17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Строительство и содержание автомобильных дорог

Технология строительства автодорог

Количество и качество автодорог свидетельствует не только о благосостоянии населенного пункта (будь то мегаполис или небольшой поселок), но и характеризует уровень развития страны в целом. С чего же стоит начать выполнение строительных работ? Ведь строительство автомобильных дорог — это сложный многоэтапный процесс, который требует больших финансовых и физических затрат. Первоочередной задачей является выбор надежного подрядчика, в чьем арсенале имеется квалифицированная команда профессионалов и специализированная техника. Подрядная организация в лице специалиста составляет список мероприятий по выполнению поставленной задачи и производит калькуляцию себестоимости работ.

Этапы строительства автомобильной дороги

Качественно сделанная автодорога должна соответствовать необходимым стандартам, так как это является залогом безопасности и комфорта не только водителей, но и пешеходов. Первым этапом любого строительства или реконструкции является проектирование, после чего разрабатывается план постройки дороги. Последующие работы можно разделить на такие этапы:

  • топографическая съемка и разбивка участка. Специалисты подрядной организации проводят геодезические работы на местности, делают замер территории и анализ рельефа, определяют глубину грунтовых вод и тип грунта;
  • подготовительные работы. На этом этапе осуществляется расчистка местности, перенос коммуникаций, а также устраняются всевозможные преграды, которые могут стать помехой при строительстве дороги;
  • составление сметы затрат и закупка необходимых стройматериалов;
  • земляные работы. Для качественного строительства автодороги в первую очередь происходит устранение рельефа территории, разравнивание грунта, при необходимости — создание углублений, или же, наоборот, возведение насыпей. Для этого применяют специализированную технику;
  • монтаж водоотвода. При строительстве новой дороги обязательным этапом является устройство водоотвода, который обеспечит безопасное устранение воды с автодорожного покрытия на достаточное расстояние;
  • укладка «подушки». Правильно уложенное основание является залогом успешного конечного результата строительства дороги. «Подушка» служит амортизационным слоем и сглаживает механическое воздействие на дорожное покрытие. Для создания основания используют песчано‑гравийную смесь, или же песок и гравий по отдельности. Материалы укладываются слоями, после чего тщательно разравниваются и утрамбовываются при помощи спецтехники;
  • укладка финишного слоя и разметка дороги. Использование современных инновационных технологий обеспечивает высокое качество дорожного покрытия. После укладки полотна автодорогу подготавливают к открытию движения — на ее поверхность наносят разметку, устанавливают знаки и прочее.

При необходимости до начала выполнения запланированных дорожных работ происходит строительство временной объездной дороги. Ее сооружают в виде насыпи той высоты, которая указана в рабочем проекте. После завершения строительства объезд демонтируют.

Финишное покрытие — залог долговечности и надежности дороги

Верхний слой дороги подвержен наибольшему износу, так как на него ежедневно оказывается давление большой массой проезжающих автомобилей. Поэтому от того, насколько профессионально проведены строительные работы и какие материалы при этом использовались, напрямую зависит надежность и долговечность автомобильной дороги. Существует следующие распространенные виды дорожных покрытий:

  • асфальтобетон. Такой вид укладки в строительстве еще называют «дорожным пирогом» (из‑за его многослойности). Послойное распределение щебня, песка, каменной муки и расплавленного асфальта дают возможность поверхности выдерживать большие транспортные нагрузки. Количество слоев зависит от многих факторов (например, от степени загруженности дороги). Добавление в смесь такого материала, как щебень, наделяет покрытие высокой износостойкостью и водонепроницаемостью. Благодаря шероховатой структуре щебня обеспечивается необходимое трение между дорогой и шиной, что не дает автомобилю буксировать;
  • литой асфальт. Представляет собой вязкотекучую смесь, которая готовится под воздействием высокого температурного режима из тех же материалов, что и асфальтобетонное покрытие. На стройплощадку ее доставляют в специальных контейнерах, которые способны сохранить ее температуру, поскольку именно горячую смесь выливают на место будущей дороги. Такой асфальт способен выдержать большие транспортные нагрузки, обладает высокой износостойкостью, противостоит коррозии от воздействия шин с шипами и реагентов, которые препятствуют скольжению в зимний период.

Спецтехника, используемая при строительстве автомобильной дороги

Для укладывания асфальта используют специализированную технику, которая способствует оптимизации рабочих процессов, экономии времени и трудозатрат. Применение современных технологий на стройплощадке в принципе невозможно без спецоборудования. Кроме того, спецтехника, которую используют для строительства асфальтовых дорог, оказывает большое влияние на конечный результат проделанной работы. Чтобы качественно и в срок выполнить поставленные задачи, обычно используют стандартный набор спецмашин, а именно:

  • экскаватор. При строительстве дороги его применяют для транспортировки сыпучих материалов (щебня, песка и прочих) и перемещения грунта;
  • бульдозер. Спецтранспорт используют для расчистки поверхности и ее планировки, перевозки и резания грунта;
  • грейдер. Назначение агрегата в дорожном строительстве заключается в планировке основания и устройстве земляного полотна при строительстве дороги;
  • асфальтоукладчик. Его основными функциями являются распределение и утрамбовка асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному дорожному полотну;
  • каток. Спецмашину используют для уплотнения и утрамбовки асфальта;
  • бетоносмесители. Применяют для изготовления бетонных смесей.

Кроме того, спецтехника, которую используют для строительства дорог, является достаточно дорогостоящей, поэтому многим предприятиям и организациям выгоднее воспользоваться услугой аренды. Это поможет арендатору избежать расходов, связанных не только с приобретением, обслуживанием и ремонтом собственных спецмашин, но и с простоем оборудования, после окончания строительства дороги, а также с выплатой зарплаты дополнительному обслуживающему персоналу.

Постоянно расширяющаяся сеть автодорожных магистралей требует внедрения инновационных технологий и разработок, которые связаны с дорожным строительством. Использование качественных материалов, современной спецтехники позволяет не только существенно снизить стоимость работ, но и построить действительно надежные и безопасные автотрассы. Среди многих компаний, занимающихся строительством, реконструкцией и ремонтом дорог, ООО «Лидинг» сумела накопить многолетний опыт по использованию передовых европейских технологий, чтобы воплотить их в процессе работы.

Строительство и содержание автомобильных дорог

Анализ параметров комплексного потока. Строительство транспортных сооружений, железобетонных труб и моста. Технология выполнения линейных земляных работ. Нахождение потребности в автотранспорте. Обстановка дороги знаками и сдача объектов в эксплуатацию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1.1 Краткая характеристика района строительства

1.2 Определение параметров комплексного потока

1.3 Подготовительные работы

1.4 Строительство транспортных (искусственных) сооружений

1.4.1 Строительство железобетонных труб

1.5 Строительство железобетонного моста

2. Организация выполнения земляных работ

3. Организация работ по строительству дорожной одежды

3.1 Определение средней дальности возки материалов

3.2 Организация работ по строительству дорожной одежды

3.3 Ведомость расхода материалов на устройство конструктивных слоев дорожной одежды

3.4 Линейный календарный график

3.4.1 Расчет продолжительности частных потоков

4. Организация работы производственных предприятий

4.1 Определяем потребность в автотранспорте

4.2 Контроль качества строительства

4.3 Обстановка дороги знаками

4.4 Сдача объекта в эксплуатацию

5. Охрана окружающей среды

6. Экономическая часть

6.1 Пояснительная записка

6.2 Ведомость объемов работ и источников получения материалов

6.3 Расчет сметной стоимости материалов при устройстве дорожной одежды

6.4 Расчет затрат на эксплуатацию машин и механизмов при устройстве дорожной одежды

6.5 Расчет затрат труда и заработной платы при устройстве дорожной одежды

6.6 Расчет прямых затрат на устройство дорожной одежды

6.7 Расчет накладных расходов

6.8 Расчет себестоимости строительства

6.9 Расчет сметной прибыли

6.10 Расчет сметной стоимости строительства

Дорожное хозяйство страны в настоящее время находится на сложном этапе развития, когда от преимущественного строительства новых дорог центр тяжести постепенно и неуклонно переходит к эксплуатации дорог, повышению их технического уровня и эксплуатационного состояния, капитальности дорожных одежд, реконструкции дорог и мостов. На первое место выдвигаются задачи повышения скорости, удобства и безопасности движения, инженерного оборудования и обустройства, архитектурного-эстетического оформления и другие задачи, составляющие комплекс эксплуатационного содержания дорог.

Рост автомобильных перевозок, их себестоимость, условия организации перевозок и обеспечение безопасности движения в значительной степени зависят от развития и состояния дорожной сети. При движении по плохой дороге уменьшается скорость, увеличивается расход топлива, возрастает стоимость перевозок, кроме того, возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, усиливается износ автомобиля, что приводит к увеличению затрат и простоев в ремонте. На хорошо спроектированной и правильно построенной дороге с твердым и ровным покрытием автомобиль может развивать большую скорость и перевозить груз, соответствующий его максимальной грузоподъемности. Таким образом, значение автомобильных дорог в современных условиях жизни значительно возрастает и чем лучше техническое состояние автомобильных дорог, тем полнее и экономичнее используется автомобильный транспорт.

Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерных сооружений для непрерывного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями. В этот комплекс входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы, другие искусственные сооружения, обустройство дорог и защитные сооружения, здания и сооружения автосервиса, дорожных и автотранспортных служб. Параметры и состояние элементов дороги и дорожных сооружений определяют ее технический уровень.

Технический уровень дороги – степень соответствия постоянных ее параметров и дорожных сооружений нормативным требованиям: проектная ширина проезжей части и земляного полотна, длина прямых и кривых, протяженность и крутизна подъемов и спусков, высота насыпей, глубина выемок, габариты и грузоподъемность мостов и путепроводов, элементы обустройства.

Эксплуатационное состояние – степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, изменяющихся под воздействием транспортных средств, метеорологических условий, уровня содержания: прочность одежды, состояние поверхности дороги и фактически используемая ширина проезжей части и обочин, сцепные качества и ровность покрытия, состояние разметки, инженерного оборудования.

К основным транспортно-эксплуатационным показателям автомобильной дороги и дорожных сооружений относят обеспеченную скорость и пропускную способность, непрерывность, удобство и безопасность движения, способность пропускать автомобили и автомобильные поезда с осевой нагрузкой и общей массой, соответствующими категории дороги.

Па автомобильных дорогах общего пользования создают дорожную службу, основная задача которой – осуществлять комплекс работ по ремонту и содержанию дорог и сооружении на них, а также по организации движения, обеспечивающих требования к транспортно-эксплуатационным показателям дорог.

Конечная цель деятельности дорожной, службы – поддержание и повышение технического уровня и эксплуатационного состояния дорог в соответствии с ростом интенсивности движения и нагрузки, и тем самым повышение производительности и эффективности работы автомобилей, снижение себестоимости перевозок.

Для обозначения указанной деятельности применяют не вполне корректные термины «эксплуатация дорог» или «дорожно-эксплуатационная служба», так как дорожная служба не эксплуатирует дорогу, а обеспечивает ее функционирование. Поэтому правильнее будет термин «техническая эксплуатация дорог и организация движения», под которым следует понимать систему планово-предупредительных и ремонтно-восстановительных работ, а также организационно-технических мероприятий, обеспечивающих удобное и безопасное движение автомобилей и наиболее эффективное использование дорог для перевозки грузов и пассажиров.

Читать еще:  Ремни на колеса браслеты

В состав работ по технической эксплуатации дорог входит изучение и анализ условий работы дорог, условий движения транспортных средств, постоянный уход за дорогами, дорожными сооружениями и полосой отвода; поддержание их в чистоте и порядке; регулярное содержание и периодические ремонты дорог и сооружений; озеленение, архитектурно-эстетическое оформление и обустройство; реализация мероприятии, повышающих технический уровень и эксплуатационное состояние дорог, приведение их в соответствие с возрастающими требованиями; организация, управление и регулирование движения, обеспечение его безопасности, совершенствование дорожного сервиса.

Дорожная сеть – национальное богатство страны, и она заслуживает к, себе отношения именно как к национальному богатству, которое нужно беречь, преумножать и эффективно использовать. Этому посвящена вся деятельность по ремонту и содержанию дорог и организации дорожного движения.

Таблица 1.1.1. Технологическая характеристика автомобильной дороги.

ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занимающаяся проектированием, строительством, ремонтом и техническим обслуживанием автомобильных шоссейных дорог, подъездных дорог и городских улиц. В это понятие, как правило, входят управление, организация работ и надзор за состоянием дорог, оборудованием и техническими средствами, необходимыми для дорожно-строительных работ. Под автомобильной дорогой понимается высококачественная дорога большой протяженности и высокой пропускной способности. Улицы и подъездные дороги – это дороги местного значения, обеспечивающие подъезд к автомобильным дорогам.

Автомобильные дороги.

Автомобильная дорога для транспорта прямого сообщения по непрерывному маршруту называется автомагистралью. Кольцевая автодорога ведет транспорт вокруг городской зоны. Объездная автодорога дает возможность транспорту полностью либо частично объезжать городскую или промышленную зону. Скоростные автомагистрали, или автострады, имеют раздельные проезжие части одностороннего движения. В важнейших пересечениях на них предусматриваются транспортные развязки в разных уровнях. Доступ на скоростную автомагистраль частично или полностью контролируется. Парковая дорога – это шоссейная дорога для некоммерческого транспорта (обычно в парке или узкой зеленой зоне) с полным или частичным контролем доступа. Радиальная автодорога обслуживает городской центр. На сквозной автостраде транзитный транспорт имеет преимущественное право проезда, даже в местах въезда. За проезд автотранспорта по платным дорогам, мостам и тоннелям взимается установленная плата.

В США важнейшие автомагистрали соединены в федеральную систему автомобильных дорог. Она состоит из автострад без развязок в одном уровне, с частичным или полным контролем доступа, и связывает все крупнейшие городские зоны страны. В начале 1990-х годов ее полная протяженность составляла 73 000 км (длина земного экватора составляет ок. 40 000 км). Такие же системы автомагистралей имеются во многих других странах («автобаны» в Германии, «аутострада дель Соле» в Италии).

Устройство автодороги.

У автомобильной шоссейной дороги имеются земляное полотно, основание, одно или несколько покрытий проезжей части (дорожная одежда), обочины, мосты, дренажные устройства и средства регулирования дорожного движения.

Основание (с подстилающим покрытием) выполняется из строительного грунта и передает нагрузки от проходящих автомобилей в рассредоточенном виде на земляное полотно. Покрытия проезжей части дорожного полотна могут состоять из асфальтобетона, щебня, щебня с битумной пропиткой, бетона на портландцементе, гравия или пропитанного грунта. См. также КОНСТРУКЦИОННЫЕ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Обочина обеспечивает боковую поддержку дорожной одежды. Обочины предусматриваются с правой стороны первой полосы движения в каждом направлении. Они служат также для остановки в экстренных случаях.

Мосты и путепроводы дают возможность автотранспорту проезжать над препятствиями, встречающимися на пути, – водными пространствами, поперечными автодорогами, железными дорогами и пр.

Дренаж необходим для отвода ливневых потоков и вешних вод. Под дорожной одеждой в подходящих местах прокладывают водопропускные трубы, и вода по канавам или трубам отводится в места водостока.

Средства регулирования движения обеспечивают безопасность и упорядоченность движения. К таким средствам относятся указатели и дорожные знаки, линии разметки, наносимые на проезжую часть, светофоры, транспортные развязки при пересечении автомобильных дорог в разных уровнях и переезды при пересечении с железной дорогой в одном уровне.

Виды дорожной одежды.

Дорожную одежду разной долговечности на разную допустимую нагрузку можно получить, комбинируя различные дорожно-строительные материалы. Самое важное для долговечности хорошей дорожной одежды – дренаж и уплотнение ее нижних слоев. Вода в дорожной постели способствует оседанию и боковому сползанию, а также может вызывать вспучивание из-за замерзания или расширения некоторых видов глин. Инженер-дорожник знает, какие материалы легче дренируются и какая система дренажей экономичнее. Иногда при дорожном строительстве приходится на значительную глубину вынимать природный грунт и заменять его гранулированным материалом заводского приготовления. Все взрыхленные и внесенные дорожно-строительные материалы должны уплотняться тонкими слоями. Для этого применяются тяжелые стальные катки с небольшими зубцами, передвигаемые тракторами. Существуют также виброкатки. Особенно тщательного уплотнения требуют береговые устои мостов и места подземных переходов коммуникаций.

Грунтовые дороги.

Самую простую дорогу можно построить, сгладив неровности природного грунта и придав дорожному полотну требуемый профиль. Достаточно срезать бугры, заполнить ложбины и выкопать дренажные кюветы по бокам, чтобы получить хорошую, дешевую дорогу для не очень интенсивного движения. Однако грунтовые дороги становятся труднопроходимыми из-за грязи в дождливую погоду и из-за пыли – в сухую.

Гравийные дороги.

Несколько более долговечны дорожные покрытия из гравия, к которому в качестве вяжущего добавлен грунт определенного качества. Для повышения водонепроницаемости и прочности дорожного покрытия гравий пропитывают битумом. Этим можно существенно увеличить долговечность дорог с небольшой нагрузкой, если своевременно заделывать выбоины. Покрывать битумом можно также грунтовые и щебневые дороги.

Стабилизированный грунт.

Дорожное покрытие, довольно стойкое к сезонным изменениям влажности и температуры, можно получить, добавив песка к глине или глины к песку либо применив другую комбинацию местных грунтов. Портландцемент, тщательно смешанный с некоторыми видами грунта, дает покрытие, вполне подходящее для умеренно нагруженных дорог. При подготовке материала для грунтоцементного покрытия грунт полностью размельчают, а затем тщательно смешивают на месте с 6–10% цемента на глубину 10 см и более. Дорожному полотну придают нужную форму и уплотняют его укаткой. На поверхность тонким слоем наносят битум, чтобы предотвратить высыхание до схватывания цемента. В некоторых местах поверхность дороги можно экономично укрепить с помощью битума, тщательно смешав его с имеющимся грунтом на глубину 10–25 см. Цементно-грунтовой и битумно-грунтовой слои превосходны в качестве основания и подстилающего слоя дорожной одежды. Поскольку поверхность повреждается в основном быстро движущимися автомобилями, для экономии имеет смысл защитить ее слоем износа.

Макадам.

Макадам, дорожное покрытие, названное по имени его изобретателя, английского инженера Дж.Макадама (1756–1836), – это несколько слоев крепкого щебня, тщательно уплотненного тяжелым катком и соединенного в сплошную массу очень мелким щебнем, укатанным сверху. В результате получается весьма прочный слой. При укатке его поливают водой, что еще больше повышает прочность покрытия.

В США под макадамом чаще понимают дорожное покрытие с битумной пропиткой. Здесь имеются сотни километров автодорог с битумно-щебеночным покрытием, особенно в Новой Англии, где в изобилии имеются крепкие породы. Такая дорожная одежда должна состоять не менее чем из двух слоев на жестком основании. Толщина каждого слоя должна быть ненамного больше максимального размера щебня, чтобы крупные куски щебня вклинивались между более мелкими, повышая прочность слоя. Слои могут быть толщиной 4–10 см, а битума расходуется 5–15 л/м 2 .

Щебень каждого слоя равномерно укладывается машиной и укатывается. Затем битумораспределительная машина заливает его разогретым битумом. Поверх насыпают мелкий щебень и укатывают его по горячему материалу. Точно так же укладывают второй слой, следя за тем, чтобы получалась гладкая поверхность.

Асфальтовые дороги.

Современное гладкое асфальтовое дорожное покрытие (шит-асфальт) состоит из тщательно подобранного по гранулометрическому составу песка, каменной (бутовой) муки и асфальта. Материалы смешиваются смесительной установкой при температуре ок. 175° С, при которой асфальт находится в расплавленном состоянии, смесь доставляется на место, наносится специальной машиной на дорожное полотно и укатывается в горячем состоянии.

Асфальтобетонное покрытие состоит из слоев толщиной 5–7,5 см смеси (приготовленной при температуре около 175° С) взятых в нужной пропорции щебня разных размеров, песка, каменной муки и расплавленного асфальта в качестве вяжущего. Асфальтобетон и гладкий шит-асфальт укладываются на основание из макадама или портландцементного бетона, рассчитанное на соответствующие дорожные нагрузки. Высококачественное асфальтовое покрытие выполняется на надежном основании с подстилающим слоем из классифицированного материала или макадама и 2–5 слоями асфальта. В нижних слоях щебень крупнее, что повышает прочность покрытия и дает экономию, а в верхних – мельче, благодаря чему обеспечивается водонепроницаемость и износостойкость поверхности. Однако дорожная поверхность должна быть в какой-то мере шероховатой во избежание пробуксовки шин и для облегчения вытеснения воды протектором. Полная толщина дорожного покрытия зависит от несущей способности грунта и от предполагаемой транспортной нагрузки.

Асфальт можно смешивать с насыпанным на дорожное полотно щебнем непосредственно на месте строительства, а затем разравнивать и укатывать. Но более предпочтительно использовать горячие смеси заводского изготовления, в которых точно выдержаны пропорции ингредиентов. На заводе щебень сушится и нагревается во вращающейся печи, а затем к нему добавляется отдельно разогретый асфальт, и все эти элементы перемешивается. Для приготовления высококачественных покрытий желательны температуры не ниже 165° С. Горячая заводская смесь быстро доставляется на место, ровным слоем укладывается на дорожное полотно, а затем уплотняется вибрацией и укаткой.

Портландцементное покрытие.

Основание и слой износа такого покрытия обычно объединяются в один слой, который укладывается за одну операцию. Будучи уложен на правильно подготовленный подстилающий слой, портландцементный бетон дает превосходную дорожную поверхность. Высокая износоустойчивость и прочность покрытия достигается, когда 1 часть цемента берется на 2 части песка и 3–4 части гравия или щебня. Если использовать портландцементный бетон в качестве основания для асфальтобетона, то можно взять больше песка и крупного наполнителя, но меньше цемента, и тем самым снизить стоимость дорожной одежды.

Читать еще:  Самый надежный отечественный автомобиль

Толщина бетонного покрытия автодорог и улиц может составлять 20–25 см, тогда как на взлетно-посадочных полосах аэродромов с большими нагрузками она нередко достигает 35 см. По краям дорожного полотна покрытие на ширине 0,6–1,2 м делается на 7,5–10 см более толстым для повышения прочности дороги при минимальных общих затратах. Бетон укладывается на полную толщину за одну операцию. Если же применяется армирующая проволочная сетка, то сначала укладывают 5-см слой бетона, а затем, проложив сетку, заполняют опалубку до конца. При строительстве дороги укладку бетона ведут на ширину 6–9 м, соответствующую двум полосам движения. Посередине этой ширины обычно предусматривают температурно-усадочный шов, так как иначе здесь возникает меандровая трещина.

Бетон для мощения может быть замешен на заводе и доставлен на место влажным; в других случаях смесь составляется на заводе, а замешивается по пути или на месте автобетоносмесителем. Для получения высококачественных покрытий тщательно контролируются влагосодержание наполнителя и доля каждого компонента смеси.

Грунтовое или гранулированное основание под бетонное покрытие точно профилируется, а затем устанавливается стальная опалубка необходимой глубины в виде жестких кромок проезжей части, которую предстоит бетонировать. Бетон наносится на основание и разравнивается машиной. Бетонораспределительная машина перемещается по опалубке, как по рельсам. За ней следует финишер с вибраторами, уплотняющими бетон, и катками, выравнивающими его поверхность. Поверхность проверяется вручную поверочной линейкой и при необходимости подправляется. В заключение она отделывается протаскиванием по ней специальной ленты или мешковины для придания шероховатости. Чтобы в течение хотя бы недели, до схватывания бетона, поверхность не высыхала, ее покрывают составом, предотвращающим испарение, либо накрывают мешковиной, которую регулярно увлажняют.

Современная техника.

Автодороги и мосты необходимо ремонтировать или реконструировать по мере надобности. Срок службы автодорог составляет 20–30 лет, мостов – от 50 до 100 лет.

Современная техника позволяет более эффективно управлять автодорогами, планировать и проектировать их, строить и эксплуатировать. Важное значение приобрели компьютерные системы автоматизированного проектирования, а также компьютерные системы обработки данных, применяемые во всех сферах строительства и эксплуатации автодорог.

Такие достижения современной техники, как инфракрасная термография и грунтопроникающая радиолокация, дают возможность выявлять структурные и физические дефекты автодорог и мостов.

Все более важную роль в регулировании движения по автодорогам начинает играть электроника. Так, ведутся разработки электронных систем управления автомобилем с картой на приборной доске и речевой сигнализацией и систем автоматизированного регулирования дорожного движения в центральных городских районах.
См. также СТРОИТЕЛЬСТВО ГРАЖДАНСКОЕ.

Антонов А.М. и др. Дорожное строительство. Организация, планирование, управление. М., 1981
Кизима С.С. Технология строительства автомобильных дорог. Киев, 1985

Применение новых технологий при планировании затрат на содержание автомобильных дорог Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Нехай Ким, Лебедь Анатолий, Глотов Андрей

Планирование затрат важная составляющая содержания автомобильных дорог. Ее значимость еще более возрастает на фоне общего неблагоприятного состояния, в котором ныне пребывает экономика дорожной отрасли. Между тем, в Краснодарском крае наработан опыт, позволяющий более эффективно планировать затраты на содержание региональных

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Нехай Ким, Лебедь Анатолий, Глотов Андрей

Текст научной работы на тему «Применение новых технологий при планировании затрат на содержание автомобильных дорог»

Применение новых технологий при планировании затрат на содержание автомобильных дорог

Ким НЕХАЙ, генеральный директор ГУ «Краснодаравтодор» Анатолий ЛЕБЕДЬ, заместитель генерального директора ГУ «Краснодаравтодор» Андрей ГЛОТОВ, директор ООО «Амстрад»

Планирование затрат — важная составляющая содержания автомобильных дорог. Ее значимость еще более возрастает на фоне общего неблагоприятного состояния, в котором ныне пребывает экономика дорожной отрасли. Между тем, в Краснодарском крае наработан опыт, позволяющий более эффективно планировать затраты на содержание региональных автодорог.

В условиях хронического не-доремонта автомобильных дорог главной целью ГУ КК «Краснодаравтодор» является обеспечение их сохранности и поддержание их транспортно-эксплуатационного состояния на достигнутом уровне. На первый план в этой ситуации выдвигаются вопросы надлежащего содержания автомобильных дорог. Это — круглогодичная комплексная задача, включающая в себя:

• работы по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода;

• профилактику и устранение постоянно возникающих мелких повреждений;

• организацию и обеспечение безопасности движения;

Успешное решение этой задачи достигается путем точного планирования финансовых затрат на содержание автодорог в привязке к каждому ее конструктивному элементу, необходимому объему работ с определенной цикличностью, — только таким образом можно добиться эффективного целевого использования средств краевого бюджета и осуществлять контроль за каждым вложенным рублем.

Основным способом реализации поставленной задачи является создание и постоянное совершенствование автоматизированной системы определения норматива денежных затрат по содержанию автодорог на основе точных методов расчета, управления проектом по содержанию дорог в течение всего года. Ядром этой автоматизированной системы является программный комплекс «Сметы в дорожном строительстве» (сертификат Госстроя России № РОСС RU.СП11Н00159 от 10.01.2005).

Данный процесс требует полнейшей автоматизации, поскольку управление таким глобальным проектом определяется его объемом, отслеживанием во времени и постоянным статистическим и сравнительным анализом по:

• протяженности сети региональных дорог (8919,9 км) и количеству мостов (581 общей протяженностью 22 848,1 пм);

• объектам содержания автодорог (713), объектам содержания мостов (248), мероприятиям по обеспечению безопасности движения (333) и озеленению (19);

• номенклатуре выполняемых работ с вариантами исполнения (более 700);

• наименованиям ресурсов (более 300);

• транспортным схемам централизованных и технологических перевозок (более 10 тыс.);

• конструктивным элементам дорог и мостов и их характеристикам (300 /1500 тыс. соответственно);

• вариантности назначения объемов работ (более 1 млн.) и т.д.

Планирование дорожных работ для определения норматива денежных затрат на содержание автомобильных дорог осуществляется по следующим статьям бюджета:

• содержание автомобильных дорог и сооружений на них;

• мероприятия по обеспечению безопасности движения;

• озеленение автомобильных дорог

Номенклатура работ разрабатывается

в соответствии с требованиями заказчика ГУ «Краснодаравтодор». При этом учитывается весь комплекс необходимых работ в соответствии с Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденной Минтрансом РФ.

Норматив финансовых затрат на содержание автодорог, дорожных сооружений и мостов определяется на основе алгоритма расчета, разработанного с учетом многолетнего опыта и статистических наблюдений и обеспечивающего единый нормативный подход ко всем объектам с учетом:

• условий расположения дорог (равнинные, горные);

• эксплуатационных категорий автодорог;

• состояния конструктивных элементов автодорог в течение сезона;

• назначенного уровня содержания автодорог — допустимого, среднего и высокого.

Единый нормативный подход устанавливает цикличность, правила определения объемов и условия выполнения конкретной работы в разрезе конструктивных элементов автодорог.

Алгоритм расчета объемов для каждой работы формируется с помощью редактора формул, позволяющего ссылаться на автоматизированную базу данных, содержащую информацию по элементам и их характеристикам, с привязкой к объекту содержания — автодороге.

Актуализация данных, с учетом изменений, происходящих в течение всего года с автодорогой в связи с выполнением на ней комплекса дорожных работ, изменяющих ее характеристики и характеристики конструктивных элементов, производится с помощью удаленного программного модуля базовой подрядной организацией, осуществляющей на контрактной основе содержание дороги. Это имеет центральное значение, так как при выполнении фактических объемов работ подрядной организацией и формировании отчетных документов по сдаче-приемке работ производится привязка объемов работ к конкретным конструктивным элементам автодорог. Этим достигается адресный учет выполнения работ по содержанию, что позволяет проводить анализ и выявлять статистические закономерности.

Анализ вариантов лимита денежных средств позволяет каждому объекту назначить индивидуальный уровень содержания. Как правило, для дорог с высокой интенсивностью движения уровень содержания соответствует среднему, а для дорог с низкой интенсивностью движения — допустимому. По результатам назначенных вариантов уровня содержания получаем итоговый норматив денежных средств на содержание автодорог и мостов.

На основе полученных вариантов объемов работ по объектам содержания дорог и мостов, на уровни содержания (допустимый, средний и высокий) получаем три варианта лимита денежных средств на содержание.

Норматив денежных затрат на содержание автомобильных дорог и мостов на 2006 г. составляет, соответственно, 1 044 558 тыс. рублей и 61 752 тыс. рублей. Однако при формировании доходной части бюджета целевого дорожного фонда в условиях жесткого дефицита производится его корректировка. В этих условиях особое значение приобретают процедуры корректировки объемов работ, обеспечивающие оперативный, справедливый и наг_ лядный

назначение новых циклов выполнения работ, назначаются понижающие коэффициенты к нормативным объемам работ (варианты корректировок) для достижения утвержденного лимита бюджетных средств и устанавливается заказчиком пообъектный требуемый уровень содержания. Согласно последнему и выставляется начальная цена при раз-

мещении государственного заказа на содержание дорог и мостов, и по результатам заключается государственный контракт с победителем.

В условиях дефицита средств было бы неправильным исключить из процесса планирования объемов работ по содержанию базовую подрядную организацию. Это она на протяжении десятилетий выполняла данные работы по объекту и знает его истинное сос-_ тояние. И потому последнее слово при корректировке должно остаться за ней: только она сможет на основе нормативных объемов работ опреде-1ЩЯ1 лить возможность откорректировать объемы с учетом состояния каждого элемента — так, чтобы при этом можно было достигнуть установленной оценки качества содержания автодорог

Следующий блок задач, оказывающий влияние на планирование денежных затрат, лежит в области ценообразования. Документом, регулирующим порядок ценообразования при разработке норматива и планового лимита затрат на содержание региональных автомобильных дорог общего пользования, дорожных сооружений и мостов, является «Порядок определения начальной цены заказчика ГУ КК «Красно-даравтодор» по дорожным объектам, финансируемым из целевого бюджетного дорожного фонда Краснодарского края».

При подготовке данного документа проводятся следующие расчеты:

• уровня заработной платы;

• стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов;

• тарифов на автоперевозки;

Читать еще:  Как надеть колпаки на колеса

• стоимости дорожно-строительных материалов и т.д.;

А также производится сравнение с данными регионального центра по це-

нообразованию в строительстве «Ку-баньстройцена».

Наиболее важной задачей для заказчика в вопросах ценообразования является определение оптимальных транспортных схем. Ее решением являются зоны действия поставщиков и производителей дорожно-строительных материалов. Расчет стоимости материалов производится по каждому объекту от всей номенклатуры возможных поставщиков и с учетом различных вариантов поставок, в зависимости от мощности поставщика, вида перевозок, осуществляемых автомобильным и железнодорожным транспортом, отпускной цены. В результате получаем реальные доли поставок материалов на все объекты содержания.

Основным тормозом при определении норматива затрат на содержание автодорог ранее являлась разработка нормативной базы по содержанию с использованием современных технологий, материалов, техники.

Сегодня, в случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм по предусматриваемым в проекте технологиям работ, выполняется разработка соответствующих фирменных сметных норм (ФСН), которые утверждаются департаментом по строительству Краснодарского края. Фирменные сметные нормы ГУ «Краснодаравтодор» разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами. Наша фирменная нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого и территориального уровня с учетом особенностей содержания дорог, мостов, дорожных сооружений и требований заказчика.

ФСН отражают сложившиеся затраты на эксплуатацию дорожных и строительных машин и механизмов, технологию и организацию работ.

ФСН предназначены для применения подрядными организациями ГУ «Крас-нодаравтодор» на территории Краснодарского края, выполняющими работы по содержанию региональных автодорог общего пользования с привлечением средств краевого бюджета.

Во исполнение требований заказчика, принят следующий порядок разработки нормативной базы, используемой для расчета сметной стоимости, которая бы максимально отражала все технологические процессы и затраты при производстве работ по содержанию автодорог, дорожных сооружений и мостов на основе действующих государственных нормативных документов:

• анализ новых нормативных документов по содержанию автодорог —

Временные сметные нормы на работы по летнему/зимнему содержанию автодорог, на соответствие реально выполняемому технологическому процессу при содержании дорог;

• определение перечня работ, отсутствующих в нормативной базе или требующих уточнения нормативной составляющей для выполнения комплексного процесса производства работ по содержанию дорог и мостов;

• анализ нормативной базы для использования при уточнении (приведении) нормативной базы к требованиям заказчика;

• разработка нормативов на работы, отсутствующие в нормативной базе, на основе проектирования методом аналогов: при отсутствии существенных отличительных признаков новой нормы и нормы-аналога норма принимается применительно к норме-аналогу;

• разработка комплексных норм на работы по содержанию дорог, отсутствующих в нормативной базе, на основе ГЭСН-2001, ЕНиР, ТНиР, ВСН, а также норм, принимаемых применительно к норме-аналогу, с указанием количества работ (коэффициентов перехода от единиц законченной продукции каждого рабочего процесса к единице конечной продукции комплексного процесса) по всем рабочим процессам, включенным в комплексный процесс.

После расчета и утверждения норматива денежных затрат и планового лимита на содержание автодорог и мостов производится подготовка сметной документации как в печатном, так и в электронном виде. После проведения конкурсных процедур победителю конкурса предоставляется программный модуль «Приемка работ», в его составе находится сметная документация.

Данный модуль позволяет производить ежемесячный набор выполненных объемов работ и подготовить пакет требуемых заказчиком документов для пообъектной сдачи-приемки работ, а также осуществлять контроль за соблюдением графика выполнения работ, выполнять

обработку результатов по оценке качества содержания дорог с определением фактического уровня содержания.

Фактические объемы работ по содержанию дорог могут иметь отклонение от сметных: некоторые работы выполняются после существенного изменения технико-эксплуатационного состояния автодороги. В этом случае заключается дополнительное соглашение с заказчиком, и в пределах условий, установленных контрактом, производится допуск подрядчика к программному модулю, позволяющему добавить данные работы.

Все это производится в условиях жесткого пообъектного контроля со стороны заказчика. Ежемесячно через удаленный программный модуль, в который осуществляется сброс информации от подрядчика по выполненным объемам работ и с нарастающим итогом по видам работ, можно проследить остаток лимита до конца финансового года, необходимый для контроля исполнения сметы, и достигнутый уровень содержания по объектам и по району, а также размер штрафных санкций.

Автоматизированную систему определения норматива затрат по содержанию автомобильных дорог можно рассматривать как организационно-управленческую технологию, соответствующую требованиям международных стандартов ИСО 9001-2000. Применение данной технологии в процессе управления затратами проекта содержания региональных автодорог позволяет сформировать систему управления качеством как проекта, так и выполненных по нему работ.

Все разработки по данной автоматизированной системе и расчет норматива денежных затрат на содержание дорог и мостов с 1993 г. осуществляет ООО «Амстрад».

Профессии в сфере строительства: кто строит дороги, мосты и пути сообщения

Строительная отрасль – это не только здания и сооружения. Она намного шире и включает в себя также строительство и ремонт дорог, мостов, тоннелей и прочих путей сообщения. Многие любят шутить, что в России асфальт сходит вместе со снегом. Но на самом деле, суровые погодные условия сильно влияют на дорожное покрытие. Россия существенно продвинулась в строительстве дорог за последние годы, но эта область по-прежнему остается очень актуальной, а соответственно, специалисты по строительству дорог чрезвычайно востребованы.

Причины выбрать профессию в строительной отрасли

В первой части статьи о строительных профессиях мы подробно описывали преимущества работы в этой области. Помимо того, что это очень прибыльная и уважаемая профессия, она пользуется большим спросом. Специалисты по дорожному строительству нужны абсолютно везде. По мере разрастания городов и образования новых населенных пунктов, первое, что необходимо, – это пути сообщения. Без дорог никакое другое строительство не будет иметь смысла.

В то же время дорожное строительство предполагает освоение новых технологий и материалов, которые будут эффективны для нашего климата: высокая влажность, сильные морозы, резкая смена температуры. Этому научат в университетах путей сообщения и строительных университетах. Дорожное строительство можно разделить на:

  • Строительство автомобильных дорог
  • Строительство Ж/Д путей
  • Строительство мостов

Строительство автомобильных дорог

В разных странах для строительства дорог применяют отходные материалы, что существенно экономит деньги и решает вопрос утилизации. Например, в Китае для строительства основания одной скоростной трассы использовали 6 млн. тонн строительного мусора, что позволило сэкономить 47 млн. $, 3,4 млн кубометров песка, 32 тонны угля и 200 гектаров земли, которые нужны были для захоронения отходов.

В Голландии строят дорожное полотно из пластиковых отходов, выловленных из Мирового океана. Этот способ помогает не только экономить на асфальте, но и решать проблему загрязнения окружающей среды и утилизации отходов. Такая технология хорошо зарекомендовала себя для строительства пешеходных зон, так как для автомобильных дорог пластик не дает хорошего сцепления, особенно, во время дождя.

В Америке уже давно успешно применяют переработанные старые резиновые покрышки для строительства дорог. Это увеличивает сцепление и позволяет сократить тормозной путь на 15%. Этот способ тоже способствует улучшению экологии за счет утилизации старых шин.

В 2018 году было выделено 684,5 млрд. рублей на дорожное хозяйство. В России также внедряются новые технологии, которые вы сможете освоить, поступив в университет путей сообщения. У вас будет высокооплачиваемая востребованная профессия и перспективы в будущем.

Строительство ЖД путей

Мы живем в самой большой стране на планете. Перевозка крупногабаритных грузов выгоднее и быстрее по железной дороге, чем по автотрассам. Да и путешествовать в поезд намного комфортнее, чем на машине. Поэтому железнодорожное сообщение имеет огромную роль для транспортировки.

Технологии строительства железных дорог существенно отличаются от технологий автомобильных дорог. Работа по строительству ж/д физически сложная и подходит больше мужчинам. Она осуществляется на на свежем воздухе в любую погоду, поэтому здоровье должно быть крепким.

В основном, профессии в железнодорожном строительстве связаны с инженерными специальностями, такими как: инженер путей сообщения, инженер-проектировщик, инженер-взрывотехник, инженер по эксплуатации железных дорог, инженер-строитель и прочие. Поэтому, если вы любите физику и математику, эта профессия для вас.

Строительство мостов

Самой большой нашей общей гордостью в строительстве мостов является Крымский мост, который считается самым длинным в России и Европе. Это был глобальный проект, над которым трудились тысячи строителей и инженеров. Эти профессионалы создали инженерный шедевр всего за 2 года, что было очень сложно.

А это значит, что наши строительные вузы выпускают специалистов высокого уровня подготовки, которые способны составить конкуренцию многим западным строителям. Если вы хотите участвовать в создании таких грандиозных объектов строительства, выбирайте университеты путей сообщения.

Специалисты, необходимые на любой стройке дорог и покрытий

Строительство дорог, ж/д, мостов и тоннелей не обходится без следующих специалистов:

  1. Инженер-строитель занимается разработкой основных проектных решений, проектной и рабочей документации, участвует в сборе и анализе исходных данных для проектирования, выполняет сложные чертежи и расчеты. Средняя зарплата инженера-строителя – 60 000 – 70 000 рублей.
  2. Техник-строитель – это специалист, который разрабатывает и проектирует дороги и аэродромы, оформляет проектную документацию, делает расчеты технико-экономических показателей строительства. Средняя зарплата техника-строителя – 50 000 рублей.
  3. Асфальтобетонщик – это специалист по укладке бетона и асфальта. Средняя зарплата 25 000 – 30 000 рублей.
  4. Дорожный рабочий работает непосредственно на стройке дорог. Его еще называют строитель дорог. Средняя зарплата дорожного рабочего 25 000 – 30 000 рублей.
  5. Машинист бульдозера из названия понятно, что это водитель бульдозера на строительных работах. Зарплата у него в среднем 55 000 – 60 000 рублей.

Для того чтобы начать свою карьеру в дорожном строительстве достаточно будет закончить автодорожный колледж и начать хорошо зарабатывать. Если вы захотите повысить квалификацию, то сможете продолжить свое обучение в строительном университете и стать инженером. В перспективе можно вырасти до главного инженера и получать от 100 000 рублей в месяц.

Список университетов путей сообщения

Дорожные специальности предлагают 2 программы подготовки специалистов, которые вы можете освоить в следующих вузах:

Источники:

http://liding12.ru/articles/tekhnologiya-stroitelstva-avtodorog/
http://revolution.allbest.ru/construction/00549896_0.html
http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/energetika_i_stroitelstvo/DOROZHNOE_STROITELSTVO.html
http://cyberleninka.ru/article/n/15929801
http://propostuplenie.ru/article/professii-v-sfere-stroitelstva-kto-stroit-dorogi-mosty-i-puti-soobshcheniya/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: