автомобилях, в том числе вазовских.
Первым был частотный ДМРВ системы управления GM. Он же использовался и в отечественном аналоге «Январь» 4-й серии (фото 1). Автомобили такой комплектации продержались на конвейере недолго — на смену частотному датчику пришел аналоговый модели HFM-5 от фирмы Bosch — его номер 0280218004 (фото 2). Он невзаимозаменяем с GM — разъемы и точки крепления разные. Немецкий датчик разборный, из двух частей — корпуса и измерительного элемента.
Последний закреплен в корпусе двумя винтами с «секретными» головками. Правда, нынче в магазинах автозапчастей можно купить необходимый инструмент. Измерительный элемент — штуковина компактная, а стоит дорого — в Москве от 1300 руб. и выше. Сняв с нового автомобиля эту деталь, взамен, чего доброго, поставят муляж, а все, что за этим последует, — «личное горе» покупателя автомобиля. На рынке полно таких «ДМРВ без корпуса»… Покупать измерительный элемент без корпуса неразумно: очень возможно, что он неисправен или не той модели, что нужна. Фирма Bosch поставляет в продажу только датчики в сборе, в традиционной желтой картонной упаковке. Напомним, что купленный ДМРВ «не той системы» магазин обратно может не принять, если автомобилист не предоставит справку из сервиса, а получить ее зачастую непросто. Ненужный дорогостоящий узел останется вам на память.
Третий вариант ДМРВ — 037-й. (Здесь мы говорим о трех последних цифрах в обозначении.) Это дальнейшее развитие 004-го датчика фирмы Bosch. Такой датчик сегодня на большинстве колесящих по дорогам автомобилей ВАЗ, включая «Ниву» и «Шевроле Нива». Внешне 004-й и 037-й почти неотличимы — ориентируйтесь по номеру (фото 3). Недавно на изделиях появилась дополнительная маркировка: теперь номера есть и на корпусе, и на измерительном элементе — они должны совпадать. Главное же отличие внутри ДМРВ. На фото 4 справа 037-й датчик. У него иная конструкция измерительного элемента, с характерным вырезом (при покупке есть смысл снять заглушку и заглянуть внутрь).
Но вот появилась новая система управления — Bosch-М7.9.7, у которой свой, 116-й, ДМРВ. С предыдущими невзаимозаменяем, хотя корпус у него такой же. Во избежание путаницы, на корпус первоначально наносили зеленый круг (фото 5). Номера есть и на корпусе, и на измерительном элементе (фото 6). Последний и определяет назначение данного ДМРВ — конструкция вновь изменена (фото 7). Чтобы элементы не подменяли по дороге от завода к потребителю, добрые немецкие конструкторы поставили другие секретные винты. Эх, наивные! На российском рынке нужный инструмент уже продается. Внимательно осматривайте ДМРВ: отвертывая секретные винты, их покрытие, как правило, повреждают. Заметили — делайте выводы!
Упростить выбор при покупке ДМРВ вам поможет таблица.
Признаки неисправности датчика ДМВР ВАЗ-2115 и его замена или чистка
ДМРВ Bosch 116 или датчик массового расхода воздуха представляет собой регулятор, предназначенный для контроля объема воздуха, который поступает в мотор. Этот контроллер является одним из элементов электронных систем управления мотором с впрыском топлива. В статье постараемся дать ответ на вопрос, чем отличаются модели 116 и 037.
Характеристика
На автомобилях ВАЗ датчик массового расхода воздуха монтируется между воздушным фильтрующим элементом и шлангом дросселя. На сегодня продукция от производителя Bosch пользуется большой популярностью среди соотечественников. Вне зависимости от того, универсальный это датчик Bosch или, к примеру, свечи зажигания, качество от немецкого производителя всегда может дать фору отечественной продукции. Рассмотрим основные характеристики регуляторов моделей 116 и 037.
ДМРВ 116 предназначен для контроля и преобразования воздушного потока, который доходит в мотор, в напряжение. Данные, которые передает регулятор, дают возможность определить режим функционирования силового агрегата и произвести расчет циклового наполнения цилиндров воздушным потоком. Это наполнение осуществляется на установившихся режимах функционирования мотора, которые по своей длительности составляют не более 0.1 секунды.
Виды ДМРВ их конструктивные особенности и принцип работы
Наибольшее распространение получили три вида волюметров:
- Проволочные или нитевые.
- Пленочные.
- Объемные.
В первых двух принцип работы построен на получении сведений о массе воздушного потока путем измерения его температуры. В последних может быть задействовано два варианта учета:
- Путем изменения положения ползунка, приводимого в действие специальной лопастью, на которую воздействует воздушный поток, проходящий через прибор. Учитывая наличие трущихся механизмов, уровень надежности таких конструкций довольно низкий. Это стало основной причиной для отказа производителей авто от датчиков данного типа. Для ознакомления приведем упрощенный пример конструкции объемного расходомера.
Устройство ДМРВ объемного типа
Конструкция вихревого датчика (широко используется производителем Mitsubishi Motors)
Обозначения:
- А – датчик измерения давления, для фиксации прохождения вихря. То есть, частота давления и образования вихрей буде одна и та же, что дает возможность измерить расход воздушной смеси. На выходе при помощи АЦП аналоговый сигнал преобразовывается в цифровой, и передается в ЭБУ.
- В – специальные трубки, формирующие воздушный поток, близкий по свойствам к ламинарному.
- С – обводные воздуховоды.
- D – колона с острыми кромками, на которых формируются вихри Кармана.
- Е – отверстия, служащее для замера давления.
- F – направление воздушного потока.
Проволочные датчики
Нитевой ДМРВ до недавнего времени был наиболее распространенным типом датчика, устанавливаемый на отечественных автомобилях модельного ряда ГАЗ и ВАЗ. Пример конструкции проволочного расходомера показан ниже.
Конструкция волюметра ИВКШ 407282.000
Обозначения:
- А – Электронная плата.
- В – Разъем для подключения ДМРВ к ЭБУ.
- С – Регулировка CO.
- D – Кожух расходомера.
- Е – Кольцо.
- F – Проволока из платины.
- G – Резистор для термокомпенсации.
- Н – Держатель для кольца.
- I – Кожух электронной платы.
Принцип работы и пример функциональной схемы нитевого волюметра.
Разобравшись с конструкцией устройства, перейдем к принципу его работы, она основана на термоанемометрическом методе, при котором терморезистор (RT), нагреваемый проходящим через него током, помещают в воздушный поток. Под его воздействием изменяется теплоотдача, а соответственно, и сопротивление RT, что позволяет вычислить объемный расход воздушной смеси? используя уравнение Кинга:
где I – ток, проходящий через RT и нагревающий его до температуры Т1. При этом Т2 – температура окружающей среды, а К1 и К2 – неизменные коэффициенты.
Исходя из приведенной выше формулы, можно вывести величину объемного расхода воздушного потока:
Пример функциональной схемы с мостовым включением термоэлементов приведен ниже.
Типовая функциональная схема проволочного ДМРВ
Обозначения:
- Q- измеряемый воздушный поток.
- У – усилитель сигнала.
- RT – проволочное термосопротивление, как правило изготавливается из платиновой или вольфрамовой нити, толщина которой находится в пределах 5,0-20,0 мкм.
- RR – термокомпенсатор.
- R1-R3 – обычные сопротивления.
Когда скорость потока близка к нулю, RT нагревается до определенной температуры проходящим через него током, что позволяет мосту удерживаться в равновесии. Как только поток воздушной смеси усиливается, терморезистор начинает охлаждаться, что приводит к изменению его внутреннего сопротивления, и, как следствие, нарушению равновесия в мостовой схеме. В результате этого процесса на выходе усилительного блока образуется ток, который частично проходит через термокомпенсатор, что приводит к выделению тепла и позволяет компенсировать его потерю от потока воздушной смеси и восстанавливает равновесие моста.
Описанный процесс позволяет рассчитать расход воздушной смеси, оперируя величиной тока, проходящего через мост. Чтобы сигнал воспринимался ЭБУ, он преобразовывается в цифровой или аналоговый формат. Первый позволяет определить расход по частоте выходного напряжения, второй – по его уровню.
У данной реализации есть существенный недостаток – высокая температурная погрешность, поэтому многие производители добавляют в конструкцию терморезистор аналогичный основному, но не подвергают его воздействую воздушного потока.
В процессе работы на проволочном терморезисторе могут накапливаться пылевые или грязевые наслоения, чтобы не допустить этого, данный элемент подвергается краткосрочному высокотемпературному нагреву. Он производится после отключения ДВС.
Чем отличаются датчики 037 и 116?
Чем могут отличаться между собой регуляторы этих моделей и можно ли вместо 037 установить 116? Различия между этими контроллерами есть, и дело заключается не в распиновке ДМРВ. Ведь если бы эти модели были одинаковыми, какой смысл был бы давать им разные названия?
Итак, чем отличаются между собой контроллеры и можно ли вместо 037 установить модель 116:
- Первое отличие, о котором можно догадаться исходя из технических характеристик — это то, что модель 037 при работе может выдавать данные с погрешностью. Разумеется, погрешность в 2.5% не критическая, но она имеет место.
- Устройство 037 предназначено для установки в автомобили ВАЗ 2111, 2112, 2123, 21214, которые оборудованы контроллерами М 1.5.4, Январь 5.1-5.1.3 и т.д.
- Что касается модели 116, то ее использование актуально на Ладах 21114, 21124, 21214. Установка этого устройства допускается на Калины и Приоры. Монтаж девайса допускается на авто, обустроены контроллерами М 7.9.7 и Январь 7.2.
Если столкнулись с проблемой неработоспособности устройства, то при замене нужно ставить такую модель, которая уже была установлена. Но стоит учитывать, что 037 — это не распространенный вариант, как 116, так что найти его сложнее. Последний, в свою очередь, является более распространенным, да и стоимость его ниже.
Замена допускается, но специалисты не рекомендуют этого делать. Все потому, что между собой эти устройства различаются по своей тарировке, поэтому в случае замены придется изменять параметры блока управления. А лезть в «мозги» автомобиля можно только, если понимаете, что нужно сделать, и есть минимальный опыт.
Кратко о ремонте
Как правило, пришедшие в негодность сенсоры МАФ не подлежат ремонту, за исключением тех случаев, когда требует их промывка и чистка.
В некоторых случаях можно произвести ремонт платы объемного ДМРВ, но этот процесс ненадолго продлит жизнь прибору. Что касается плат в пленочных сенсорах, то без специального оборудования (например, программатора для микроконтроллера), а также навыков и опыта, пытаться их восстановить бессмысленно.
Не нравился мне заторможенный отклик на педаль газа — подключил мозги к ноуту, установил хорошую программку OpenDiag для диагностики и погнал анализировать…Бедная смесь при резком нажатии на педаль «газа», потом исправляется по ДК и провал оборотов если резко отпустить с «газа» — обманчивые показания количества воздуха, воздух рассчитывает ДМРВ, при его отсутствии таблица ДПДЗ/обороты, температура константа.
Виновником оказался ДМРВ, опишу один известный способ проверки — даже назову его «народным» ) Проверка ДМРВ мультиметром. Этот метод действует на датчиках Bosch с каталожными номерами: 0 280 218 004, 0 280 218 037, 0 280 218 116. Включаем тестер в режим измерения постоянного напряжения, выставляем предел измерения 2 Вольта.
: Желтый (ближний по расположению к лобовому стеклу) — вход сигнала ДМРВ; Серо-белый — выход напряжения питания датчиков; Зеленый — выход заземление датчиков; Розово-черный — к главному реле. Цвета проводов могут меняться, но расположение выводов остается неизменным.
Правильное подключение тестера к ДМРВ
— включаем зажигание, но не заводим двигатель. Подключаем мультиметр красным щупом к желтому ДМРВ, а черным к зеленому (на массу). Таким образом, мы измеряем напряжение между указанными выводами. Щупы тестера позволяют внедриться сквозь резиновые уплотнители разъёма, вдоль указанных проводков, не нарушая их изоляции.
Напряжение на выходе нового датчика 0.996…1.01 Вольта. В процессе эксплуатации оно постепенно меняется, и как правило увеличивается. Чем больше значение этого напряжения, тем больше износ ДМРВ. ДМРВ напряжение: 1.01…1.02 — хорошее состояние датчика. 1.02…1.03 — не плохое состояние. 1.03…1.04 — ресурс ДМРВ подходит к концу. 1.04…1.05 — предсмертное состояние, если негативных симптомов нет, то эксплуатируем дальше. 1.05…и выше — пора заменить ДМРВ.
Проверяем ДМРВ на ВАЗ-2110 мультиметром
Колодка датчика, первого провода может не быть – это нормально. Для этого нам нужно разобраться с распиновкой, со схемой подключения датчика. Как видим, колодка имеет всего пять проводов:
- + 12 Вольт.
- + 5 Вольт.
- Общая масса (зелёный провод).
- Выходной сигнал температуры воздуха.
- Выход сигнала о расходе воздуха (жёлтый провод).
Электрическая схема подключения ДМРВ.
Распиновка может отличаться в разных версиях прошивки и на разных датчиках. С первыми двумя контактами все понятно — берём мультиметр и проверяем наличие напряжения при включённом зажигании. Если сигнал отсутствует, ищем причину либо в обрыве проводов, либо в плохом контакте.
Теперь проверяем основной показатель — точность и величину сигнала расхода воздуха. Кстати, это можно проверить и без мультиметра, с помощью бортового компьютера, если он установлен:
- Заходим в меню, ищем параметры датчиков.
- Находим напряжение Uдмрв.
- Номинал для всех вышеперечисленных модификаций — от 0,996 до 1, 01 В.
Платиновая нить со временем устаёт и искажает импульс в сторону увеличения. Изменение даже на одну сотую Вольта — недопустимо. Если же компьютер не установлен, используем мультиметр. Проверяем напряжение между 3 и 5 (минус) контактами, выставив на мультиметре пределы измерения 2 V. Зажигание включаем, двигатель не заводим.
Шкала показывает 1,00 – датчик в отличном состоянии. На шкале 1,26 – датчик «мертвый».
Симптомы неисправности ДМРВ на ВАЗ-2110
Теперь про симптомы неисправности ДМРВ. Нужно понимать, что однозначно обвинять ДМРВ можно только после точной компьютерной диагностики системы управления двигателем. Даже бортовой компьютер может запросто ошибаться. Однако мы постараемся выявить поломку без привлечения специалистов.
Симптомы неисправности датчика могут совпадать с симптомами других неисправностей:
- Повышенные или плавающие обороты на холостом ходу.
- Невозможно отрегулировать уровень СО на холостых.
- Двигатель глохнет сразу после запуска, обороты поддерживаются только при открытой дроссельной заслонке.
- Повышенный расход горючего.
- Загорается лампа Check Engine.
- Провалы при изменении частоты оборотов, потеря мощности и динамики.
Симптомы, как видим, стандартные для любой неисправности систем питания и зажигания. Значит, необходима более детальная проверка и сверка параметров с номинальными.
Источники:
http://avtozam.com/elektronika/sensor/dmrv-bosch/
http://automanya.ru/lada-drugoe/dmrv-037.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5c423b29b5d4ce00ae73a315/5ca65132988e6c00b2e8be68
http://www.zr.ru/content/articles/12409-tablica_dmrv_dvigateli_vaz_dmrv_tri_poslednije_cifry/
http://automanya.ru/lada-drugoe/dmrv-037.html