Установка стабилизатора шевроле нива
Стабилизатор Нивы Шевроле. Подробное описание.
При маневрировании на больших скоростях под действием центробежной силы происходит «снос» кузова автомобиля в сторону, противоположную направлению поворота. Это явление более известно, как крен и может служить причиной опрокидывания автомобиля. Вспоминая основные положения статики, можно отметить, что наиболее устойчивым считается тело, центр масс которого расположен как можно ниже. Этот вывод применим и при рассмотрении устойчивости автомобиля. Шевроле Нива является внедорожником, а характерной его чертой служит увеличенный клиренс. Рассчитывая данный параметр, конструкторы должны помнить, что при увеличении клиренса снижается устойчивость к поперечным смещениям при маневрировании.
Назначение и устройство стабилизатора поперечной устойчивости
Прежде, чем говорить о работе стабилизатора на автомобиле Шевроле Нива, рассмотрим принципиальное его устройство. Он представляет собой П-образный стержень, выполненный из прочной стали. В основе его работы лежит возникновение силы упругости при деформации кручения. Подобные устройства называют торсионами или торсионными тягами. П-образная конструкция позволяет преобразовать вертикальное смещение в деформацию кручения и наоборот.
Задача торсионной тяги на автомобиле – разгрузить нагруженную сторону, передавая усилие свободной стороне подвески. В результате попадания колеса в яму, когда подвеска работает на сжатие, усилие распределяется по торсиону и делится между обоими колесами. Автомобиль делает характерный «кивок», оставаясь параллельным дороге. И все же, данный пример показывает косвенное применение стабилизатора. Когда автомобиль движется по дуге окружности, его кузов начинает крениться. А теперь немного физики: до тех пор, пока вертикаль, опущенная из центра масс, падает на основание (за основание примем прямоугольник, образованный четырьмя точками – местами соприкосновения колес с землей), тело будет устойчиво. При увеличении крена вертикаль выходит за пределы основания. В этом случае тело опрокидывается.
Для того, чтобы автомобиль сохранил устойчивость, необходимо:
- увеличить площадь основания, что конструктивно невозможно;
- уменьшить крен, распределив нагрузку равномерно по всей оси.
Стабилизатор Нивы Шевроле — немного подробнее
Стабилизатор поперечной устойчивости может быть установлен не только на передней, но и на задней оси. В автомобиле Шевроле Нива с завода устанавливают только передний стабилизатор, однако есть возможность подставить подобную конструкцию и на заднюю ось. Передний стабилизатор Шевроле Нива выполнен в виде классической П-образной формы. Имеет точки крепления на передних нижних рычагах, лонжеронах и на редукторе переднего моста.
Вращение торсиона в местах крепления обеспечивают втулки стабилизатора.
Неисправности стабилизатора
Если сам металлический стержень достаточно долговечный, то втулки стабилизатора являются расходным материалом. Их приходится менять уже через несколько тысяч километров. Сами втулки изготовлены из особого вида резины, которая теряет свои свойства в процессе эксплуатации. В результате этого, между телом втулки и самим стабилизатором появляется зазор.
НО стержень вечным тоже назвать нельзя. Со временем в местах трения о резину втулки появляется выработка, поэтому приходится менять весь стабилизатор.
Вышедший из строй стабилизатор диагностируется появлением стуков при проезде по неровностям. В отличие от стуков, издаваемых другими элементами подвески, стук стабилизатора отдает в кузов. Водитель или пассажир даже могут почувствовать легкие толчки, возникающие наряду с ударами. Процедура замены стабилизатора и втулок стабилизатора одна и та же, так как приходится узел демонтировать с автомобиля.
Передний стабилизатор поперечной устойчивости на Ниву Шевроле
Нива Шевроле представляет собой современный кроссовер с высоким дорожным просветом. Это дает много преимуществ при движении по бездорожью, но при высокой скорости могут возникнуть проблемы с управлением. Например, при резком маневрировании возможно появление кренов и заносов при резком повороте руля.
Для того чтобы исключить возникновение заноса и снизить крен автомобиля при поворотах было принято решение внести корректировки в рулевое управление, а именно – установить стабилизаторы поперечной устойчивости. Далее будут подробнее описаны основные детали, способы их замены.
Для начала необходимо подробнее разобраться с тем как работает стабилизатор поперечной устойчивости. Когда на большой скорости совершается какой-либо маневр, то возникает боковой крен кузова относительно колесной рамы. Установленная система стабилизации позволяет немного расширить расстояние между конечными деталями, чтобы увеличить площадь опоры. При этом происходит завинчивание средней балки, чтобы компенсировать наклон авто.
Расположение и конструктивная особенность
Что же представляет из себя стабилизатор поперечной устойчивости. Внешне – это металлическая штанга, немного изогнутая на концах. В зависимости от того, в каком месте он устанавливается, условно разделяется на передний и задний. Крепится обычно при помощи специальных втулок. Они позволяют изделию вращаться во время работы. Для нормальной работы авто необходимо наличие на каждой из осей автомобиля. На данный момент большинство автомобилей комплектуется этим устройством. Но по умолчанию на Шевроле Нива устанавливается только передний стабилизатор поперечной устойчивости. Поэтому перед многими автовладельцами встает необходимость в установке заднего стабилизатора.
Монтаж заднего стабилизатора.
Передний стабилизатор устанавливается заводом изготовителем и как правило не возникает никаких сложностей в его диагностике и замене. Поэтому более подробно остановимся на способе установки заднего стабилизатора. Для этого потребуется произвести несколько действий:
- Машина устанавливается на эстакаду или на яму
- Перед установкой проверяется комплектность всех деталей и втулок.
- подготавливается место для установки кронштейнов. Для этого необходимо отвести тормозные трубки в сторону и закрепить их в этом состоянии
- на стабилизаторе предварительно ослабляются места крепления, к которым будут прикручиваться гайки кронштейнов
- демонтируются половинки хомутов крепления расположенные на балках заднего моста
- После этого откручиваются болты с крепления расположенные на левой реактивной тяге и лонжероне кузова. Если стандартные шпильки из комплекта не подходят для установки на лонжероны, то необходимо немного подточить их на станке
- с другой стороны при установке необходимо будет демонтировать кожух, защищающий топливопровод, чтобы сделать паз для стойки.
- После установки производиться проверка конструкции на прочность, чтобы исключить некачественную стяжку.
Вся установка занимает не более 2 часов. Но при этом на порядок улучшается управляемость авто и исключается возможность опрокидывания. В результате проделанной работы должна получится конструкция как на фото ниже:
Замена переднего стабилизатора
Периодически, из-за износа втулок или после небольших ДТП возникают повреждения в передней подвеске, вследствие чего возникает необходимость в замене переднего стабилизатора. Сделать это можно выполнив несколько простых действий:
- необходимо снять защиту и брызговик с двигателя
- при помощи ключа на 13 нужно снять гайки крепления
- извлекаются изделия из посадочных мест
- разборка производиться одинаково как для правой так и для левой штанги
- после демонтажа штанги снимается стойка стабилизатора
При замене стабилизаторов обязательно проверяется состояние втулок. Рекомендуется по возможности заменить их, независимо от их состояния.
Втулки – это детали из резины, которые со временем теряют эластичность и могут изнашиваться. Держатся при помощи хомута закрепленного на двух болтах.
Для снятия втулки снимается правая гайка, чтобы появился достаточный зазор для ее извлечения
Несмотря что все втулки резиновые и внешне могут быть похожи друг на друга, при замене необходимо знать их каталожный номер. Этот номер присваивается уникальным и неповторимым деталям, чтобы впоследствии можно было найти по номенклатуре именно ту, которая устанавливается в необходимом месте.
Этот код может состоять как из цифр, та и из буквенных индексов.
Так, например втулка стабилизатора поперечной устойчивости имеет вид 2123-2906046P. При выборе запчастей из каталога можно быть уверенным, что деталь встанет на место как положено и не потребует никаких доработок.
Для чего нужен стабилизатор на Ниве Шевроле? Советы экспертов по выбору втулок и мануал по замене
Стабилизатор поперечной устойчивости — элемент автомобильной подвески, который уменьшает крен кузова во время маневрирования.
Деталь соединяет рычаги подвески и, работая в качестве торсиона, противодействует центробежной силе, возникающей при повороте.
Устройство
На автомобилях Нива Шевроле устанавливаются стабилизаторы поперечной устойчивости в виде штанги круглого сечения с изгибами на концах. Деталь имеет сложную форму, отдаленно напоминающую букву «П». Ее конструкция учитывает расположение деталей и агрегатов, расположенных в нижней части подкапотного пространства.
Во время крена на две стороны стабилизатора действуют разнонаправленные силы. С одной стороны он опускается, с другой — поднимается. Деталь противодействует этим усилиям, препятствуя крену.
Стабилизатор изготавливается из пружинной стали, которая скручивается под нагрузкой, а потом возвращается к исходной форме. Этим обеспечивается не жесткое соединение между правым и левым рычагами.
Средняя часть детали крепится к лонжеронам, а концы — к рычагам передней подвески. Для обеспечения подвижности стабилизатора используется шарнирное соединение через резиновые втулки, притянутые хомутами.
Особенность системы в том, что она не препятствует продольным кренам и вертикальным колебаниям. При синхронном движении рычагов стабилизатор проворачивается во втулках и не создает противодействия.
Такая конструкция улучшает управляемость при прохождении поворотов. За это приходится расплачиваться частичной потерей независимости элементов подвески и увеличением вероятности вывешивания колеса при езде по бездорожью.
Прочная пружинная сталь способна выдержать десятки и даже сотни тысяч километров пробега. В первую очередь изнашиваются втулки, выполненные из резины или полиуретана. Цены деталей ВАЗ-2123 зависят от используемого материала и компании-производителя.
- Стабилизатор поперечной устойчивости — от 700 руб;
- Втулка:
- резиновая — от 70 руб;
- полиуретановая — от 150 руб.
Разница между полиуретановыми и резиновыми втулками
В состав резины входит природный материал — каучук, выделяемый из растительного сока. Поэтому, несмотря на наличие синтетических модификаторов, материал начинает терять свои свойства сразу после изготовления.
Даже если автомобиль не эксплуатируется, резиновые втулки постепенно теряют эластичность и растрескиваются.
Полиуретан отличается от резины следующими преимуществам:
- Долгий срок службы. Синтетический материал имеет повышенную устойчивость к воздействию масел, высокой температуры, а также соли и других реагентов, которыми посыпают дороги в зимний период. Разница в ресурсу полиуретановых и резиновых втулок — 4-5 раз.
- Надежность. Модификаторы, которые входят в состав современных синтетических материалов, обеспечивают лучший контакт с металлом и не подвергают его усиленному износу.
Универсальность. Полиуретан не меняет свои свойства в жару и в сильные морозы. Поэтому полиуретановые втулки рекомендуются к применению в северных и южных регионах РФ.
Примечание: Несмотря на более высокую цену, эксплуатация деталей из современного эластомера обходится дешевле — их приходится значительно реже менять.
Признаки неисправности
Деталь, как и втулки крепления, подвергаются повышенным нагрузкам во время движения. Определить износ или поломку элементов можно по таким признакам:
- Стук в передней подвеске при движении по ямам и ухабам.
- Потеря курсовой устойчивости.
- Раскачивание кузова при прохождении поворотов или торможении.
- Увеличение крена кузова при маневрировании.
В большинстве случаев эти проявления говорят об износе втулок или поломке креплений. Пружинная сталь качественного стабилизатора отличается повышенной надежностью. Деталь может деформироваться или сломаться только в ДТП.
Точно определить износ креплений можно на подъемнике или смотровой яме. Они позволяют визуально оценить состояние втулок и хомутов. Степень износа и качество креплений проверяется простым способом: нужно взяться за стабилизатор и сильно покачать его руками. Если деталь качается, а не стоит неподвижно — пришла пора менять втулки.
Сам стабилизатор чаще всего требует замены из-за выработки металла, которая становится причиной люфта.
Инструкция по замене
Замена «резинок» и стабилизатора выполняется на смотровой яме. Для работы понадобятся лишь ключи на 13 и 17.
Перед демонтажем стабилизатора придется снять защиту картера и брызговик двигателя.
Чтобы снять деталь, нужно выполнить следующие действия:
- Открутить гайки крепления и снять хомуты (скобы) на редукторе переднего моста, лонжеронах и рычагах.
- Демонтировать стабилизатор.
Когда деталь снята, с нее нужно снять втулки и осмотреть поверхность. Стабилизатор не должен иметь признаков износа или трещин.
Важно! Перед установкой новых втулок их нужно смазать насыщенным мыльным раствором.
Крепление стабилизатора прикручиваются в следующем порядке:
Не забудьте установить шайбы и затяните гайки крепления хомутов с усилием 15-19 Н・м. Иначе они могут открутиться в процессе эксплуатации.
Видео
Для наглядности, рекомендуем посмотреть подробное видео по замене стабилизатора:
Шевроле Нива и стабилизатор поперечной устойчивости
Нива Шевроле относится к классу внедорожников и автомобилей с высоким клиренсом, а о чем это говорит? Это говорит о возможности неустойчивости на дорожном полотне при высокой скорости движения. И в самом деле, ведь совершение любых маневров на джипах и внедорожниках крайне рискованно и опасно. Внедорожные автомобили еще больше подвержены такому влиянию при маневрировании или резком повороте руля на скорости.
Именно для того, чтобы исключить или снизить вероятность заноса и опрокидывания, производители автомобилей семейства внедорожников, вносят некоторые корректировки в систему управления, а, точнее, дополняют механизм кузова стабилизатором поперечной устойчивости, именно о нем и поведает эта статья. Рассмотрим назначение устройства и его конструкцию, а также узнаем, что такое каталожный номер изделия.
Для чего необходимо это устройство
Основным предназначение стабилизатора является повышение устойчивости транспортного средства во время движения при совершении маневров, на поворотах и т.п. Изделие выполняет функцию по предотвращению автомобиля от опрокидывания, что очень важно для внедорожника Нива Шевроле.
Итак, когда на скорости осуществляется маневр, то это обуславливает к возникновению бокового крена кузова, т. е. попытки его смещения с колесной рамы. При наличии стабилизатора поперечной устойчивости на автомобиле происходит перемещение конечных деталей в различные стороны. При таком смещении тяг осуществляется завинчивание средней балки, тем самым стабилизируя положение поднимающейся стороны авто.
Из чего состоит и где находится
Анализируя стабилизатор поперечной устойчивости, стоит узнать его конструкцию, чтобы иметь представление о принципе работы, указанном выше. Стабилизатор – это обыкновенная стальная штанга, имеющая изогнутости на концах. В зависимости от места установки изделия стабилизатор бывает как передний, так и задний. Закрепляется он с помощью специальных деталей, представляющие собой втулки. Эти втулки обеспечивают вращательные движения во время работы механизма. Монтируется это изделие путем крепления к колесам одной оси передней или задней части автомобиля.
На вопрос о месте расположения устройства стоит отметить следующее, что с завода такой достойной деталью комплектуются все автомобили Российского автопрома. На Шевроле Ниву устанавливается только передний стабилизатор, а задний можно доукомплектовать самостоятельно.
Итак, стабилизатор поперечной устойчивости относится к конструкции автомобильной подвески, а это означает, что он должен устанавливаться неподалеку от колес. Так и есть, изделие крепится шарнирами к кузову авто. Тем самым обеспечивается связывание колес с основанием автомобиля. Штанга с изогнутыми стойками является торсионом, обеспечивая тем самым высокую устойчивость.
Установка заднего стабилизатора
Рассмотрим процесс монтажа только заднего стабилизатора, потому как передний уже комплектуется с автомобилем. Установка заднего стабилизатора поперечной устойчивости осуществляется в следующей последовательности:
- Устанавливается машину на эстакаду и, прихватив с собой стандартный инструмент и само изделие, опускаемся в яму.
Установка изделия занимает не более 2 часов, но теперь водитель внедорожника может себя чувствовать в полной безопасности от возможного заноса или опрокидывания.
После того как установка завершена, необходимо перейти к опробованию автомобиля в действии.
Задний стабилизатор на Шевроле Нива в установленном виде
Передний стабилизатор поперечной устойчивости гораздо проще заменить и установить, так как места для его монтажа предусмотрены с завода.
Снятие переднего стабилизатора
Работы по снятию изделия осуществляются в случае необходимости проведения ремонтных или профилактических работ с устройством или днищем автомобиля.
Процесс снятия заключается в следующем:
- Извлекается брызговик силового агрегата. Процесс его снятия можно узнать в соответствующих статьях.
- Используя ключ с головкой на 13, производится отвинчивание двух крепежных гаек.
- После отвинчивания извлекается обойма штанги изделия.
- Действия аналогичны для правой и левой обойм.
- Используя этот же ключ, отвинчиваются четыре гайки правого и левого кронштейнов крепления переднего стабилизатора к кузову.
- Снимается штанга, а затем и резинки или стойки стабилизатора.
Замена и установка осуществляется в обратном порядке. Далее осуществляется замена втулок и прочих комплектующих стабилизатора, о чем указано в следующем разделе.
Замена втулок
Необходимо также заменить втулки (они же резинки). Прежде всего, втулки имеют свойство изнашивания, а это влияет на эластичность, которая напрямую отражается на сроке эксплуатации, безопасности и комфортности поездок. Для втулки креплением выступает хомут, держащийся на двух гайках. Чтобы иметь возможность извлечения втулки без снятия стабилизатора необходимо:
- отвинтить правую гайку;
- приподнять хомут, после чего извлечь втулку.
Втулки имеют вид, представленный ниже на фото.
При покупке втулок необходимо обратить внимание на каталожный номер, который играет немалую роль. Разберемся, для чего он нужен.
Каталожный номер
Каталожный (номенклатурный) номер служит для возможности приобретения детали именно под эту марку автомобиля, в нашем случае Ниву Шевроле. Каталожный номер деталей является уникальным и не повторным, поэтому найти две разные детали с одинаковыми номерами невозможно. Также стоит учитывать, что каталожный номер отображает месторасположения детали: переднее, заднее, левое, правое.
Из чего должен состоять каталожный номер? Прежде всего, номенклатура отображает цифровой код, где не исключается наличие буквенных обозначений, но для каждой детали имеется свое обозначение и каталожный номер соответственно.
При покупке втулки стабилизатора стоит обратить внимание на наличие такового номера, который как раз и ведает мастера о месте, где он должен быть установлен. Каталожный номер втулки стабилизатора поперечной устойчивости передней части имеет вид: 2123-2906046Р. Из номера, видно, что деталь предназначается исключительно для Шевроле Нива.
Зная назначение и способы замены и ремонта стабилизатора, можно совершенно свободно осуществлять все работы своими руками. Помните, что стабилизатор предотвращает вероятность от опрокидывания авто, а, значит, заботится о вашей жизни, поэтому также заслуживает вашего внимания. Удачных работ!
Снятие стабилизатора поперечной устойчивости Chevrolet Niva
Инструменты:
- Гаечный ключ накидной прямой 13 мм
- Гаечный ключ накидной прямой 17 мм
- Вороток под торцовую насадку 3/4
- Насадка на вороток 13 мм
- Насадка на вороток 17 мм
- Нож
Детали и расходники:
- Подушки стабилизатора (6 шт.)
- Мыльный раствор
- Аэрозольная смазка типа WD-40
Примечание:
Стабилизатор поперечной устойчивости на автомобиле Нива Шевроле снимается для его замены в случае деформации, а так же замены резиновых втулок или при проведение других ремонтных работ, при которых его наличие будет мешать ходу их выполнения.
Работу проводим на смотровой канаве или эстакаде.
1. Головкой «на 13» отворачиваем две гайки крепления обоймы штанги стабилизатора к нижней опорной чашке правой пружины.
2. Снимаем обойму.
3. Аналогично отсоединяем обойму от нижней опорной чашки левой пружины.
4. Ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления нижней крышки редуктора переднего моста к правой обойме штанги стабилизатора.
5. Снимаем обойму.
6. Аналогично снимаем левую обойму.
7. Головкой «на 17» отворачиваем две гайки правого кронштейна крепления штанги стабилизатора к кузову.
8. Снимаем кронштейн.
9. Аналогично снимаем левый кронштейн.
10. Снимаем штангу стабилизатора поперечной устойчивости.
11. Для замены подушек, срезаем их ножом со штанги стабилизатора.
12. Перед установкой новых подушек очищаем и смазываем мыльным раствором штангу стабилизатора.
13. Устанавливаем стабилизатор поперечной устойчивости в обратной последовательности.
В статье не хватает:
- Фото инструмента
- Фото деталей и расходников
- Качественных фото ремонта
Источник: Chevrolet niva устройство, эксплуатация, обслуживание и ремонт. Издательство “За рулём”.
Источники:
http://chevniva.ru/stabilizator-nivy-shevrole/
http://expertniva.ru/rulevoe-upravlenie/perednij-stabilizator-poperechnoj-ustojchivosti-na-nivu-shevrole.html
http://nivaexpert.ru/xodovaya/stabilizator-niva-shevrole/
http://chnivaremont.ru/hodovaya-avtomobilya/chevrole-niva-i-stabilizator-poperechnoj-ustojchivosti.html
http://carpedia.club/Sniatie-stabilizatora-poperechnoi-ustoichivosti-Chevrolet-Niva