Замена блока предохранителей ваз 2121
Меняем предохранители на автомобиле ВАЗ 2121 Нива самостоятельно
Если выходит из строя какое-либо оборудование на автомобиле, то первым делом нужно проверить, цел ли предохранитель. Сделать это несложно и под силу даже начинающему автомобилисту и отправляться для этого на станцию технического обслуживания нет никакого смысла. Элементарная замена может обойтись вам в хорошую копеечку. Для этого достаточно найти блок предохранителей ВАЗ 2121 Нива, который конструкторы расположили в очень доступном месте.
Электропредохранители на авто меняются в случае их перегорания, в обязательном порядке соблюдая их номинал. Но на автомобиле ВАЗ 2121 Нива случаются и другие ситуации. К примеру, многие автомобилисты жалуются, что иногда электропредохранители просто выпадают из колодки. Именно поэтому рекомендуется сменить старый блок на новый, в котором предохраняющие элементы держатся намного лучше.
Ваз 2121 — Нива
Расположение
Предохранители в ВАЗ 2121 Нива находятся в салоне транспортного средства и закрыты специальным кожухом. Это достаточно удобное место для того, чтобы в любой момент произвести замену перегоревшего и при этом обойтись можно самыми обычными инструментами. Особенно это важно зимой или когда идет дождь, нет необходимости выходить на улицу, если поломка приключилась в пути.
Схема
Таблица с расшифровкой схемы
Расшифрока схемы
Процесс снятия и замены
Для того чтобы заменить перегоревший электропредохранитель не нужны особые знания и навыки. Все очень просто.
Необходимые инструменты
Для работы нам понадобятся самые обычные инструменты, которые всегда есть под рукой у любого водителя, а именно:
- набор новых электропредохранителей;
- набор ключей;
- отвертка.
Набор ключей, который должен быть у каждого автолюбителя
Этапы
- Перед началом работ по замене нужно отсоединить минусовый провод аккумулятора.
- Далее при помощи отвертки откручиваем винты, которыми закреплен кожух и убираем его.
- Смотрим по схеме, где находится перегоревший предохранитель.
- Находим его в колодке и извлекаем.
- Берем такой же по номиналу и устанавливаем на место извлеченного.
- Внимание! На обратной стороне блока находится электропредохранитель электровентилятора его номинал 30 А, его корпус окрашен в зеленый цвет. Прочие элементы имеют номинал 15 А и они синего цвета.
- Если не планируем менять колодку, то на этом работа закончена и нам остается только установить на место кожух и закрепить его винтами.
- Но если вы решили привести систему с предохранителями в порядок и заменить старую колодку новой, то нам нужно при помощи торцовой головкой на 8 открутить пару гаек, которыми крепится колодка.
- Теперь снимаем непосредственно сам блок.
- Отсоединяем колодочку с проводами.
- Меняем блок.
- Устанавливаем в него предохранители.
- Закрепляем его гайками.
- Возвращаем на место кожух и закручиваем винты.
- На этом работа с электропредохранителями на автомобиле ВАЗ 2121 Нива закончена.
Внимание! Если предохранитель опять перегорит, то необходимо просмотреть всю цепь, а конкретно тот потребитель, за который отвечает данный предохраняющий элемент.
Никогда не пользуйтесь самодельными перемычками либо электропредохранителя иного номинала вместо перегоревшего.
В этом видео на примере вазовской шестерки показаны некоторые причины замены блока. Как видите, во время экспуатации корпус деформировался, заметны подплавления.
Как видео все очень просто по времени такая работа займет не более получаса, вместо двух-трех часов стояния на станции технического обслуживания и траты лишних денег.
Видео «Правильно меняем колодку»
В этом видео показано как правильно происходит замена старой колодки на новую.
Замена предохранителей и реле автомобиля ВАЗ-2121
Большинство электрических цепей автомобиля защищено плавкими предохранителями. Электродвигатели моторедукторов (очистителей ветрового стекла, стекла двери задка, фар – если установлены) защищены автоматическими биметаллическими предохранителями многоразового действия.
Цепь питания системы впрыска (двигатель ВАЗ-21214) защищена плавкой вставкой из провода с жилой уменьшенного сечения (1 мм 2 ).
Не защищены цепи заряда аккумуляторной батареи, зажигания (двигатель ВАЗ-21213), пуска двигателя, цепь «генератор – выключатель зажигания – блок предохранителей».
Мощные потребители (стартер, фары, электродвигатели вентиляторов системы охлаждения, электробензонасос и т.п.) подключаются через реле.
Плавкие предохранители сгруппированы в двух блоках предохранителей, расположенных слева под панелью приборов.
Номинал предохранителей и защищаемые ими цепи указаны в таблице.
Предохранители системы впрыска (двигатель ВАЗ-21214) находятся в отдельном блоке на левой боковине под панелью приборов.
Предохранитель на 30 А защищает цепь питания электровентиляторов радиатора, а три предохранителя на 15 А — соответственно электробензонасос, блок управления (вход постоянного питания) и цепи главного реле системы впрыска.
Замена предохранителей, снятие блока предохранителей
Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи.
1. Потянув за защелку, расположенную сверху крышки основного блока предохранителей, снимаем крышку.
Аналогично снимаем крышку дополнительного блока предохранителей.
2. Заменяем предохранитель.
3. Для снятия блоков предохранителей, головкой «на 8» отворачиваем две гайки
4. Снимаем со шпилек основной и дополнительный блоки.
5. Перед заменой блоков предохранителей помечаем провода и отсоединяем их
6. Устанавливаем новые блоки предохранителей в обратной последовательности
Снятие блока реле
Правее рулевой колонки под панелью приборов установлен блок из трех одинаковых реле типа 113.3747-10, управляющих включением: ближнего света фар, дальнего света фар и обогрева стекла двери задка.
Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи.
1. Для снятия реле отсоединяем колодку.
2. Отвернув крестообразной отверткой саморез,…
Реле включения стартера и зажигания закреплены под дополнительным блоком предохранителей (на автомобиле с впрысковым двигателем прикреплены к кронштейну реле системы впрыска).
4. Крестообразной отверткой отворачиваем саморез крепления обоих реле
5. Сняв реле, отсоединяем колодки
6. Устанавливаем реле в обратной последовательности
Предохранители Нива 2121
При выходе из строя любого оборудования в автомобиле Нива 2121, в первую очередь, стоит произвести проверку целостности предохранительного блока. Эта процедура является не сложной, сделать её сможет даже неискушенный автолюбитель, поэтому нет необходимости при первой же подобной ситуации отправляться на СТО.
Заменить блок будет недешево, а для того, чтобы сделать это самому, достаточно просто найти его расположение. Автомобилисты часто замечают, что предохранители иногда выпадают из креплений. В этом случае следует поменять вышедшую из строя или ненадежную панель на новую, в которой эти элементы установлены более надежным образом. Для удобства водителей производители Нивы расположили предохранители в легкодоступном месте.
Фактическое расположение
Предохранители в автомобилях ВАЗ, так же, как и в Ниве находятся непосредственно внутри автомобиля, их закрывает щиток, обычно, на приборной панели.
Это позволяет в случае необходимости разобрать и произвести ремонт с помощью подручных инструментов. Такой подход особенно выручает в холодный период времени – не нужно производить ремонт на улице, а также цена самостоятельной замены будет намного ниже, чем в центре техобслуживания.
Вышеуказанная схема включает такие компоненты, как реле и предохранители. В монтажный блок входят следующие элементы, представленные в таблице.
Два блока предохранителей на ВАЗ 2121
Для работы с необходимыми элементами следует потянуть на себя защелку и открыть крышку.
Наиболее частые элементы для замены в Ниве-2121.
- Ф1 (16) — перемычка электрического двигателя отопительного вентилятора, включение и выключение обогрева, омывателя стекла заднего вида.
- Ф2(8) — рулевой переключатель очистителя передних стекол, выключатель сигнализационной системы, реле-прерыватель, выключатель заднего освещения, датчики приборной панели: температурный датчик охлаждающей жидкости, датчик уровня топлива, тахометр, контрольные лампочки — повороты, блокировки дифференциала, аварийного состояния системы тормозов, давления масла, количества топлива, заряда аккумулятора.
- Ф10(16) – сигналы, освещение, стоп-сигналы.
Управление двигателем
Блок электроэлементов системы управления двигателем имеет компоновку из шести релейных составляющих:
- Реле зажигания, на стартер.
- Основное ведущее реле.
- Реле правого и левого вентилятора охлаждения.
- Реле бензонасоса.
- Реле топливного насоса Ф5, 15A.
Для монтажа вышеуказанных реле потребуется открутить закрепляющие винты.
- Непосредственно снять само объединение реле.
- Отключить проводку колодки.
- Достать реле с помощью отвертки.
Второй блок элементов расположен над педалью газа. Имеет четыре элемента.
- Задний свет.
- Переключатель обогрева стекол сзади.
- Ближний свет.
- Дальний свет.
Над этой панелью находится поворотное реле и аварийная сигнализация.
Монтажная схема соединения предохранителей
На чертеже изображен принцип соединения предохранителей Нива-2121 (цифра снаружи в наконечнике соответствует номеру колодки, а вторая цифра – номеру штекера):
Монтаж и сборка
Для монтажа электрических предохранителей понадобится комплект ключей, отверток и исправные электро-элементы. Процесс удобно производить в несколько этапов. Перед тем, как приступить к процессу, рекомендуется отключить клеммы аккумулятора.
Прежде всего следует открутить винты, которые удерживают защитную панель и снять ее.
Свериться со схемой, найти нужный предохранитель, его маркировку и снять неисправный. Чтобы правильно заменить элемент или реле в монтажном блоке понадобится пластмассовый пинцет, которым нужно производить данную процедуру. Не рекомендуется извлекать предохранители руками, чтобы не расшатывать гнездо.
Затем необходимо подобрать нужный по маркировке предохранитель и заменить его на перегоревший.
Если не планируется замена всей колодки, то на этом работа окончена. Если возникает необходимость замены всех предохранителей, то для этого рекомендуется для начала снять всю колодку.
Отсоединить колодку и ее провода, и произвести полную замену. Вставить исправные предохранители. Далее необходимо закрепить её прежними крепежами и установить на место. Это наиболее популярные тонкости работы с системой предохранителей на Нива-2121.
В конце следует сказать, что специалисты не рекомендуют применять предохранители другого номинала, кроме тех, что указаны в схемах, так как это может создать аварийную ситуацию.
Во избежание непредвиденных моментов на дороге, следует иметь всегда в автомобиле запасной комплект предохранителей и реле.
Реле и схема предохранителей ВАЗ Нивы
Автовладельцы хорошо знают, что блок предохранителей ВАЗ 21214, 21213 (Нивы) — это важнейшая деталь, требующая детального изучения. Знание электрической схемы позволяет избежать многих проблем и провести своевременную диагностику поломок. Поскольку семейство существует не одно десятилетие, оно успело пережить ряд радикальных изменений — переход с карбюраторных на инжекторные двигатели, например. Это не повлекло за собой радикального изменения расположения и наполнения монтажных блоков, которых два в салоне и один под капотом.
Блок предохранителей ВАЗ Нива старого и нового образца
В общих чертах разница между двумя блоками выглядит так:
Новый дополнительный блок
Старый дополнительный блок
Сила тока (ампер)
За что отвечает
Сила тока (ампер)
За что отвечает
Лампы поворотников, реле-прерыватель поворотников и аварийки
Реле дневных фар, Лампы дневных фар
Задние противотуманные огни, их реле
Противотуманные фары и их реле
Схема предохранителей ВАЗ Нива на инжектор
Нива с инжекторной подачей топлива на сегодняшний день практически полностью вытеснила карбюраторные модели семейства. С переходом к новой системе впрыскивания, производитель постарался максимально снизить неудобства для автовладельца и радикально не менять расположение монтажных блоков, а также наполнение их защитными элементами. Традиционно их два в салоне. Ещё один, в кузове, ответственен за управление мотором.
Блок предохранителей ВАЗ 21214 Нива с описанием
Оба блока соединены между собой. Общее число предохранителей в верхнем из них равно десяти, в то время как внизу их поместили шесть с учетом резервных.
Сила тока (ампер)
Вентилятор печки, обогрев заднего стекла, задний стеклоочиститель и стеклоомыватель, насос омывателя ветрового стекла
Подрулевой переключатель, дворники ветрового стекла, аварийная сигнализация, реле-прерыватель (в режиме указателей поворота), свет заднего хода, комбинация приборов (указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива, тахометр, контрольные лампы: указателейповорота, блокировки дифференциала, стояночного тормоза, аварийного состояния рабочей тормозной системы, недостаточного давления масла, резерва топлива, заряда аккумуляторной батареи)
Левый дальний свет, контрольная лампа включения дальнего света
Правый дальний свет
Левый ближний свет
Правый ближний свет
Лампы габаритного света в левом переднем и левом заднем фонарях, фонари освещения номерного знака, контрольная лампа включения габаритного света
Лампы габаритного света в правом переднем и правом
заднем фонарях, лампы подсветки комбинации приборов,
прикуривателя, выключателей, блока управления отоплением
и вентиляцией
Выключатель аварийной сигнализации, реле-прерыватель
(в режиме аварийной сигнализации), контакты реле обогрева
стекла двери багажного отделения
Звуковой сигнал, плафоны освещения салона, лампы
сигналов торможения в задних фонарях
Контакты реле противотуманного света в задних фонарях
В нижнем дополнительном монтажном блоке ВАЗ Нива можно найти такие элементы электрозащиты:
Сила тока (ампер)
За что отвечает
Лампы указателей поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
(в режиме аварийной сигнализации)
Реле дневных ходовых огней, лампы дневных ходовых огней
Лампы и реле заднего противотуманного огня
Помимо двух описанных блоков, в этом автомобиле можно найти также блок предохранителей, ответственных за систему управления силовой установкой. Он находится под панелью приборов с левой стороны кузова. Ориентир – диагностическая колодка. Всего тут поместили 4 элемента:
Сила тока (ампер)
Контакты реле правого электровентилятора
Контакты реле левого электровентилятора
Обмотки реле правого и левого электровентиляторов, контроллер, форсунки, катушка зажигания
Элементы обогрева управляющего и диагностического датчиков кислорода, датчик фаз, датчик массового расхода воздуха, клапан продувки адсорбера
Схема предохранителей ВАЗ 21213 Нива
Заметной разницы в схемах с инжектором по сравнению с ВАЗ 21214 не наблюдается.
Схема предохранителей ВАЗ 2131 Нива
Как и ВАЗ 21214, модель 2131 оснащена двумя монтажными блоками для предохранителей, отвечающих за большинство электроцепей. Один дополнительный блок также оснащен элементами, призванными защитить цепи системы управления мотором.
Схема предохранителей карбюраторной ВАЗ Нивы
Единственное отличие между монтажными блоками Нивами с инжекторной и карбюраторной системами связано с блоком. Он находится под капотом автомобиля в специально выделенном для этого отсеке. Его схема выглядит так:
Расположение предохранителей Нивы 21213
Эта схема актуальна для всех моделей семейства, выпускавшихся с 1997 г. по 1999 г.
Замена блока предохранителей ваз 2121
Во-первых, оказалось, что блоки бывают разные! Визуально, они очень похожи, но например на одном вместо номера предохранителя который отштампован на корпусе блока, стоял его номинал, что на мой взгляд очень не удобно. То есть, не 1, 2, 3. а, например, 10А, 15А, 15А, и это при том, что все равно предохранители вы будите ставить другие!
Итак приступаем к покупке. Она производилась на Ленинградке (у Рамстора) – по совету друга из нашей конференции. Зная о качестве наших запчастей, последнее время я прошу приносить как минимум два экземпляра покупаемой мной продукции! У нас ведь каждая единица оригинальная! 🙂 Принесли два блока и один из блоков оказался кривым. Предохранители, а блок ими комплектуется, стояли не совсем под 90 градусов относительно корпуса блока. Вот такая незадача. Опять повторюсь, если хоть что-то не устроило, заставляйте продавца работать – он на то и посажен в магазине! Выбрали понравившийся блок, купили и, кстати, цена варьируется от 105 до 150 рублей. Я покупал за 145.
Всё, держим блок в руках и смотрим на предохранители. В блок вставлены “Аваровские” предохранители, что по тесту ЗР – есть гуд. Я их убрал в пыльный ящик, хотя, если кто-то предпочитает бюджетный вариант, то можно и оставить! Имеем такие номиналы в купленном блоке – 5 по 10А, 4 по 15А, 2 по 20, 1 – 5А и 1 – 20А. А нам нужно 8 по 7,5А (не считая прикуривателя) и 3 по 15 А. Я не знаю какой предохранитель(точнее какого номинала) нужен для прикуривателя! Кому-то может захочется вместо 7,5А поставить 10А – это дело вкуса! Я купил польские предохранители из теста ЗР под номером 3 – нужно 4 комплекта (цена 35 рублей), и, что самое приятное, в комплекте с ними идут щипцы. У кого есть блок – подтвердит, их фиг вытащишь оттуда рукой! Либо плоскогубцами, можно еще зубами или надо иметь немереную силу. Кстати о тугости вынимания кто-то уже писал в конференции. Щипцами, которые идут в комплекте, вытаскиваются как по маслу, кроме 1-го и 13-го, тут уж выкручивайтесь сами, так как щипцы не подлезают!
Вот вроде бы и все! Осталось только инсталлировать девайс! :о)))
Еще узнавал про колодки для подключения блока. Вот часть ответа из Волговской конфы: На Волге штатно проводка заканчивается несколькими блоками колодок, которые вставляются в блок предохранителей. На каждый блок (а их в Волге 2) идёт 4 колодки (1 на 3 предохранителя), на каждый предохранитель идёт 4 клеммы (2 вход, 2 вых.). Один предохранитель (первый) подключается без колодки.
Схема подключения флажковых предохранителей
Слева – фрагмент оригинальной схемы ВАЗ21213/214, справа – после подключения блока флажковых предохранителей:
Схемы подключения флажковых предохранителей
Начиная с 2001 года задние противотуманные фары включаются не просто выключателем напрямую, а с помощью электронного реле. Из-за этого появился еще один провод в малом блоке. Схема, которую нарисовал fulcrum – это как раз та, где противотуманки включались напрямую выключателем!
А вот схема подключения блока ножевых предохранителей с учетом доработки 2001-го года:
Приведу также схему для машин без этой доработки:
В процессе подготовки статей о волговском блоке предохранителей для этого сайта, а также переписываясь и обсуждая в конференции установку такого блока, я тоже загорелся идеей поставить такой блок. Опять же – руки чешутся хоть что-нибудь сделать с машинкой – ведь все, что я делал на прежних Нивках в течение нескольких лет, на нынешней я сделал сразу после покупки (см. статью “Работы на новой Нивке”).
Блок предохранителей я купил в магазине запчастей около Автозаводского моста рядом с ЗИЛом, там, где раньше был “Универсам”. Там он стоит 95 рублей и позиционируется для 2106 и 21213. Точно такой же блок показан на фотографиях Жустрика выше. В волговском отделе магазина был почти такой же, но качеством похуже и стоил на десятку больше:-)
Еще были куплены тесловские предохранители и метр термоусадочного кембрика диаметром 6,4 мм (Царицыно, 25 руб).
Я решил установить блок на нижнюю поверхность торпеды левее рулевой колонки, примерно так, как это сделал Монстроход. Первоначально я собирался изготовить крепежные уголки из алюминиевого профиля, но, когда снял штатные блоки предохранителей, оказалось, что лучший уголок, чем штатный стальной кронштейн (на котором крепится малый блок) придумать трудно. В нем уже запрессованы шпильки М5, имеются штатные гайки под них, т. е. все, что нужно, для крепления.
Штатные кронштейны были распилены примерно в середине так, чтобы из каждого получился уголок, и на полке осталось место для отверстия, которым саморез будет крепить этот уголок к торпеде. На другой полке получившихся уголков были сохранены штатные шпильки для крепления блока.
Перемычки делались в домашних условиях. Хочу обратить внимание, что у штатных блоков по одному контакту (“папе”) на входной стороне блока и по два – на выходной. У флажкового же блока – по два “папы” на каждой стороне, т. е. имеются лишние “папы” на входе. Это дало возможность выполнить перемычки просто пайкой. Я вставлял в отверстия свободных соседних контактов перемычки, сделанные из толстых (1. 1,5 мм) выводов каких-то радиодеталей длиной 10-12 мм. Концы отрезков выводов отгибались вверх до уровня торцов “пап” и припаивались с использованием спиртоканифольного флюса. На эти пары выводов для изоляции были надеты кусочки термоусадочного кембрика так, чтобы кембрик торчал на 5-7 мм, после чего был произведен нагрев феном для осаждения кембрика.
Всего было сделано четыре таких перемычки между предохранителями 5-6, 7-8, 9-10 и 12-13. Перемычка между предохранителями 3 и 4 выполнена в жгуте проводом, решено было сохранить ее в первозданном виде.
Перед пайкой перемычек нужно принять решение, какая из сторон будет верхней: входная или выходная. До распайки перемычек блок совершенно симметричен, но предохранители удобнее считать слева направо. Я выбрал вариант, когда входная сторона – верхняя (ближе к торпеде, труднее закоротить). Но при установке оказалось, что жгут удобнее разводить, если входы снизу, а выходы – сверху, хотя больших затруднений раскладка проводов не создает. Рекомендую вариант, когда входы – сверху.
Следующий этап – крепление блока к торпеде. Блок был привинчен к шпилькам уголков так, чтобы дальние полки уголков торчали наружу (“врастопырку”). Пара саморезов с резьбой 4 мм нашлась в бардачке. Слева внутри торпеды мешает кронштейн крепления, поэтому для левого уголка был приготовлен саморез покороче (на глаз – 10 мм). Отверстия намечались шилом по месту, затем сверлились дрелью (только в торпеде, но не в кронштейне ее крепления к кузову). Поскольку отверстия делались у самой кромки торпеды, риска попасть в отверстие каркаса торпеды не было. Нужно прощупать изнутри место сверления и убрать из этого района провода, чтобы случайно не повредить их сверлом.
При работах на новой машине (установка стеклоподъемников и электрокорректора фар, доработка звукового сигнала и проч.) я задействовал предохранитель №16 и подключился еще к нескольким предохранителям. Поэтому, не вникая в схему, я просто переставлял “мамы” подряд – с штатных блоков на новый: сначала верхнюю (входную) сторону, затем нижнюю, выходную. У каждой “мамы” штатный изоляционный кембрик я сдвигал на провод, снимал ее, поджимал пассатижами контакты, чтобы “мама” плотнее держалась и лучше контачила с выводом блока. Затем надевал на “маму” кусочек термоусадочного кембрика (25-30 мм), насаживал ее на “папу” и сдвигал термоусадочный кембрик на “маму”.
“Мамы” держатся на штатном блоке весьма плотно. Я даже оторвал тонкий оранжевый провод – пришлось обжать новую “маму”. Потом приспособился снимать их с помощью ключика на 8, действуя его кончиком (“рожком”), как рычагом: “рожок” упирался в место “мамы”, которым обжата изоляция провода. Когда все “мамы” были переставлены на новый блок, кембрики были осажены феном, а после остывания – штатные кембрики были по возможности сдвинуты на осажденные термоусадочные.
По идее, все такие работы нужно выполнять, сняв клемму с аккумулятора. Но мне очень не хотелось сбрасывать накопившиеся в памяти контроллера настройки. Поэтому я рискнул и клемму снимать не стал. Замыканий не было – я очень внимательно следил за проводами и контролировал каждое свое движение.
Вся работа заняла 2-3 часа чистого времени.
Результат – ничего не изменилось. Но, знаю это как радиоинженер, что ножевой контакт у флажковых предохранителей намного надежнее, чем простой прижим у штатных.
Да, еще зуд в руках на некоторое время поутих:-)
А вот как установил блок флажковых предохранителей Support1:
Источники:
http://avtozam.com/vaz/niva/menyaem-predohraniteli-samostoyatelno/
http://autoruk.ru/marka-avto1/vaz-2121/elektrika-vaz-2121/kak-zamenit-predokhraniteli-i-rele-avtomobilya-vaz-2121
http://zapchasti.expert/predoxraniteli/predoxraniteli-niva-2121.html
http://rus-avtomir.ru/remont/predohraniteli-niva
http://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/predohr/fl_pred.htm